Разнообразие направлений в исламе: суннизм, шиизм, хариджизм

Ислам шиизм суннизм хариджизм Суннизм

Содержание религии, ее сущность

Профессиональный религиовед скажет, что у вероисповеданий ― христианства и ислама ―  один источник. У них много общего: единобожие, имена пророков, идея возникновения человечества, священная книга и т. д. Эти два учения ― части одного целого, только способы проявлять веру и любовь к Богу различаются.

В мусульманской религии верят в Бога, пророков, самым почитаемым из которых является Мухаммед (Магомед), а также в ангелов (божественных слуг) и демонов (отрекшихся от Аллаха). Священная книга, в которой изложено содержание 5 столпов, рассказано о возникновении Вселенной, приведены другие древние тексты на арабском языке, ― своеобразный «домострой» типичного мусульманина.

Столпы (предписания), которые формируют учение в целом:

непосредственно вера, ее исповедание, чтение богослужебных книг;
молитва (священный намаз), которая читается каждый день в конкретные часы;
соблюдение поста (уразы) в месяц Рамазан (по важности сопоставим с Великим постом в православии);
паломничество (хадж) по святым местам (в Мекку ― место зарождения ислама);
подаяние (закят), благотворительность, посильная помощь обездоленным.

Столпы веры в Коране многие века воспринимались мусульманами, как в наши дни  ―  статьи Гражданского кодекса. Так появились права и обязанности исламских граждан, основанные на новом шариате. Шариат ― свод законов, который являлся фундаментом мусульманского законодательства. Нарушение любого из предписаний расценивалось как преступление и давало волю властям наказывать отступников, сажать в тюрьму или казнить.

В некоторых регионах до сих пор существуют строжайшие запреты на приобретение алкоголя. Там помнят о таком грехе, как пьянство: за него можно было получить 40 ударов плетьми, а за организацию бунта или богохульство ― 40 или даже 100 ударов. Такие жестокие меры применялись и за пристрастие к азартным играм, занятие проституцией, прелюбодеяние.

Таблицы разности течений

В данном разделе дана краткая харрактеристика различий между основными течениями, направлениями и школами ислама.

Сунниты и Шииты

Сунниты и шииты поклоняются единственному Богу — Аллаху и чтут одну книгу — Коран.

Краткая характеристика разницы между шиитами и суннитами
Сунниты Шииты
Передача власти халифа
Сунниты допускают передачу власти халифа в результате всенародного голосования и признают законность правления первых трёх праведных халифов Шииты считают, что власть в Халифате должна передаваться только среди потомков праведного халифа Али и дочери пророка Мухаммеда — Фатимы. Шииты не признают законность правления первых трёх праведных халифов
Праздники
Сунниты как и шииты отмечают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. В день Ашура (10 мухаррама) сунниты соблюдают желательный пост по случаю избавления народа Израиля от фараона. День Ашура (Шахсей-вахсей) связан с мученической смертью внука пророка Мухаммеда Хусейна ибн Али. Траурные мероприятия включают в себя поминальные вечера и шествия, читаются хутбы о событиях Ашуры. В этот день шииты одеваются в чёрное и бьют себя в грудь, исполняя траурные песнопения. В некоторых регионах (Пакистан, Ирак) среди шиитов получила распространение практика нанесения себе кровоточащих ран мечом или цепями, однако эт практика вызывает критику как со стороны суннитов, так и самих шиитов.
Сборники хадисов
Сунниты признают авторитетными шесть сборников хадисов (Сахих-Сита), к которым относятся: 1. Сахих аль-Бухари (ум. в 256 г. х./870 г.) — 7397 хадисов. 2. Сахих Муслима (ум. в 261 г. х./875 г.) 3. Сунан Ибн Маджаха (ум. в 273 г. х./887 г.) 4. Сунан Абу Дауда (ум. в 274 г. х./888 г.) 5. Джами аль-Тирмизи (ум. в 279 г. х./892 г.) 6. Сунан аль-Насаи (ум. в 303 г. х./915 г.) У шиитов общепризнанными являются четыре сборника хадисов, к которым относятся: 1. «Аль-кафи». Автор — Абу Джафар Мухаммад ибн Йакуб ибн Исхак Кулейни Рази (ум. в 329 г. х.) — около 16000 хадисов. 2. «Ман ля йахдуруху аль-факих» Абу Джафара Мухаммада ибн Али ибн Хусейна ибн Мусы Бабавейха Куми (ум. в 381 г. х.) — 5920 хадисов. 3.«Тахзиб аль-ахкам фи шархи аль-макнаати лиш-шейх аль-муфид». Автор — Абу Джафар Мухаммад ибн Хасан ибн Али Туси (ум. в 460 г. х.) — 13590 хадисов. 4.«Аль-истибсар фи ма ихталяфа мин аль-ахбар» или просто «Аль-истибсар». Авторство также шейх Туси (ум. в 460 г. х.) — 5511 хадисов. Между тем,шииты признают как достоверные большинство хадисов, приведенных в шести суннитских сборниках.
Временный брак (мута)
Запрещен. Сунниты признают, что временный брак был разрешён пророком Мухаммадом во время одного из военных походов, но вскоре был им же отменён. Аят на который ссылаются шииты в качестве доказательства дозволенности временного брака большинство суннитских богословов трактуют как выплату калыма (махр) Разрешен. Шииты утверждают, что временный брак был разрешён в аяте «… А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению. И нет греха над вами, в чем вы согласитесь между собой после установления.» (Коран, 4:24) и не был отменен никаким другим аятом, поэтому практикуют его и по сей день. Количество временных браков у шиитов не ограничено.
Мазхабы
Сунниты придерживаются четырьмя общепризнанными мазхабами: ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. У шиитов распространён джафаритский мазхаб. Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада», а также непризнание иджмы в качестве доказательств.
Непогрешимость имамов
Сунниты не признают непогрешимость людей и считают, что все люди (кроме пророков) имеют грехи. Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере.
Места поломничества (зияраты)
Сунниты считают обязательным паломничество к Запретной Мечети в Мекке и дозволенным посещение Мечетей Пророка и Аль-Аксы. Шииты помимо трёх мечетей (Запретная Мечеть, Мечеть Пророка и Аль-Акса) совершают паломничество в город Кербела (Ирак) к мавзолею имама Хусейна, для совершения обряд поминовения имама Хусейна.
Скрытый имам. Махди
.
Такия
.
Имамат. Вилаят Али. Столпы Ислама
.
Раджа
.

Идейные течения Ислама

С самого становления исламской религии разногласия по различным вопросам вероубеждения возникали среди мусульман достаточно часто, и эти вопросы можно разделить на несколько общих групп:

  1. К первой группе можно отнести вопросы, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, возможное или невозможное среди Его качеств, сама возможность толковать качества Его сущности и качества Его действий. В таких вопросах имеют расхождения течения саляфитов, каррамитов, ашаритов, мутазилитов, муджассимитов.
  2. Ко второй группе вопросов можно отнести те, которые связаны с Божественной справедливостью, предопределением жизненного пути, свободной волей и принуждением человека, понятием касба. Расхождения в этих вопросах имеют такие исламские течения, как наджжариты, каррамиты, кадариты, джабариты и ашариты.
  3. К третьей группе относятся вопросы, которые связаны с покаянием и верой, условиями отсрочки и угрозы наказания, случаями обвинения в заблуждении и неверии. По таким вопросам расходятся во мнении такие направления ислама, как мурджииты, каррамиты, ашариты и мутазилиты.
  4. Еще к одной группе вопросов можно отнести те, которые связаны со Священной Книгой Коран, понятиями зла и добра, разума и Божественной благодати, а также непогрешимости в пророчестве и имамата, условий его установления и передачи. По таким вопросам расходятся во взглядах хариджиты, шииты, мутазилиты, каррамиты и ашариты.

Как сложилось исторически среди ашаритов преобладает число последователей шафиитского мазхаба (Чечня, Дагестан, Ирак, Сирия, частично Египет, Индонезия) и маликитского мазхаба (Север Африки). Матурдиты же в большинстве своем являются последователями ханафитского мазхаба – Южная Азия, Турция, Средняя Азия, Башкортостан, Татарстан. По своим взглядам они ближе к ашаритам.

Когда появились течения и направления в Исламе

Течения в исламе – это основные направления исламской религии, которые возникли еще во время правления династии Аббасидов, когда началось расхождение этих течений по причине того, что арабскими исследователями массово переводились иноязычные труды ученых из Древней Греции и Персии на арабский язык для мусульманской общины, а затем переводы этих трудов подвергались интерпретации с исламской точки зрения.

Общность религии Ислама сплачивала общину мусульман, но в мусульманских странах возникали этноконфессиональные противоречия. И именно эти противоречия легли в основу тех различий, на основе которых возникли течения суннизма и шиизма – они касались вопросов правоприменения и не касались догматики.

Ислам – единая религия всех мусульман, но это не исключает наличия разногласий между представителями основных направлений Ислама. Между представителями разных течений Ислама существуют также достаточно значительные несовпадения в вопросах, касающихся основных принципов юридических решений, а также в вопросах характера мусульманских религиозных праздников. Расходятся представители разных исламских течений и в своем отношении к иноверцам.

По сведениям большинства источников, сунниты составляют 85 % от всего мусульманского мирового населения. Еще 15 % составляют преимущественно шииты, а также представители мелких мусульманских сект – алавитов, ахмадитов, ибадитов, друзов, исмаилитов и прочих.

Различные течения в исламе: полное сравнение и ответы на вопросы!

  • Суннизм: Самое большое течение в исламе, которое придерживается традиций Пророка Мухаммеда и первых его последователей (праведных халифов). Суннизм также включает 4 правовые школы — Ханафитскую, Маликийскую, Шафейскую и Ханбалийскую.
  • Шиизм: Это второе по величине течение в исламе, придерживающееся учения, что наследником Пророка Мухаммеда должен быть его родственник, в основном потомок его дочери Фатимы и зятя Али. Шииты также разделены на различные подтечения.
  • Суфизм: Это мистическое течение, которое акцентирует внутреннюю духовность и постижение Божественной любви. Суфизм часто привлекает приверженцев, стремящихся к духовному развитию и близости к Аллаху. Часто суфизм включает в себя практики медитации и центрирования.
  • Хариджиты: Это группа, возникшая в первые десятилетия после смерти Пророка Мухаммеда, которая активно боролась за социальную и экономическую справедливость. Концепция хариджитов о власти отличается от остальных течений ислама.

Теперь рассмотрим некоторые вопросы, которые часто возникают относительно различных течений в исламе:

  1. Каково число приверженцев каждого течения? Суннизм — самое многочисленное течение в исламе, охватывающее около 85-90% мусульманского населения. Шиизм составляет около 10-15% приверженцев, а суфизм и хариджиты составляют меньшую часть мусульманского населения.
  2. Какие основные различия в учении между этими направлениями? Основные различия касаются вопросов преемственности руководства после смерти Пророка, основополагающих правил и идей о духовной практике. Каждое направление также имеет свои подтечения, которые могут различаться в учении и практиках.
  3. Как относятся эти направления к другим религиям и верованиям? Ислам в целом признает другие религии и учения, но в различных течениях могут быть нюансы отношения к другим верованиям. В основном ислам поддерживает мирное сосуществование.
  4. Как течения в исламе работают внутри каждой страны? В каждой стране различные течения в исламе имеют различные уровни влияния. В некоторых странах, например, Иране, Шиизм является государственной религией. В других странах разные течения существуют более равноправно.

В конечном итоге, каждое течение в исламе имеет свои особенности и значение для их последователей. Выбор течения зависит от индивидуальных убеждений и предпочтений каждого мусульманина.

Шиизм

Шииты на протяжении всей истории ислама вели борьбу за возвращение власти потомкам Али. Наиболее успешно эту борьбу вели зайдиты и исмаилиты, которым удавалось в разных концах мусульманского мира (Табаристан, Йемен, Египет) создавать алидские государства.

Согласно шиитской доктрине, имам исполняет три функции:

1. Правителя исламской общины, преемника пророка в устроении людских дел.

2. Толкователя религиозных знаний и права, конечного авторитета в толковании Корана и преданий.

3. Высшего духовного авторитета, ведущего людей к пониманию скрытого смысла вещей.

И настоящее время шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского ислама придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Йемена и Бахрейна.

Религиозно-политические идеологии

Исламизм

Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата.

Панисламизм

Панисламизм (др.-греч. Pan — «всё» и араб. Islam‎‎ — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности; и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Школа мутазилитов

В начале IX века в исламе оформилась уже самостоятельная первая чисто богословская школа мутазилитов («му‘тазила» — буквально, обособившиеся). Именно представители этого первого в каламе направления сформулировали и разработали основную богословскую проблематику, в рамках которой, в основном, работали и последующие богословские школы в исламе. Мусульманская историография считает основоположниками этого направления, мутазилизма, Васила ибн Ата (умер в 748 году) и Амра ибн Убайда (умер в 761 году), хотя реально доктрина мутазилитов оформилась несколько позже, в первой половине IX века, и вот один из уже реальных представителей этой школы был Абу Хузайл ал-Аллаф.

Основные положения доктрины мутазилитов таковы. Единобожие, которое заключалось в решении проблемы способов описания Бога и соотношения Его сущности и атрибутов. Вторая проблема — божественная справедливость, которая подразумевала прежде всего решение проблемы предопределения и свободы воли. Принцип мутазилитов — поскольку Бог справедлив и не может быть иным, то, соответственно, Он не может творить зло. Зло исходит от человека, который наделен свободой воли. Третья позиция получила название «обещания и угрозы». Это проблема воздаяния за дела человека, область практической этики. Четвертая проблема — промежуточное состояние. Это критерии различения веры и неверия. И, наконец, пятая богословская проблема или положение — «повеление и запрещение», если буквально переводить. Это проблемы верховной власти, проблемы отношений между главой общины, халифом, и самой общиной.

Единство Бога (таухид), согласно мутазилитам, предполагает Его неподобие чему бы то ни было. Бога не только нельзя описывать в антропоморфных понятиях, но Ему также нельзя приписывать нетождественные Его сущности атрибуты, в том числе и атрибут речи. И вот исходя именно из этого положения, мутазилиты утверждали сотворенность Корана. Согласно мутазилитам, если мы утверждаем, что Коран не сотворен, мы признаем нечто совечное Богу, а это уже ширк (многобожие).

Согласно положению о божественной справедливости, Бог творит только наилучшее и не нарушает Им же установленный порядок. Он не может быть источником зла. Как я уже сказал, дурные и неразумные поступки совершает человек. Согласно третьему положению, обещания покорным Божьей воле и угрозы грешникам, которые даны в богооткровенном законе, непреложны, и никакое заступничество пророка, ни даже милосердие Божье не могут их изменить.

С помощью четвертого положения о промежуточном состоянии мутазилиты пытались выработать компромиссное решение о статусе в общине мусульманина, который совершил тяжкий грех. В отличие от мурджитов, мутазилиты считали, что такой человек перестает быть правоверным, однако, в противоположность хариджитам, утверждали, что он не становится неверным при этом, а занимает как бы срединное положение между ними.

И, наконец, пятый принцип, «повеление и запрещение», касающийся верховной власти, основывался на кораническом предписании: «Вы самый лучший народ из всех, какие возникали среди людей: повелеваете доброе, запрещаете худое и веруете в Бога» (3:110). Это положение, которое обязывает мусульман всеми средствами утверждать добро и противиться злу. Это положение мутазилиты рассматривали, преимущественно, в политическом плане. Важнейшая задача предводителя правоверных, то есть халифа, — способствовать не только словом, не только делом, не только убеждением, но и мечом торжеству правой веры.

Этот принцип взяли на вооружение седьмой аббасидский халиф ал-Мамун (годы правления – 813-833) и два его преемника, аббасидских халифа, которые попытались ввести мутазилитское учение в качестве государственного вероисповедания. Этот недолгий период в истории ислама получил в мусульманской историографии название «испытания» (михна), поскольку все ведущие богословы испытывались на лояльность вот этой официальной доктрине и должны были публично подтвердить свое согласие с мутазилитским тезисом о сотворенной природе Корана.

Салафизм и ваххабизм: особенности и отличия от основных течений

  • Салафизм – это течение, которое придерживается идеи возвращения к исламу первых поколений мусульман, так называемым «сахабам». Салафисты стремятся следовать прямым указаниям Корана, сунны и действиям пророка Мухаммеда. Они считают, что истинное понимание ислама возможно только через применение эталонов первых поколений. Салафизм пропагандирует тщательное подражание пророку и его сподвижникам.
  • Ваххабизм – это консервативное, ультраконсервативное (интерпретация Мухаммеда и пророцирования Пророка Мухаммеда). Основателем ваххабизма считается Мухаммад ибн Абдул Вахаб, который жил в XVIII веке. Ваххабизм идеологически связан с Саудовской Аравией и распространен в некоторых странах Мусульманского мира. Ваххабисты полагают, что ислам должен быть понимаем и практиковаться так, как это делали первые мусульмане в эпоху пророка Мухаммеда. Ваххабизм считает, что ислам должен быть очищен от всех «неправильных» учений и практик, которые, по их мнению, существуют в современном исламе.

Оба течения салафизма и ваххабизма выделяются своим стремлением к чистоте веры и ригористическим толкованием основных исламских текстов. Однако существуют и отличия в их подходах и идеях:

  • Салафизм обычно не предлагает конкретной политической программы, в то время как ваххабизм нацелен на создание политической системы, основанной на строгом выполнении шариата.
  • Салафизм отрицает нужду в современном образовании и науке, сосредотачиваясь на чтении и изучении священных текстов и классической исламской литературы. Ваххабизм признает значение современного образования, но подчеркивает его соответствие исламским принципам.
  • Салафизм отличается большей толерантностью и инклюзивностью по отношению к другим мусульманам и течениям ислама, в то время как ваххабизм считает, что другие течения являются еретическими и отверженными.

В заключение, салафизм и ваххабизм представляют собой два разных течения в исламе, имеющих свои особенности и идеи. Они оба стремятся к чистоте веры и ригористическому исполнению основных исламских принципов, но отличаются в своих подходах и отношении к другим течениям ислама.

Рассмотрение ислама и его текущие течения

Ислам — одна из крупнейших религий в мире, имеющая множество последователей. Несмотря на то, что ислам является единым учением, со временем внутри него сложились различные течения и направления, которые демонстрируют разнообразие интерпретаций и практик этой религии.

Существует несколько основных течений в исламе, которые имеют свои отличия в религиозных, обрядовых и культурных аспектах:

Суннизм

Суннизм является крупнейшим течением в исламе и имеет наибольшее количество последователей. Сунниты придерживаются учения и практик Пророка Мухаммада, а также соблюдают Путь Сунны (соблюдение традиций пророка). Они признают Абу Бакра как первого калифа после смерти Пророка и принимают Коран и сунну (традиции Пророка) как источники своей веры.

Шиизм

Шиизм является вторым крупным направлением в исламе и распространен в основном в Иране, Ираке, Ливане и Бахрейне. Шииты считают, что преемником Пророка был его кузен и зят Али, а затем его потомки (имамы), которые обладают особыми духовными и политическими качествами

Они признают Коран и сунну, но в то же время уделяют большое внимание вопросу преемничества Али и его потомков

Хариджиты

Хариджиты — одно из ранних расколов в исламе, их количество и влияние существенно сократилось со временем. Хариджиты отличаются своим принципиальным отношением к управлению и свободе вероисповедания. Они считают, что любая мусульманская община может выбрать своего лидера независимо от его родственной связи с Пророком.

Суфизм

Суфизм — это мистическое течение в исламе, стремящееся к интимному и прямому осознанию Божественного присутствия и духовного совершенства. Суфизм акцентирует внутреннюю сторону религии и наставляет своих последователей на поиск близости к Богу через постоянное познание и самоотвержение. Он является значительной частью мусульманской культуры и искусства.

Ваххабизм

Ваххабизм — это консервативное направление в суннизме, возникшее в XVIII веке

Оно подчеркивает важность буквального и буквенного толкования исламского закона. Ваххабиты стремятся к возвращению к исламу, как он был во времена Пророка, и отвергают многие практики, которые они считают несоответствующими оригинальному учению

Это лишь несколько основных течений внутри ислама, и каждое из них имеет свою особенность и культурное влияние в разных регионах мира. Понимание этих различий позволяет получить более полное представление о характере и истории ислама.

Хариджизм

Самая ранняя в истории ислама религиозно-политическая группировка хариджитов образовалась в ходе борьбы за власть в Халифате между сторонниками Али и Муавии. Хариджиты считали несправедливой наследственную власть в халифате, поскольку она закрепляет неравенство в мусульманской общине и выдвигает халифа не по личным достоинствам, а по кровному родству; поэтому глава государства и он же духовный руководитель (имам) должен избираться самими мусульманами. Верховный пост халифа вправе занять каждый мусульманин, независимо от его происхождения и цвета кожи. Ни он сам, ни его власть не имеют священного статуса; община его выбирает, община же может его сместить, а если избранный халиф окажется недостойным доверия, станет тираном или предаст интересы общины ради своих личных интересов, то он может быть предан суду или даже казнен.

Хариджиты участвовали во многих крупных восстаниях и мятежах, потрясавших Халифат, и своим фанатизмом и непримиримостью вызывали беспощадное отношение к себе со стороны халифской власти, в рейтинге чего движение было почти полностью уничтожено к концу IX века. В настоящее время члены ибадитской общины существуют в Омане, Северной и Восточной Африке.

Оцените статью