- Особенности и отличия ваххабизма от суннизма и шиизма
- Религиозные убеждения шиитов
- Идейные течения Ислама
- Чем еще отличаются сунниты и шииты
- Первые шаги богословия
- Распространение и развитие
- Распространение через завоевания
- Вызовы и перемены
- Духовные школы
- Суннизм
- История шиитов и суннитов
- Современные течения в суннизме
Особенности и отличия ваххабизма от суннизма и шиизма
Основными отличительными особенностями ваххабизма является его упор на монотеизм, толкование исламского закона (шариата) и отношение к культурам и традициям. Ваххабизм утверждает, что ислам должен быть пониман буквально и дословно, без каких-либо дополнительных толкований или интерпретаций. Это делает ваххабизм более консервативным и ригидным сравнительно с другими направлениями ислама.
Один из основных принципов ваххабизма заключается в том, что только Аллаху принадлежит право принимать религиозные решения, и никто не может претендовать на статус посредника между верующими и Богом. Ваххабизм призывает к абсолютной вере в Аллаха и к отказу от любых посредников и промежуточных обрядов или поклонений.
Ваххабизм также самоидентифицируется как благочестивое изначальное учение исляма. Это отличает его от суннизма и шиизма, которые возникли позже и имеют свои особенности и интерпретации учения пророка Мухаммада. Таким образом, ваххабизм стремится придерживаться более строгих норм и идеалов ислама, которые могут отличаться от тех, что были установлены в истории развития суннизма и шиизма.
Религиозные убеждения шиитов
Шииты (от shiat
A
li
– партия Али
) являются меньшинством в ветке ислама. Их общая численность не превышает 110 миллионов человек. Основные принципы религиозных убеждений шиитов
:
- После смерти халифа Али, верят, что управлять мусульманским движением должны его потомки.
- Найдя противоречия в Коране, часть шиитов ставят под сомнение истинность писания.
- Позволяют себе вступить во временный брак (mu”tah), который легально заключается на определенное время.
- Молятся утром, днем и вечером.
- Утверждают, что Аллаха нельзя увидеть ни в жизни, ни после смерти (в вечном мире). Связь с ним можно поддерживать через имам
– выдающего богослова, который заведуют мечетью.
Идейные течения Ислама
С самого становления исламской религии разногласия по различным вопросам вероубеждения возникали среди мусульман достаточно часто, и эти вопросы можно разделить на несколько общих групп:
- К первой группе можно отнести вопросы, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, возможное или невозможное среди Его качеств, сама возможность толковать качества Его сущности и качества Его действий. В таких вопросах имеют расхождения течения саляфитов, каррамитов, ашаритов, мутазилитов, муджассимитов.
- Ко второй группе вопросов можно отнести те, которые связаны с Божественной справедливостью, предопределением жизненного пути, свободной волей и принуждением человека, понятием касба. Расхождения в этих вопросах имеют такие исламские течения, как наджжариты, каррамиты, кадариты, джабариты и ашариты.
- К третьей группе относятся вопросы, которые связаны с покаянием и верой, условиями отсрочки и угрозы наказания, случаями обвинения в заблуждении и неверии. По таким вопросам расходятся во мнении такие направления ислама, как мурджииты, каррамиты, ашариты и мутазилиты.
- Еще к одной группе вопросов можно отнести те, которые связаны со Священной Книгой Коран, понятиями зла и добра, разума и Божественной благодати, а также непогрешимости в пророчестве и имамата, условий его установления и передачи. По таким вопросам расходятся во взглядах хариджиты, шииты, мутазилиты, каррамиты и ашариты.
Как сложилось исторически среди ашаритов преобладает число последователей шафиитского мазхаба (Чечня, Дагестан, Ирак, Сирия, частично Египет, Индонезия) и маликитского мазхаба (Север Африки). Матурдиты же в большинстве своем являются последователями ханафитского мазхаба – Южная Азия, Турция, Средняя Азия, Башкортостан, Татарстан. По своим взглядам они ближе к ашаритам.
Чем еще отличаются сунниты и шииты
Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али — друг Аллаха».
Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:
- Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
- Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
- Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
- Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
- Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.
Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов — имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.
Первые шаги богословия
Мутазалиты – отделившиеся – возникли из движения мурджиитов и были первыми в процессе формирования исламского богословия. Основную массу последователей составляли хорошо образованные мусульмане.
Основной свой интерес мутазалиты сконцентрировали на разнице трактовок отдельных положений Корана, касающихся природы Бога и человека. Они занимались вопросом свободы воли человека и предопределением.
Для мутазилитов человек, совершивший тяжкий грех, находится в среднем состоянии – он и не правоверный, но и не неверный. Именно это умозаключение Васила ибн Ату, ученика известного в VIII веке богослова, считается началом формирования движения мутазилитов.
Распространение и развитие
Ислам сегодня является второй по величине мировой религией. Исторически суннитский ислам быстро расширялся и распространялся как военная и политическая сила, что позволило распространиться суннитской вере и правовым традициям.
Распространение через завоевания
Первые мусульманские завоевания создали центр ислама – Сирию, Египет и Персию. Во второй половине седьмого века н.э. была завоёвана Северная Африка. На Западе арабы вошли в Испанию из Северной Африки в 711 году. На Востоке арабские завоеватели пересекли реку Инд и захватили субконтинент Индии. К концу 17 века мусульманские моголы правили большей частью Индии.
Тем временем, в 14 веке турки-османы захватили большую часть Балкан в Восточной Европе. В течение следующих двух веков Османская империя распространилась на Египет, Северную Африку и Ближний Восток, простираясь на северо-запад почти до Вены, Австрия, и на северо-восток почти до Киева, Украина.
Вызовы и перемены
В течение XIX и XX веков суннитский ислам (как и другие ветви веры) столкнулся с вызовами далеко идущих изменений, происходивших во всем мире, включая рост глобализации, влияние западной культуры и ценностей на традиционные общества, подъем массовых коммуникаций, расширение возможностей для путешествий и социальной мобильности, драматическое развитие науки и так далее. Одним словом, современность сопровождается секуляризацией, при которой некоторые аспекты социальной, культурной и политической жизни становятся менее доминирующими по отношению к традиционным религиозным идеям. Сегодня сунниты и другие мусульмане сталкиваются с реальными вызовами их концепции и практике ислама в современном мире.
Духовные школы
Существуют две основные богословские школы: ахаризм и матуридизм . Третий – атаризм .
- Ash’ari (буквализм и рационализм), основанный Абу аль-Хасан аль-Ach`arî (873-935) является одним из ведущих богословских течений. Среди прочего, он был принят среди маликитов Магриба Аль-Мазри и среди хафитов Аль-Газали , мистиком и правоведом, который считает, что откровение выходит за рамки человеческого разума. Однако эта богословская школа отличается от традиционалистов-атаристов, считая, что иногда необходимо добавить аргументы к откровению, содержащемуся в Коране и сунне, чтобы объяснить определенные двусмысленности и опровергнуть определенные мысли, считающиеся еретическими, такие как антропоморфизм . Эта методология богословских рассуждений называется калам и позволяет проводить определенную осторожную и ограниченную интерпретацию текстов, а не строго буквалистскую. Таким образом, ашаризм смог показать совместимость раскрытых текстов с разумом.
- Матуриди основан Абу Мансур аль-Матуриди (944). Вполне меньшинство до принятия его турецкими племенами Средней Азии , в то же время, когда они приняли ханафитскую юридическую школу . Матуридизм – богословская школа, идентичная аш’аризму и особенно распространенная среди суннитов ханафитской юриспруденции. Имам-основатель этой доктринальной школы был современником имама Абу аль-Хасана аль-Ахари. Вместе они остаются основным ориентиром для суннитов с точки зрения веры.
Сунниты, а именно ашариты и матуридиты, объяснили, что человек не создает свои действия, а приобретает их. Другими словами, человек направляет свою волю на действие, и именно Бог его создает.
Суннизм
Суннизм – это второй вариант разрешения вопроса власти в Исламе. Представители данного течения после смерти Мухаммеда настаивали на том, что управление как духовной, так и светской сферами жизни должно концентрироваться в руках уммы – религиозной общины, которая избирает из своего числа предводителя.
Суннитские улемы – хранители правоверия – отличаются ревностным следованием традициям, древним письменным источникам. Поэтому наряду с Кораном большое значение играет Сунна – свод текстов о жизни последнего пророка. На основе этих текстов первые улемы выработали свод правил, догматов, следование которым означает движение правильным путём. Суннизм – это религия книжной традиции и подчинения религиозной общине.
В настоящее время суннизм – наиболее распространённое течение ислама, охватывающее около 80 % всех мусульман.
История шиитов и суннитов
В общем-то, это было лишь началом многовекового, если и не конфликта, то спора и порой ярого противостояния суннитов и шиитов. Наиболее значимые события представлены ниже:
Год |
Событие |
Описание |
630-656 гг. | Правление четырёх «праведных халифов» | Спор между шиитами и суннитами по вопросу наследника пророка привёл к последовательному избранию 4 халифов, т.е. фактической победе суннитов |
656 г. | Избрание пятым халифом Али ибн Абу Талиба | Лидер шиитов таки стал главой праведного халифата спустя 26 лет. Однако противники обвинили его в причастности к убийству предыдущего халифа. Началась Гражданская война |
661 г. | Али был убит в мечети в г. Куфа | Между лидером суннитов Муавией и сыном Али Хасаном был заключён мир. Муавия становился халифом, но после смерти должен был завещать правление Хасану |
680 г. | Смерть Муавии | Своим наследником халиф объявил вовсе не Хасана, а своего сына Язида. Вместе с тем, Хасан умер задолго до этого, а обещание Муавии вовсе не распространялось на потомков Хасана. Сын Хасана Хусейн не признаёт власти Язида. Начинается очередная Гражданская война |
680 г. | Смерть Хусейна | Война продлилась недолго. Войска халифа взяли город, где находился Хусейн, убили его, двух его сыновей, многих сторонников. Произошедшая резня в Кербеле сделала Хусейна мучеником для шиитов. Сын Хусейна Зайн аль Абидин признал власть Язида |
873 г. | Смерть Хасана аль Аскари | Род Али прервался. Всего правило 11 имамов, которые были прямыми потомками Али |
В дальнейшем шиитской общиной продолжать руководить имам, однако, в большей степени как духовный лидер. Политическая же власть сохранялась за суннитскими правителями.
Современные течения в суннизме
Современные течения в суннизме представлены различными школами и идеологиями, которые развились в рамках суннитского ислама. Несмотря на то, что все они признают исламскую веру и следуют Учению Пророка Мухаммада, существуют определенные различия и споры между ними.
Одним из наиболее распространенных течений в суннизме является ашаритская школа теологии. Ашариты отстаивают концепцию предопределения всего, что происходит в мире, и учат, что все происходящее происходит по воле Аллаха. Они также подчеркивают исламские догмы, такие как единобожие и пророковедение.
Другой известной школой в суннизме является мутазилизм. Мутазила отвергают концепцию предопределения и считают, что человек имеет свободу выбора и ответственность за свои поступки
Они акцентируют внимание на разумении Корана и отрицают буквальное толкование некоторых его аятов
Суфизм также является важной составляющей современного суннизма. Суфийские мистики стремятся к духовному совершенству и близости к Аллаху через молитву, медитацию и аскетизм
Они учат, что Бог не только недоступен, но и находится внутри каждого человека, и люди могут обрести единение с Ним через внутреннюю реальность.
В последние десятилетия распространился влиятельный салафизм, который стремится вернуться к первоначальному исламу и подчеркивает необходимость следования примеру Пророка Мухаммада и его сподвижников. Салафиты придерживаются буквального толкования Корана и Сунна и отвергают все инновации, которые возникли после времени Пророка.
Однако, помимо этих главных течений, внутри суннизма существует множество меньших направлений, которые отличаются в своих учениях и практиках
Важно отметить, что данные течения идут рука об руку с различными культурными и национальными традициями, что делает ислам очень многообразным и богатым
Современные течения в суннизме
Течение
Описание
Ашаритская школа теологии
Ученики ашаритов считают, что все события предопределены Аллахом, и подчеркивают важность исламских догм
Мутазилизм
Мутазила утверждают, что человек имеет свободу выбора и отчасти отвергают концепцию предопределения
Суфизм
Суфийские мистики стремятся к духовному совершенству через молитву, медитацию и аскетизм
Салафизм
Салафиты стремятся вернуться к первоначальному исламу и отвергают все инновации после Пророка