Освоим скандинавскую ходьбу: обучение в городе или тренинг под Бобруйском

Суннизм - frwiki.wiki Суннизм

Основные карактеристики суннизма

Одной из важнейших характеристик суннизма является принятие Корана как священного текста и руководства для мусульман. Сунниты считают Коран прямым откровением Аллаха и соблюдают его наставления в своей повседневной жизни. В Коране содержатся инструкции по вере, морали, правилам общественной жизни и юридическим вопросам.

Еще одной важной чертой суннизма является ориентация на сунну пророка Мухаммада (мир ему). Следование сунне означает придерживаться примера и поступков Пророка, которые мусульмане считают идеальными и образцовыми

Пророк Мухаммад (мир ему) служит образцом для суннитов во всех сферах жизни, включая сферу религии, морали, социального поведения и судебных решений.

Также суннизмом характеризуется практика благородных поступков, таких как милосердие, щедрость и мущуарат (добрые дела). Сунниты стремятся соответствовать высшим моральным принципам веры, их доброта и сострадание проявляются в помощи нуждающимся и поддержке общества.

Кроме того, суннизм придерживается идеи о справедливости и равенстве перед законом

Суннииты стараются соблюдать юридические нормы, основанные на Коране и сунне, и признают важность закона и правильности судебных решений

Священные места

Священными местами суннизма являются для первых трех мест те же, что и у шиитов и хариджитов ( т . Четвертое место занимает исламский университет аль-Азхар в Каире (конкретно его мечеть ) в Египте . Далее следуют другие места (без единодушного согласия и без определенного порядка предпочтения, но рассматриваемые наравне с аль-Азхаром), в том числе мечеть Омейядов в Дамаске , Сирия , Великая мечеть Кайруана (номинально посвященный Сиди Укба б.Нафи’ ) в Тунисе , Гробница Патриархов (или Усыпальница Авраама) в Хевроне , Бухара в Узбекистане , Эйюп (район Стамбула) и Аясофья в Стамбуле в Турции , затем Харар в Эфиопии .

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание — ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Идеи

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Ваххабизм

Религиозно-политическое движение ваххабизм возникло в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1787). Стержнем его умения было представление о единобожии (таухид), согласно которому Аллах является единственным источником творения и только он достоин поклонения со стороны людей. Однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым и вводя различные новшества (бида), к числу которых относится и паломничество в Медину к гробу пророка. По мнению ваххабитов, необходимо очищение ислама, возврат к его изначальным установлениям путем отказа от бида, культа святых и т. д

Важное место отводится идее о джихаде против многобожников и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама. В настоящее время ваххабизм — основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран

Расселение шиитов, суннитов и алавитов

В настоящее время большинство всех мусульман (62%) проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе (это связано с большой численностью населения Индонезии, Пакистана, Бангладеша). Потому-то на Ближнем Востоке соотношении суннитов к шиитам можно определить как 6 к 4. Хотя и здесь соотношение достигнута за счёт шиитского населения Ирана.

Крупные шиитские общины численностью свыше 5 млн человек проживают только в Азербайджане, Индии, Ираке, Йемене, Пакистане и Турции. В Саудовской Аравии проживает порядка 2-4 млн шиитов. На следующей карте можно наглядно ознакомиться с соотношением суннитов (зелёный) и шиитов (фиолетовый) в различных регионах.

Детальная же карта распространения различных течений на Ближнем Востоке представлена ниже.

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда. По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

Ислам: определение и основы

Ислам – это религия, основанная пророком Мухаммедом в VII веке. Она является одной из наиболее распространенных религий в мире с сегодняшним числом прихожан более 1,8 миллиардов человек.

В центре ислама находятся верования, что Бог – Аллах является единственным божеством и Мухаммед был последним из них пророком. Его учение записано в Коране, который считается явлением священного писания. В исламе есть Джихад – священная война против врагов религии, однако она подразумевает защиту веры, а не ее насилие как часто думают.

Основными понятиями ислама являются вера в единого Бога, исполнение пяти обязательных религиозных обрядов, а также соблюдение этического кодекса, предписанного Кораном. Эти пять обрядов: шахада (заявление веры в Бога и последователя пророка Мухаммеда), намаз (молитва в определенные времена дня), закат (пожертвование на благотворительность), сиям (пост в месяц Рамадан) и Хадж (паломничество в Мекку).

Ислам считается одной из трех мировых религий, вместе с христианством и иудаизмом. В мусульманской традиции трактовка верований неоднозначна, что привело к наличию нескольких направлений в исламе, таких как сунниты и шииты. Различия между этими ориентациями прежде всего касаются интерпретации ряда понятий и практик религии.

Первые шаги богословия

Мутазалиты – отделившиеся – возникли из движения мурджиитов и были первыми в процессе формирования исламского богословия. Основную массу последователей составляли хорошо образованные мусульмане.

Основной свой интерес мутазалиты сконцентрировали на разнице трактовок отдельных положений Корана, касающихся природы Бога и человека. Они занимались вопросом свободы воли человека и предопределением.

Для мутазилитов человек, совершивший тяжкий грех, находится в среднем состоянии – он и не правоверный, но и не неверный. Именно это умозаключение Васила ибн Ату, ученика известного в VIII веке богослова, считается началом формирования движения мутазилитов.

Лидеры и иерархия в исламе

Исламский учитель и лидерам играют важную роль в ориентировании и руководстве мусульманской общиной. Они служат не только пастырями и наставниками, но и представляют связь между верующими и их религиозными обязанностями. В Коране, Аллах говорит: «О вы, обратившиеся верою! повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь послу его и посланным из вас» (Сура Ан-Ниса: 59).

Ислам признает имамов и руководителей мусульманской общины, которые являются образцом для других верующих. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Люди – пастухи: и каждый из вас ответственен за своего стада» (Абу Давуд). Это означает, что в исламе лидерство не сводится просто к власти и управлению, но также включает ответственность и заботу о своих подопечных.

Ислам также признает иерархию в рамках вероисповедания. Сура Ан-Ниса 59 аллах говорит: «О вы, обратившиеся верою! повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь послу его и посланным из вас». В этой айе указывается на то, что мусульмане должны повиноваться своим лидерам и следовать их наставлениям в рамках исламского Учения.

Обратившись к исламу как руководству в вопросах повседневной жизни, мы получаем напутствие от аллаха сура: «…И будьте послушными Аллаху и послушивайтесь послов, чтобы вам снисходили милость» (Али имран: 132).
Пророк Мухаммад, мир ему, также сказал: «Тот, кто послушен посланнику, тем самым послушен Аллаху» (Аль-Бухари, Муслим).
Мусульмане учатся от своих лидеров и проявляют верность следуя их примеру

Восприятие верности и послушания обретает важное значение в исламе: «Те из вас, кто повинуется Аллаху и Своему посланнику, добьются великого блага» (Сура Аль-Ахзаб: 71).

Примечания[]

  1. «Сколько мусульман в мире?» // Сайт «Имам. Ру» (www.imam.ru)  (Проверено 19 июня 2014)
  2. Волков В. Основные направления и течения в исламе // журнал «Отечественные записки», 2003. — № 5 (14).
  3. Ислам //  : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

  4. Ignác Goldziher, Muslim Studies, vol. 2, pg. 240. Halle, 1889—1890. ISBN 0-202-30778-6
  5. Scott C. Lucas, Constructive Critics, Ḥadīth Literature, and the Articulation of Sunnī Islam, pg. 106. Leiden: Brill Publishers, 2004.
  6. , Шафиитский мазхаб, с. 295-296
  7. Абу́ Абда́ллах Мухаммад ибн Идри́с аш-Ша́фии deprel.ru
  8. Конфессиональный состав населения России freereligion.ru
  9. Шаблон:Исламист
  10. Верования ногайцев. Кавказский узел. — «Ногайцы в основной своей массе — мусульмане-сунниты ханафитского толка»  Проверено 23 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  11. Мичигишев, Азиз Мусульмане Осетии. Islamdag.ru (31 августа 2010). — «Здешние кумыки сунниты и в большинстве своём придерживаются ханафитского мазхаба, но есть и шафииты»  Проверено 23 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  12. Вольф М.Н. Средневековая арабская философия: Ашаритский калам. — Новосибирск: Новосибирскйи государственный университет, 2008. — 153 с. (см. ISBN )

  13. ↑ ,
  14. , с. 20
  15. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики..
  16. Islam in Qatar (англ.). Government of Qatar. Проверено 13 октября 2014.
  17. , с. 41—61
  18. , с. 401—504
  19. ↑ , с. 76-77
  20. , с. 32
  21. Глава IV: Часть I: Ознакомление с матуридизмом и его основателем: Исследование I: Ознакомление с матуридизмом // Энциклопедия сект, приписываемых исламу. — Dorar.net. (см. ISBN )

  22. ↑ , Матуридизм
  23. ,
  24. , с. 156

Шиизм:

Шиизм — вторая по численности ветвь ислама, приверженцы которой называются шиитами. Шииты считают, что имамат (правление) должно принадлежать прямым потомкам Мухаммада и его жены Фатимы, начиная с ее сына Али. По мнению шиитов, Али и его потомки были незаконно лишены власти и стали жертвами несправедливости. Они считают их особыми духовными и политическими лидерами.

Шииты отличаются от суннитов в особых молитвах и обрядах, а также в святом месте поклонения. Они также допускают алявитов, измаилитов и другие подразделения в шиитской общности, каждое из которых имеет свои особенности и учения.

Несмотря на различия, суннизм и шиизм имеют много общего, и оба направления признают единый Ислам и соприкасаются во многих аспектах вероучения и практики

Важно помнить, что Ислам предоставляет свободу вероисповедания и уважение к разным направлениям ислама должно быть частью нашего повседневного общения и толерантности

История возникновения суннизма

При жизни пророка Мухаммеда и правлении трех Праведных халифов (Абу-бакры, Умара и Усмана) община (умма) сохраняла единство. После того, как в 656 г. халиф Усман был убит, начался раскол, усугубившийся в период конфронтации Али с лидером династии Омеядов – Муавией.

Расширение халифата за счет других народов привело к развитию сектантских и крайних течений, и, в итоге, к расколу в обществе. Против сектантства начала вестись активная борьба во главе с Хасаном аль-Басри. Халиф систематизировал “умеренные” убеждения суннитов, критиковал методы властвования Омеядов, выступив против их тирании.

Именно он впервые употребил понятие «ахль аль-сунна» и другие для определения единой чистой веры и умеренного пути шиитов. Официально это название было введено Ибн Сирином и стало ассоциироваться с правоверным большинством мусульман. Объединяющий термин «ахль ас-сунна валь-джама‘а» стал распространяться среди преобладающего числа верующих, которые следовали по пути Мухаммеда и его сподвижников.

Мусульманам-суннитам удалось сохранить единство уммы, противостоять сектантам при попытке извратить исламское учение и добавить к нему новые элементы, противоречащие священному писанию. Однажды Пророк предсказал раскол общины на множество сект и спасение группы мусульман (наджия), члены которой станут истинными суннитами.

Теоретическая основа ислама у суннитов образовалась благодаря дискуссии с представителями шиизма, хариджизма, мутазилизма и философскими школами. Сейчас наблюдается разница между суннитами, так как учение проповедуют ашаризм, матуридизм и асария (салафия).

История раскола шиитов и суннитов

Это трагическое и глупое разделение не основывается на каких-либо серьезных и глубоких различиях. Оно, скорее, традиционное. Летом 632 года пророк Мохаммед умирал, а за занавеской из пальмовых волокон уже начался спор, кто заменит его — Абу Бекр, тесть Мохаммеда, или Али — зять и двоюродный брат пророка. Борьба за власть и была первопричиной раскола. Шииты считают, что первые три халифа — Абу Бекр, Осман и Омар — некровные родственники пророка — незаконно узурпировали власть, и только Али — кровный родственник — обрел ее законно.

В одно время даже существовал Коран, состоящий из 115-ти сур, в то время как традиционный Коран содержит 114. 115-я, вписанная шиитами, названная «Два светила», была призвана поднять авторитет Али на уровень пророка Мохаммеда.

Борьба за власть в конце концов привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербела (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. В наше время, в так называемый день Ашуры (по мусульманскому календарю в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, люди наносят себе удары цепями и саблями. Сунниты тоже чтят Хусейна, но считают излишним такой траур.

Во время хаджа — паломничества мусульман в Мекку — разногласия забываются, сунниты и шииты вместе преклоняются Каабе в Запретной мечети. Но многие шииты совершают паломничество в Кербела — туда, где был убит внук пророка.

Шииты пролили много крови суннитов, сунниты — шиитов. Самый длительный и серьезный конфликт, с которым сталкивается мусульманский мир — это не столько конфликт между арабами и Израилем, или между мусульманскими странами и Западом, сколько конфликт внутри самого ислама из-за раскола между шиитами и суннитами.

«Теперь, когда осела пыль войны в Ираке, стало ясно, что неожиданными победителями в ней оказались шииты, — писал вскоре после свержения Саддама Хусейна научный сотрудник лондонского Королевского Института по международным делам Май Йамани, — Запад осознал, что местонахождение основных запасов нефти совпадают с теми районами, в которых шииты составляют большинство — Иран, Восточная провинция Саудовской Аравии, Бахрейн и Южный Ирак». Именно поэтому американское правительство заигрывает с шиитами. Даже убийство Саддама Хусейна — это своеобразная подачка шиитам. В то же время — свидетельство того, что сценаристы иракского «правосудия» пожелали внести еще больший раскол между шиитами и суннитами.

Сейчас нет мусульманского халифата, из-за власти в котором и началось разделение мусульман на шиитов и суннитов. Значит, нет уже предмета спора. А теологические различия настолько надуманны, что могут быть нивелированы ради единства мусульман. Нет большей глупости, чем суннитам и шиитам вечно держаться этих различий.

Пророк Мохаммед незадолго до смерти сказал собравшимся в мечети мусульманам: «Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего». Затем Мохаммед обвел людей взглядом и дважды спросил: «Довел ли я это до вас?» Все это услышали. Но сразу после смерти пророка мусульмане стали «рубить друг другу головы», ослушавшись его. И до сих пор не желают услышать великого Мохаммеда.

Не пора ли остановиться?

В мире немало религий, но еще больше каждая религия имеет ветвей. К примеру, в исламе существует два больших направления — сунниты и шииты, которые имеют как теологические, так и некоторые политические разногласия, которые в наше время переросли в полномасштабную войну. Однако уже сейчас многие исследователи этого конфликта понимают, что он скорее политический. Сами же мусульмане, возможно, уже и забыли бы про него, продолжая жить своей жизнью, однако, как оказалось, не все так просто.

На арену вышли правители стран, которым оказалось, выгодно вспомнить древнюю вражду между этими двумя течениями, ведь территории некоторых исламских государств оказались ценны своими ресурсами. Помимо этого, был еще и политический интерес со стороны правящих верхушек самого Востока.

Итак, мы в статье рассмотрим подробнее исторические предпосылки формирования различия суннитов и шиитов, а также к чему все это привело в мире сегодня. Немаловажным будет подумать о подоплеке внезапно вспыхнувших распрей между мусульманами, почему это случилось, отчего так произошло? Все это мы и попробуем осветить в данной статье.

Сунниты будут допускать интерпретацию Корана

Сунниты, являющиеся одним из основных течений в исламской религии, применяют принципы толерантности и гибкости при интерпретации Корана. В отличие от других течений, в которых интерпретация Корана считается строго установленной и неизменной, сунниты признают возможность различных толкований и понимания священного текста.

Для суннитов важным является контекст и исторические обстоятельства, которые влияли на откровение Корана, и поэтому они могут предлагать различные интерпретации, основанные на этих факторах. Это позволяет адаптировать религиозные нормы к современным условиям и потребностям сообщества.

Гибкость в интерпретации Корана позволяет суннитам учиться и развиваться, учитывая современные научные и культурные достижения. Такой подход способствует обновлению религиозного понимания и адаптации к изменяющемуся миру.

Сунниты верят, что их религия не должна быть жестко ограничена одним толкованием Корана, а должна допускать разные точки зрения и диалог с другими верующими. Это позволяет создать более толерантное и открытое общество, где каждый может свободно выражать свои убеждения и идеи.

Оцените статью