Основные течения и направления в современном исламе

Суннизм Суннизм

Политика в суннитском исламе

В ранней суннитской практике халифа назначали или выбирали из-за его добродетелей, которые затем приветствовала вся община. После 661 года халифат стал более или менее наследственным. Не все мусульмане-сунниты принимали наследственный или династический принцип, потому что он не гарантировал, что халиф был хорошим человеком. В связи с этим возник вопрос, оправдан ли восстание против аморального или несправедливого халифа. Те, кто известен как Мурджи’а, утверждали, что для сохранения единства общины нужно подчиняться даже явно плохому правителю. Они утверждали, что только Богу известно, что на самом деле в сердце человека. Другие, в том числе хариджиты, считали, что править должен только хороший, набожный мусульманин и что противодействие аморальному, несправедливому или нечестивому правителю и восстание против него полностью оправдано и, по сути, является религиозным долгом. Эта партия отвергла авторитет Сунны, утверждая, что придерживается только Корана. Они убили тех, кто, по их мнению, перестал быть истинным мусульманином, включая Али.

Начиная с девятнадцатого века, многие мусульмане утверждали, что принципы шуры и иджма по своей сути демократичны, и что вместо наделения властью одного человека следует избрать собрание для коллективного толкования ислама. Меньшинство утверждает, что первоначальное сочетание религии и государства в лице Пророка, увековеченное в халифате, было чисто косвенным, и что политику и религию можно разделить, и что исламские общества могут функционировать как светские государства, хотя законы будут отражать мусульманские ценности как вопрос демократических принципов в любом государстве с мусульманским большинством.

Суннизм

Суннизм, одно из основных направлений ислама. Считается ортодоксальным,
«правоверным». Последователи суннизма называют себя «ахль ас-Сунна» (людьми
Сунны), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Считается, что
суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх халифов — Абу Бакра, Омара,
Османа и Али, достоверность канонических сборников хадисов (преданий о Мухаммеде
и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в
VIII—IX вв.; всего существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее
авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом,
ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа), которые являются основой всей религиозной и
общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в
соответствии с одной из религиозно-правовых школ.

Как направление суннизм выделился уже в первом столетии существования ислама
в результате борьбы за власть между сторонниками и родственниками пророка
Мухаммеда — родными убитого третьего халифа Османа (644—656) из мекканского рода
Омейя и сторонниками четвёртого халифа Али (656—661), двоюродного брата и зятя
пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков —
Алидов на власть, на имамат — посредничество между Богом и людьми, духовное и
политическое руководство общиной и образовали другое направление в исламе —
шиизм.

Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью,
сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X в. халиф
превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив
политическую власть.

Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения — фикха.
Его основами последователи суннизма признают Коран, Сунну, иджму и кыяс. Иджма
предусматривает согласное мнение богословов — законоведов по отдельным
религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и
выражает мнение всей мусульманской общины суннитов; кыяс означает суждение о
непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными
положениями.

На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс
мусульманского права — шариат (конец VIII — начало IX вв.). Сунниты разделились
на последователей четырёх правоверных мазхабов (юридических школ) — ханафитов,
маликитов, шафиитов и ханбалитов. Основатели этих мазхабов, существующих до
настоящего времени, — Абу Ханифа (около 699 — 767), Малик ибн Анас
(708/715—795), аш-Шафии (767—820) и Ибн Ханбаль (780—855) были признаны
непререкаемыми авторитетами, применявшими «иджтихад» — самостоятельное, не
зависимое от других толкование религиозного права. После них двери «иджтихада»
были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и
политическим явлениям стало производиться при помощи «фетв» — заключений высших
авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее
изданных «фетв».

В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с
их проведением. Наиболее важными праздниками являются: «ид аль-адха» — праздник
жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), «ид аль-фитр» — праздник
разговения (1—2 числа месяца шавваль), «маулид ан-наби» — день рождения пророка
(12 числа месяца раби аль-авваль), «мирадж» — ночь чудесного вознесения пророка
на небеса (27 числа месяца раджаб), «лайлат аль-кадр» — ночь предопределения (27
числа месяца рамадан). Во многих мусульманских странах эти праздники отмечаются
на государственном уровне. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа)
терпимо относится к местным традициям и обычаям — адату, урфу, кануну, которые
регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности
согласованы с шариатом и приравнены к нему.

Суннитами является большинство мусульман стран Африки и большей части Азии
(кроме Ирана, Ирака, Бахрейна, Омана, Ливана, Азербайджана). Всего, по
приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83% всех мусульман.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 835-836.

Сунниты и шииты — разница в поклонении

Пророк Мухаммед говорил, что иудеи разделились на 71 течение, христиане — на 72, а его последователи разделятся на 73 течения в связи с вносимыми искажениями в священное писание.

И только по одному из каждой концессии войдёт в рай сразу без расчёта, то есть на основании правильного убеждения и точного соблюдения обязательных актов поклонения Богу.

По причине повсеместного искажения богословских трудов, распространения недостоверной информации об исламе и практики веками проводимых национальных обрядов, вдруг приобретших титул религиозных, всё население мира смешало свои понятия о настоящем, истинно чистом исламе. И шииты приняли активное участие в этом хаосе. Они исказили даже такие бесспорные вопросы, как количество обязательных намазов в день, их ритуальные условия и многое другое. Вражда шиитов с суннитами и несогласие их с течением политических событий в исламе началось ещё 14 веков назад.

Оцените статью