Распространение суннитов: где они преобладают?

Суннизм

Содержание термина ахлю сунна валь-джамаа

Термин ахлю сунна ва-ль-джаммаа, объединяет тех, кто неприемлет нововведения (бид’а) и отказ от следования мнению большинства (джама’ата). Следует отметить, что под сунной и новшеством здесь подразумевается то значение, которое из этих двух терминов понимало большинство. На протяжении всей истории ислама невозможно назвать группу мусульман, которые поддерживали бы отклонение от традиций и склонность к нововведению и ереси. В настоящее время единственные группы мусульман, которые исключены из ахлю сунны ва-ль-джамаа, — это группы шиитов и абадитов.
Но с исторической точки зрения следует отметить, большинство ахлю сунны ва-ль-джамма не считали своими последователями некоторые ветви мусульманского богословия, такие как мутазилиты и мурджииты.

Для подробного объяснении исторических границ между ахлю-сунной валь-джамаа с другими группами необходимо учитывать многие моменты, но разграничение между ахлю сунной валь-джамаа и другими группами в нынешнюю эпоху практически основано на мнении о первых халифах. Следовательно, ахлю сунна валь-джамаа, не смотря на разнообразия во взглядах среди своих последователей, единогласно считает, что правление четырёх халифов после посланника Аллаха (с) было законным. В то время как шииты, в основном имамимты и исмаилиты, считают, что после посланника Аллаха (с) первым халифом должен был стать Али бин Аби Талиб (а). Абадиты же критикуют правление Усмана и Али ибн Аби Талиба (а). Зейдиты – шиитская группа в правовых вопросах придерживающаяся суннитского ученного Абу Ханифы, поэтому считается ближе к Ахлю сунне ва-ль-джамаа, чем другие шиитские группы, по причине некоторых убеждений в отношении имамата также не вхожа в число последователей ахлю сунны.

Хуситы и зейдиты (джарудиты)

1. Адепты и распространение.

Зейдизм достаточно широко распространён в шиитском мире – в Йемене, Иране, Ираке. Общая численность зейдитов на данное время – порядка 8 миллионов человек. При этом хуситы являются йеменскими последователями зейдизма.

2. Название.

Зейдизм получил своё название по имени основателя — Зейда ибн-Али. Хуситы – йеменские зейдиты, участники вооружённой группировки «Ансарулла». Получили своё прозвище в честь основателя и лидера этой группировки, Мухаммеда аль-Хуси, погибшего в 2004 году в гражданской войне в Йемене.

3. История возникновения.

Зейдиты являются последователями Зейда ибн-Али, внука первого шиитского имама. В начале 8 века Зейд поднял восстание против Омейядских халифов, но потерпел поражение и был убит.

4. Идеология и обычаи.

Зейдиты, несмотря на свою принадлежность к шиизму, во многом имеют сходство и с суннитами. Так, они отрицают учение о пришествии мессии Махди, божественную сущность имамов. Но при этом они являются одним из самых радикальных и воинственных направлений в шиизме, считающих, что имамом достоит стать только тот из рода Али, кто возьмёт в руки меч борьбы за халифат.

История[]

В период жизни пророка Мухаммада и первых трёх Праведных халифов мусульманская община (умма) была единой. После убийства халифа Усмана (656) в мусульманском обществе произошел раскол, который ещё более углубился в процессе противостояния Али с Муавией. После расширения Халифата некоторые покорённые народы (иудеи, христиане, зороастрийцы) пытались привнести в исламскую доктрину привычные им воззрения из своих прошлых верований. Это способствовало развитию сектантства и крайностей в воззрениях, приведших к расколу общества. Против сектантства и крайностей выступили многие сподвижники и их последователи (табиины), придерживавшиеся умеренного пути. Основоположниками этого пути можно считать Ибн Умара, Ибрахима ан-Нахаи, Хасана аль-Басри и Абу Ханифу и других исламских богословов.

Большую роль в систематизации «умеренных» убеждений суннитов сыграл Хасан аль-Басри, изложивший своё видение политических проблем и сектантства. Он подверг критике методы правления Омейядской династии и выступил против их тирании. Хасан аль-Басри заявил о запрете поддерживать власть, повеления которой противоречат положениям Корана и сунны. Это заявление он сделал, основываясь на хадисе Пророка о запрете подчинения повелению людей, которые призывают к греху против Аллаха. Он был сторонником терпения и пассивного сопротивления, уповая на помощь Аллаха, а не вооруженных выступлений против власти. При этом мусульмане должны действовать только в соответствии с предписаниями факихов, избегая самодеятельности.

Хасан аль-Басри также занял жесткую позицию, «обособив» основоположника мутазилизма Васила ибн Ата, пытавшегося привнести свои взгляды по вопросу людей, совершивших большие грехи (кабаир), и по проблеме предопределения (кадар). Воззрения «крайних» шиитов и хариджитов, которые считали людей, совершивших грехи, вышедшими из лона ислама, он также отверг. Для обозначения «умеренного» пути и единой и чистой веру, которая была до возникновения смуты, сектантства и гражданского противостояния в обществе Хасан аль-Басри использовал такие термины «ахль аль-сунна», «ахль аль-хакк», «ахль аль-джамаа», «ахль аль-хадис». Термин «Ахль аль-Сунна» впервые был введён Ибн Сирином (ум. 728), которым стали называть представителей правоверного большинства мусульман. В отношении суннитов применялся также термин «ахль аль-хакк валь-джамаа», введённый Абу аль-Лейсом ас-Самарканди (ум. 898). Со II века хиджры для обозначения суннитов употреблялись также термины «ахль аль-хакк ва аль-истикама», «ахль ас-сунна ва ан-накль», «асхаб аль-хадис». Ещё позднее, для подавляющего большинства мусульман, следовавших путем пророка Мухаммада и его сподвижников, появился обобщающий термин «ахль аль-сунна валь-джамаа», который также встречается впервые у Абу аль-Лейса ас-Самарканди в работе «аш-Шарх аль-фикх аль-акбар».

Понятие «ахль ас-сунна» являлось выражением противодействия против деятельности различных раскольничьих сект. Сунниты сохранили единство уммы, не позволив членам различных сект привнести в религию недозволенные нововведения и исказить исламское вероучение. Согласно традиции, Пророком Мухаммадом предсказано разделение исламской общины на многочисленные секты, а также о том, что среди мусульман будет «спасённая» группа (наджия), которой и будут представители «ахль аль-сунна ва’ль джамаа».

В результате ожесточенной полемики с шиитами, хариджитами, мутазилитами и различными философскими школами в исламе выработались и систематизировались теоретические основы убеждений суннитов. Все это нашло отражение в суннитских мировоззренческих школах матуридитов, ашаритов и асаритов (салафитов), которые по сегодняшний день представляют доктрину суннитов. Эти три направления ортодоксальной исламской мысли имеют между собой некоторые различия, которые не носят принципиального характера. Выдающимися учёными, развившими положения ортодоксального ислама были Абу Мансур аль-Матуриди, Абуль-Хасан аль-Ашари, Абу Хамид аль-Газали, Ибн Таймия и другие. Одновременно с мировоззренческими школами развивались и правовые школы (мазхабы) суннитов, среди которых в получили широкое распространение ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхаб. Большинство представителей ханафитского мазхаба является матуридитами, большинство маликитов и шафиитов — ашариты, а ханбалиты — салафиты.

Файл:Islam by country.png

Страны с долей мусульман больше 10 %зелёный: сунниты, красный: шииты, синий: ибадиты.

Возникновение Ислама и его Основные Учения

Одно из основных учений Ислама — это монотеизм, вера в единого Бога, Аллаха. В Коране говорится: «Веруешь ли ты, что в другом многоосновного нет в другом?». Это заклинание становится основой для ислама. Верующие признают, что Аллах един и обладает абсолютной властью над всем миром.

Другое важное учение Ислама — это вера в пророков. Пророк Мухаммад является последним и самым значительным из пророков

Согласно Корану, «Мухаммад — посланник Аллаха и его слово обладает истиной». Исламские последователи признают пророка Мухаммада как руководителя и учителя и следуют его примеру в своей повседневной жизни.

Принципиальный элемент ислама — это выполнение пяти основных обязанностей, которые называются «пиллярами ислама». Эти пилляры включают в себя шахаду (единобожие), салат (молитва), закят (пожертвование), саум (пост) и хадж (паломничество в Мекку). Практика этих обязанностей является основой для чистоты и духовной жизни мусульманина.

Исследование Корана и традиций пророка Мухаммада способствует развитию мудрости и духовного роста каждого мусульманина. Следование учениям Ислама позволяет верующим жить справедливо, мирно и милосердно к другим

Важно понимать историю возникновения Ислама и его основные учения, чтобы привести более гармоничную и счастливую жизнь

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Ключевые отличия суннитского и шиитского ислама

Одной из основных причин расхождения между суннитским и шиитским исламами является вопрос легитимности правления в мусульманском мире. Суннитские мусульмане считают, что лидером должен стать достойнейший представитель сообщества, в то время как шииты считают, что лидер должен быть членом семьи пророка Мухаммеда.

Другое отличие заключается в том, как правильно исламскому сообществу следовать пророческой традиции (сунне). Сунниты верят, что следует соблюдать наставления Мухаммеда, но это не означает имитирование его жизни. Шииты же стремятся к идентификации с Мухаммедом на более глубоком уровне.

Кроме того, сунниты и шииты имеют разные точки зрения на вопрос наследования. Шииты считают, что прав на наследование принадлежат только родственникам пророка Мухаммеда и его потомкам, а сунниты считают, что наследниками могут быть любые близкие родственники.

И, наконец, есть различия в религиозной практике. Например, в шиитском исламе паломничество на могилы святых или пророков может играть большую роль в духовной жизни, чего нет в суннитском исламе. Более того, в некоторых шиитских странах существует практика знаменитого праздника Ашура, который не существует в суннитском мире.

Ключевые отличия между суннитским и шиитским исламами являются достаточно серьезными, чтобы привести к политическим и социальным конфликтам в некоторых странах.

Представители суннизма придерживаются следующих тезисов:

1. Вера в единство Аллаха и принятие пророка Мухаммеда как его последнего посланника.

2. Признание Шариата, законов Ислама, как основы жизни и регулирования всех сфер общественной и личной жизни.

3. Уважение и признание остальных пророков, переданных в Коране и сунне, включая Ису и Моисея.

4. Признание ангелов, адского огня и последнего суда.

5. Признание открытого и сокрытого значения Корана.

6. Признание пяти столпов Ислама: вера, молитва, пост, пожертвование и хадж.

7. Приверженность справедливости и соблюдение договоров.

8. Уважение к преданиям и обычаям пророка Мухаммеда и его сподвижников.

9. Соблюдение традиционных обрядов и практик, таких как обрезание и молитвы в мечети.

Исмаилиты

1. Адепты и распространение.

На настоящий момент в мире насчитывается около 15 миллионов исмаилитов, являясь одним из крупнейших шиитских направлений. Проживают в основном на территории Ирана, Ирака, Средней Азии, а также на юге Саудовской Аравии.

3. История возникновения.

Возникновение исмаилизма восходит к 765 г., когда шестой имам шиитов лишил своего сына, Исмаила, права наследовать духовную власть. Причиной послужили радикальные настроения наследника, стремившегося вступить в борьбу за власть с Омейядскими халифами. В результате в среде шиитов произошёл раскол: наиболее радикальные признали своим имамом Исмаила. Расцветом исмаилизма принято считать 10 – 12 века, когда на территории Египта существовало государство исмаилитов со столицей в Каире, а сама религиозная доктрина распространилась от Афганистана и Средней Азии до Магриба.

4. Идеология и обычаи.

Данное течение во многом вобрало в себя фрагменты соседних религий и культов: зороастризма, христианства, иудаизма. Главным отличием исмаилитов от остальных шиитов заключается в принятие ими догмы о божественной сущности всех шести пророков, от Адама и Авраама до Иисуса и Мухаммеда. По представлению исмаилитов, Аллах вселил в сущность каждого из них часть своей божественной сути. В качестве мессии они признают не имама Махди, а своего основоположника Исмаила.

Суннизм

Суннизм, одно из основных направлений ислама. Считается ортодоксальным,
«правоверным». Последователи суннизма называют себя «ахль ас-Сунна» (людьми
Сунны), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Считается, что
суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх халифов — Абу Бакра, Омара,
Османа и Али, достоверность канонических сборников хадисов (преданий о Мухаммеде
и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в
VIII—IX вв.; всего существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее
авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом,
ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа), которые являются основой всей религиозной и
общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в
соответствии с одной из религиозно-правовых школ.

Как направление суннизм выделился уже в первом столетии существования ислама
в результате борьбы за власть между сторонниками и родственниками пророка
Мухаммеда — родными убитого третьего халифа Османа (644—656) из мекканского рода
Омейя и сторонниками четвёртого халифа Али (656—661), двоюродного брата и зятя
пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков —
Алидов на власть, на имамат — посредничество между Богом и людьми, духовное и
политическое руководство общиной и образовали другое направление в исламе —
шиизм.

Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью,
сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X в. халиф
превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив
политическую власть.

Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения — фикха.
Его основами последователи суннизма признают Коран, Сунну, иджму и кыяс. Иджма
предусматривает согласное мнение богословов — законоведов по отдельным
религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и
выражает мнение всей мусульманской общины суннитов; кыяс означает суждение о
непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными
положениями.

На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс
мусульманского права — шариат (конец VIII — начало IX вв.). Сунниты разделились
на последователей четырёх правоверных мазхабов (юридических школ) — ханафитов,
маликитов, шафиитов и ханбалитов. Основатели этих мазхабов, существующих до
настоящего времени, — Абу Ханифа (около 699 — 767), Малик ибн Анас
(708/715—795), аш-Шафии (767—820) и Ибн Ханбаль (780—855) были признаны
непререкаемыми авторитетами, применявшими «иджтихад» — самостоятельное, не
зависимое от других толкование религиозного права. После них двери «иджтихада»
были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и
политическим явлениям стало производиться при помощи «фетв» — заключений высших
авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее
изданных «фетв».

В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с
их проведением. Наиболее важными праздниками являются: «ид аль-адха» — праздник
жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), «ид аль-фитр» — праздник
разговения (1—2 числа месяца шавваль), «маулид ан-наби» — день рождения пророка
(12 числа месяца раби аль-авваль), «мирадж» — ночь чудесного вознесения пророка
на небеса (27 числа месяца раджаб), «лайлат аль-кадр» — ночь предопределения (27
числа месяца рамадан). Во многих мусульманских странах эти праздники отмечаются
на государственном уровне. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа)
терпимо относится к местным традициям и обычаям — адату, урфу, кануну, которые
регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности
согласованы с шариатом и приравнены к нему.

Суннитами является большинство мусульман стран Африки и большей части Азии
(кроме Ирана, Ирака, Бахрейна, Омана, Ливана, Азербайджана). Всего, по
приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83% всех мусульман.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 835-836.

Пересмотр концепции суннизма

В 2016 году совет, учрежденный Великим имамом Азхара ( Ахмед ат-Тайеб ) и объединивший 200 суннитских деятелей со всего мира, собрался с целью определения личности тех, кто называет себя ахл ас-сунна ва л. -jamā’ah ( арабский  : أهل السنة والجماعة  ; «люди традиции Мухаммеда и религиозного большинства») или, короче, ахл ас-сунна ( أهل السنة  ; «люди суннизма») путем противостояния различным группам, считающимся потерянными . По завершении своей работы суннитские высокопоставленные лица согласились с тем, что люди суннитского толка; в ашаритах и Maturidites , на уровне веры  ; в Hanifites , то маликиты , тем Chafeites и Hanbalites , на уровне закона  ; и суфии имама Джунаида аль-Багдади , на уровне гнозиса , нравов и очищения ». 

В ответ на исламистский терроризм , то Совет Грозного заявляет , что ваххабизм не является частью суннизма. Таким образом , этот совет вновь подтверждает отлучение от Мухаммеда бен Abdelwahhab произносятся с середины XVIII E  века по Sherifs и муфтиев из Мекки , то одобряя опровержение против «потерянного человека , который вводит в заблуждение» под названием: Книга с целью предотвращения » заблуждение и подавление невежества и написано ханбалитским богословом Сулейманом бен Абдельваххабом (который является не кем иным, как его собственным братом).

Расширение ислама за пределами Аравии

Ислам был религией, которая начала распространяться за пределы Аравии в VII веке. Этому способствовали военные завоевания и миссионерская деятельность. Исламские войска начали завоевание Византийской империи в начале VII века, и уже к середине века исламский мир был значительно расширен.

Многие люди, принимающие ислам, были привлечены его простотой и единообразием. В исламе нет священников и иерархии, и все мусульмане, независимо от их статуса, считаются равными перед Богом. Многие из этих характеристик включали социально и политически культурные факторы. Например, рабовладение было распространено в ранней арабской культуре, и исламский вероучение того времени отказалось от этой практики.

  • Ислам распространился в Иране и соседних странах благодаря уходу от жесткого завоевания, поскольку исламские власти позволяли не-мусульманам сохранить свои религиозные обычаи.
  • В Индии ислам распространился во время правления султанов, которые занимались миссионерской деятельностью и брачными союзами.
  • В Африке ислам распространился менее насильственным путем, чем в других регионах. Это связано с тем, что арабы и мусульмане были заняты торговлей, и их интересовало сохранение мирных отношений с местными племенами.

Исламская культура и традиции претерпели изменения во взаимодействии с разными культурами и народами. Тем не менее, ислам сохраняет свое единство и духовность во всем мире и остается одной из важнейших религий в мире.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ .
  2. . The Future of the Global Muslim Population – Executive Summary. Pew Research Center (27 января 2011). Дата обращения: 3 апреля 2013.
  3. Ислам //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Ignác Goldziher, Muslim Studies, vol. 2, pg. 240. Halle, 1889—1890. ISBN 0-202-30778-6
  5. Scott C. Lucas, Constructive Critics, Ḥadīth Literature, and the Articulation of Sunnī Islam, pg. 106. Leiden: Brill Publishers, 2004.
  6. , Шафиитский мазхаб, с. 295—296.
  7. Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — С. 251—252. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7.
  8. . Кавказский узел. — «Ногайцы в основной своей массе — мусульмане-сунниты ханафитского толка». Дата обращения: 23 марта 2013.
  9. Мичигишев, Азиз . Islamdag.ru (31 августа 2010). — «Здешние кумыки сунниты и в большинстве своём придерживаются ханафитского мазхаба, но есть и шафииты». Дата обращения: 23 марта 2013.
  10. Вольф М. Н. Средневековая арабская философия: Ашаритский калам. — Новосибирск: НГУ, 2008. — 153 с.
  11. ↑ , Ханбалитский мазхаб.
  12. , с. 20.
  13. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики.
  14. , с. 41—61.
  15. , с. 401—504.
  16. ↑ , с. 76—77.
  17. , с. 32.
  18. // Энциклопедия сект, приписываемых исламу. — Dorar.net.
  19. ↑ , Матуридизм.
  20. , Шафиитский мазхаб.
  21. , с. 156.

Мутазалиты

1. Адепты и распространение.

В настоящее время мутазалиты является малочисленной философской школой в исламе шиитского толка. Последователи мутазалита встречаются в разных странах мира, при этом не играя нигде активной роли в жизни общества.

2. Название.

Мутазалит (المعتزلة‎) переводится как «отделившиеся, отшельники». Сами себя называют «последователи справедливости и единобожия».

3. История возникновения.

Возникновение мутазалитства относят к периоду большой смуты в мусульманской умме (конец 7 – начало 8 веков). Часть исламской общины, поддержавшая неудачное восстание Зейда ибн-Али против власти халифов Омейядов, подверглась преследованию и репрессиям. В результате они вынуждены были скрываться в пустынях, горах и прочих уединённых местах, что и послужило причиной их названия. После свержения династии Омейядов, гонения на мутазалитов прекратились и они смогли занять высокие посты при Дамасских и Багдадских халифах. Расцвет мутазалитства пришёлся на 9 – 12 века, после чего их влияние на жизнь мусульманского общества пошло на спад.

4. Идеология и обычаи.

Мутазалитство во многом схоже с другими шиитскими течениями ислама – зейдизмом или хариджизмом. В основе мутазалитства лежат пять постулатов: божественная справедливость, единобожие, неотвратимость божьего наказания, возможность промежуточного состояния человека (между верой и неверием), борьба со злом.

Догматические течения

Сторонники тех или иных правовых школ также относили себя к одному из догматических направлений суннизма.

  1. Ашаризм. Распространен среди шафиитов и маликитов. После X в. получил статус главной школы калама – рассуждений на философско-религиозную тему. Призван решать теологические споры между мутазилитами и асаритами, сторонниками свободы воли (кадаритами) и судьбы (джабаритами), а также противоречия между номинализмом и рационализмом в понимании божественных особенностей. Ашариты отвергали таклид – слепое следование духовным авторитетам, не подвергая сомнению истинность их суждений.
  2. Матуридизм. Его основатель оперировал аргументами калама и “доводами разума” в полемике представителей джахмизма и мутазилизма. Его взгляды во многом совпадают с представлениями ашаритов. Доктрины обоих лидеров (аль-Матуриди и Абуль-Хасана аль-Ашари) направлены на борьбу с еретическими взглядами мутазилитов.
  3. Асария. Суннитская школа вероубеждения (акиды) отличается преданностью традиционализму и обычному толкованию основных источников вероучения (сунны и Корана). Школой исключается иносказание. Объяснение непонятных фраз асариты сопровождают идеей о том, что только Бог правильно их понимает, и люди не вправе интересоваться истинным смыслом.

Матуридиты

3. История возникновения.

Течение возникло в Х в., основоположником его был самаркандский теолог аль-Матуриди. Окончательно идеи матуридизма сформировались к 13 веку. Последователями матуридитской философской школы были правители Османской империи.

4. Идеология и обычаи.

Матуридиты большое значение уделяют изучению хадисов – высказываний и свидетельств о делах и мыслях Мухаммеда. В отличие от сторонников «чистого ислама» возводят в культ почитание могил и мавзолеев праведников. Считают, что наказание за грехи не может быть вечно, и по искуплению их души из ада перемещаются в рай, где могут лицезреть Аллаха.

Оцените статью