Vdvanr.ru: информационный портал о новостях, событиях и развлечениях

§ 2. основные течения и направления в исламе. исламоведение Суннизм

Основные принципы суннизма

Суннизм является одним из двух основных направлений в исламе, второе направление — шиитство. Основные принципы суннизма включают:

Вера в единого Бога: Сунниты верят в единого Бога, Аллаха, который является творцом всего сущего и владыкой миров.

Пророк Мухаммад: Сунниты считают Мухаммада последним и наиболее великим из пророков. Они следуют его учению, содержащемуся в Коране и сунне.

Коран: Сунниты придают большое значение Корану — священному тексту ислама. Они считают Коран непрерывным откровением от Аллаха, переданным Мухаммаду через архангела Джибриля.

Сунна Пророка: Сунниты также придают большое значение сунне — учению и образу жизни Пророка Мухаммада

Они стремятся следовать его примеру и этическим принципам, изложенным в его сунне.

Пять столпов ислама: Сунниты признают пять столпов ислама, которые включают исповедание веры, совершение обрядов молитвы, платежа обязательного мусульманского даяния, соблюдение поста в месяц Рамадан и выполнение паломничества в Мекку (хадж).

Иджма и законодательство: Сунниты также признают важность иджма — согласия мусульманской общины в вопросах религиозного законодательства. Принцип иджма обеспечивает согласованность и единообразие в практике ислама.

Межконфессиональное сотрудничество: Сунниты придерживаются открытого отношения к другим мусульманским конфессиям и религиозным группам

Они стремятся к миру, сотрудничеству и уважению между различными конфессиями ислама.

Это основные принципы суннизма, которые определяют веру и практику последователей этого направления в исламе.

Правовые школы ахлю сунны

Из различных суннитских течений четыре течения, ханафитское, маликитское, шафиитское и ханбалитское были самыми важными на протяжении всей истории, и подавляющее большинство ахлю сунны валь-джамаа сейчас следую этим четырем мазхабам. Другими правовыми школами ахлю сунны валь-джамаа являются: мазхаб Узаи, мазхаб Суфьяна аль-Саури, мазхаб Абу Сури и мазхаб Захири. Все эти течения запечатлены в истории, кроме новых не значительных мазхабов последнего времени

В дополнение к тому, что уже было сказано, следует обратить внимание на движения реформистов юриспруденции (фикха) ахлю сунны ва-ль-джамаа, которые стремятся вывести шариатские правила непосредственно из шариатских доказательств и текстов, и отказываются от беспрекословной приверженности методологии права четырёх суннитских мазхабов

Ханафиты

Ханафиты это самая большая религиозная догматико — правовая школа в Исламе. Имамом этого течения является Абу Ханифа Ну’ман бин Сабит. Абу Ханифа, основал свою школу на следующих источниках: Коран, пророческая сунна, мнения сахабов, использовал такие направления в методологии права как «кияс» (суждение по аналогии), «истихсан» (предпочтение муджтахида), «иджма» (единогласное мнение ученых муджтахидов) и «у’рф» (традиционно распространённая в исламском обществе точка зрения). Некоторые считают, что Абу Ханифа использовал «суждение по аналогии» по причине отсутствия достоверных хадисов . Что отличало Абу Ханифу от других в вопросе суждения по аналогии (киясе), так это — степень, в которой он использовался, и особенно то, как он относился к нему в случаях противоречия «кияса» со слабыми доказательствами, как «хабар-е вахид». Это и стало причиной критики в его адрес, со стороны некоторых хадисоведов его современников. Например Малик, который также использовал «кияс» в фикхе, однако находил «кияс» Абу Ханифы не совершенным .

Маликиты

Последователей Малика бин Анаса называют маликитами. Малик является автором книги по хадисам под названием «Аль-Муватта». В своём иджтихаде он опирался на такие источники права как Коран и хадисы, а если не находил хадисов, то использовал «суждение по аналогии». Маликитский мазхаб зародился в Медине и распространилась в Хиджазе (Аравии), затем его приняли жители Магриба и Андалусии, а теперь его исповедуют в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Египте, Судане, Бахрейне и Кувейте. Последователи этого мазхаба составляют около пятидесяти миллионов мусульман . Основами маликитского мазхаба являются: Коран, пророческая сунна, деяния жителей Медины, слова сподвижников (в случаях, когда нет хадиса от пророка (с)), одобряемое пророком (с), «кияс», «садду зарайи» (преграда против зла), «иджма», «у’рф» традиция, обычаи, «истихсан» (предпочтение муджтахида) и «истисхаб» (презумпция неизменности состояния — исламский рационалистический принцип извлечения правового решения) .

Шафииты

Мухаммад бин Идрис Шафии является основателем этой школы. Шафии родился в Газе между 146 и 150 годами хиджры и умер в 204 году. Также он был учеником Малика ибн Анаса и Мухаммада ибн Хасана Шейбани, ученика Абу Ханифы. Принципы шафиитской правовой школы основаны на Коране, пророческой сунне, единогласном мнении учёных (иджма) и суждении по аналогии . Соединив вместе ханафитский и маликитский мазхабы, он установил новый метод, в котором использовал предания. Шафии написал свою книгу «Аль-Худжат» во времена правления Амина Аббаси в Ираке. Спустя несколько лет он опубликовал свой новый труд в Египте, который называют «Новым словом» (Кауль джадид). Шафиитский фикх начал процветать после того, как Салахаддин Аюби завоевал Египет .

Ханбалиты

Предводитель этого мазхаба — знатный суннитский хадисовед Ахмад бин Ханбал (164 – 241). Существуют сомнения в отношении того, давал ли он фетвы или избегал иджтихада и опирался только на хадисы, а фетвы, от его имени, опубликовали его ученики . Ибну-ль-Кайим Джаузи, один из последователей Ахмада ибн Ханбала, собрал принципы ханбалитского мазхаба на пяти основных источниках права: «1. Коран 2. хадисы, 3. фетвы сподвижников, в случае разногласий в фетвах следует принять фетвы более близкие к Корану и сунне, 4. принятие слабых хадисов в случае отсутствия достоверных 5. суждение по аналогии в случае отсутствия хадисов и фетв сподвижников». . Некоторые современники Ахмада бин Ханбала утверждали, что в своих выводах он опирался на восемь принципов: «Коран, сунна, фетвы сподвижников, иджма, кияс, истисхаб, одобряемое пророком (с), предотвращение зла .

Примечания[]

  1. «Сколько мусульман в мире?» // Сайт «Имам. Ру» (www.imam.ru)  (Проверено 19 июня 2014)
  2. Волков В. Основные направления и течения в исламе // журнал «Отечественные записки», 2003. — № 5 (14).
  3. Ислам //  : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

  4. Ignác Goldziher, Muslim Studies, vol. 2, pg. 240. Halle, 1889—1890. ISBN 0-202-30778-6
  5. Scott C. Lucas, Constructive Critics, Ḥadīth Literature, and the Articulation of Sunnī Islam, pg. 106. Leiden: Brill Publishers, 2004.
  6. , Шафиитский мазхаб, с. 295-296
  7. Абу́ Абда́ллах Мухаммад ибн Идри́с аш-Ша́фии deprel.ru
  8. Конфессиональный состав населения России freereligion.ru
  9. Шаблон:Исламист
  10. Верования ногайцев. Кавказский узел. — «Ногайцы в основной своей массе — мусульмане-сунниты ханафитского толка»  Проверено 23 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  11. Мичигишев, Азиз Мусульмане Осетии. Islamdag.ru (31 августа 2010). — «Здешние кумыки сунниты и в большинстве своём придерживаются ханафитского мазхаба, но есть и шафииты»  Проверено 23 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  12. Вольф М.Н. Средневековая арабская философия: Ашаритский калам. — Новосибирск: Новосибирскйи государственный университет, 2008. — 153 с. (см. ISBN )

  13. ↑ ,
  14. , с. 20
  15. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики..
  16. Islam in Qatar (англ.). Government of Qatar. Проверено 13 октября 2014.
  17. , с. 41—61
  18. , с. 401—504
  19. ↑ , с. 76-77
  20. , с. 32
  21. Глава IV: Часть I: Ознакомление с матуридизмом и его основателем: Исследование I: Ознакомление с матуридизмом // Энциклопедия сект, приписываемых исламу. — Dorar.net. (см. ISBN )

  22. ↑ , Матуридизм
  23. ,
  24. , с. 156

Школы ашаритов и матуридитов

Из школы мутазилитов вышел в конце IX — в начале X веков Абу-л-Хасан ал-Ашари, основатель одной из ведущих школ калама, основатель ашаризма. В отличие от мутазилитов, ашариты признавали реальность и вечность атрибутов божественной сущности, утверждали несотворенность смысла Корана, не вообще Корана, как это делали традиционалисты, а именно смысла Корана. Они также утверждали возможность непосредственного видения Бога в будущей жизни.

В вопросе о свободе воли и предопределения ашариты отказались от мутазилитского принципа божественной справедливости и обосновывали относительную свободу человека с помощью концепции присвоения (касб). Все поступки человека, и благие, и греховные, не только совершаются по воле Бога, но и непосредственно творятся Богом, а человек наделен способностью их присваивать (касаба). Большинство ашаритов отрицали причинно-следственные связи между явлениями, объясняя их закономерный характер обычаем (‘ада), обычаем Бога: Бог решил, что так во времени все должно происходить, но Он волен в любой момент изменить и течение времени, и сами вещи.

Как и большинство суннитов, ашариты считали, что грешные мусульмане лишь временно попадут в ад, а затем будут избавлены благодаря заступничеству Мухаммада — то самое заступничество, которое хариджиты категорически отрицали. Но при этом ашариты подчеркивали, что окончательное решение человеческих судеб всецело принадлежит Богу.

Ну и несколько позже сложилась еще одна влиятельная школа богословия в исламе — это школа матуридитов, основателем которой стал Абу Мансур ал-Матуриди (870—944). По большинству вопросов матуридиты были близки ашаритам, но, в отличие от ашаритов, они признавали вечность не только сущностных атрибутов Бога, но и атрибутов действия. В большей степени, чем ашариты, они акцентировали способность человека выбирать между добрыми и греховными деяниями. В духе мурджитов матуридиты сводили, как правило, веру к словесному исповеданию, не связывая ее с делами и культовыми предписаниями.

В XI веке эти две школы калама — я имею в виду ашаритов и матуридитов — достигли своего расцвета. Тогда же уже окончательно был установлен и зафиксирован коранический текст, со всеми уже огласовками, науки, которые изучают Коран, были определены, авторитетные своды хадисов были утверждены, четыре религиозно-правовых толка в суннизме были признаны. Тем не менее мы не можем утверждать, что сложилась некая единая система правоверия. В силу отсутствия в исламе, еще раз повторюсь, институтов, полномочных установить такую систему, различные указы халифов или различные вероучительные своды богословов носили, скорее, характер рекомендательный.

Суфизм и салафия

Представители суфизма придерживаются учения об очищении души от всего, помимо Бога или Пути, по которому познается и достигается Аллах. Суфисты считают, что задача каждого человека – наладить индивидуальную духовную связь с Богом. Вместе с тем существуют организации (тарикаты, ордены), лидерами которых являются духовные преемники учителей древности. В ряде стран суфизм – доминирующая составляющая ислама.

Салафия, что в переводе с арабского означает “предки, предшественники” – это объединение мусульманских деятелей, призывавших следовать образу жизни праведных предков и вере ранней мусульсанской общины. Все преобразования в этой сфере характеризуются салафитами как “бида”, привнесенными с Запада.

В XVIII в. в местностях, образовавших современную Саудовскую Аравию, на религиозно-политической почве возникло движение “ваххабизм”, названное по имени отца Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими. Он полагал, что настоящий ислам познали и сумели практиковать только первые три поколения последователей пророка Мухаммеда. Ваххабиты отрицали все последующие нововведения, считая их привнесенными извне.

Сунниты организовали множество религиозных центров, ассоциаций и движений, культивирующих их идеи. К ним относятся Аль-Васатыя, Хабашиты, Братья-мусульмане, Нация ислама и другие.

Оцените статью