Разделение мусульман: история и причины различий между шиитами и суннитами

Направления в исламе суннизм шиизм Суннизм

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции ­– растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Хариджиты

Хариджиты – это представители религиозно-политического движения Хариджизм, и название этого течения в переводе с арабского означает «покинувшие» или «выступившие». Это движение преимущественно имело радикальный характер и зародилось во время правления халифа Али после того, как состоялась битва Сиффин. Основателями движения стали некоторые воины халифа Али, которых не удовлетворил результат третейского суда, они считали себя врагами Муавии и Али, после чего встали на путь войны и перешли к активным диверсионным и военным действиям против них.

К концу восьмого века в среде хариджитов произошла череда расколов, и движение распалось на несколько течений – суфритов, ибадитов, аджрадитов, байхаситов, надждатитов, азракитов, мухаккимитов и некоторых других. К концу двадцатого века численность хариджитов стала составлять до трех миллионов человек. В Омане хариджизм имеет господствующий характер – в этом государстве его представляет группа ибадитов, которые к иноверцам утратили активную нетерпимость.

Указ халифа ал-Кадира

Вот одной из таких попыток в очередной раз установить некое подобие правоверию было предпринято в 1017 году (433 год по хиджре), когда аббасидский халиф ал-Кадир издал указ, в свою очередь завизированный ведущими багдадскими богословами. В этом указе излагались основные вероисповедные истины суннитского большинства. Этот указ представляет интерес прежде всего как документ, который знаменует окончание эпохи становления суннитского богословия. За каждым положением указа три века напряженной и жесткой идейной борьбы различных направлений и школ, но тем не менее этот указ тоже не стал, так сказать, общепринятым, обязательным.

Ну вот несколько примеров из этого указа. «Человеку необходимо знать, что Бог един, нет у Него товарищей, не родил Он никого и не был рожден, нет равного Ему». Здесь практически приводится 112-я сура Корана: «Бог не брал Себе ни товарища, ни дитя и нет у Него соправителей в царстве Его. Он первый, который вечно был, и Он последний, который никогда не перестанет быть. Он властен над всем и ни в чем не нуждается. Пожелает Он что-либо, Он говорит: «Стань!» и это становится».

Опять же кораническая формула: «Следует также знать, что Слово Бога не сотворено . Он произнес его и открыл его посланнику Своему через Гавриила. Гавриил, услышав его от Него, повторил его Мухаммаду, Мухаммад повторил сподвижникам своим, а они повторили общине. И повторение Слова существами человеческими не есть сотворенное, ибо это само Слово, произнесенное Богом, а оно не было сотворено. И так остается во всех случаях: будет ли оно повторено или сохранено в памяти, будет ли написано или услышано». Это уже чисто ханбалитское положение: в любой форме, произнесенное, написанное и так далее, кораническое слово остается несотворенным. «Тот же, кто утверждает, что оно было сотворено в каком бы то ни было состоянии, тот неверующий, кровь которого разрешается пролить, после того как он покается». «Следует также знать, что вера — это слово, дело и разум. Слово — посредством языка, дело — посредством опор. Вера может становиться больше и меньше, больше — путем повиновения, меньше путем ослушания».

И далее идут уже политические принципы: «Следует любить всех сподвижников пророка, ибо они лучшие из созданий после самого посланника Бога. А самый лучший из всех и благороднейший после посланника Бога — Абу Бакр, за ним Умар, затем Усман, потом Али ибн Абу Талиб», то есть перечисляются все четыре праведных халифа. «Кто поносит Аишу — нет тому доли в исламе, и о Муавии следует говорить только хорошее и не пускаться в споры из-за них обоих». Тоже очень важный опять же принцип лояльности, потому что шииты не признавали Аишу, любимую жену Мухаммада, поскольку она была противницей Али, и шииты также не признавали Муавию, считая его узурпатором. Суннизм утверждает лояльность и всем четырем праведным халифам, и Аише, и Муавии.

«И кто придерживается всех этих принципов, тот на правильном пути, поскольку такова вера верующих по обычаю и такова вера общины. Кто придерживается этой веры, тот стоит у истоков чистой истины, под правильным руководством и на правом пути». Заканчивается вот этот свод вероисповедных положений хадисом: «Как-то спросили пророка: «По отношению к кому следует быть исполненным добрых намерений?» И пророк ответил: «По отношению к Богу, Его слову, посланнику Его и всем верующим»». Лояльность, признание Бога и Корана, посланника Божьего и мусульманской общины.

Что такое хадис

Хадис – это жизнеописание Пророка (с.а.в.), предназначенное для рассказов о правилах жизни мусульманина. Сунна же, в свою очередь, учит мусульман жить так, как завещано Аллахом, разъясняет Его слова и действия.

При этом все достоверные хадисы считаются правдивыми, ведь слова Пророка (с.а.в.) – «Кто из вас начнёт приписывать в этих словах небывалое, после смерти отправится в огонь».

Однако хадисы не стоит считать биографией Пророка – это скорее, описание того, как следует вести себя в различных жизненных ситуациях, в отличие от биографии, написанной Абу Мухаммад Абд аль-Малик ибн Хишам аль-Химьяри, известного как ибн Хишам. Именно он довёл до ума самую раннюю биографию Пророка Мухаммада (с.а.в.) за авторством Ибн Исхака, согласно которой можно сделать выводы о происхождении и земной жизни Пророка.

Оцените статью