Исламское течение: история, особенности и влияние на современное общество

Направление суннизма ислама Суннизм

Суннизм — это основное направление в исламской религии

Сунниты считают себя последователями предписаний, переданных святым пророком Мухаммадом. Они придерживаются суннитской традиции и считают исходные источники религии, такие как Коран и сунна (примеры и наставления пророка Мухаммада), основой своей веры.

Основными принципами суннитов являются вера в единого Аллаха, а также в пророка Мухаммада, который они считают последним пророком и посланником Аллаха. Сунниты также признают значение пяти столпов ислама: шахады (вероисповедание), салаат (молитва), закят (милостыня), саум (пост) и хадж (паломничество в Мекку).

Сунниты стремятся следовать основным учениям и примерам пророка Мухаммада, которые были записаны в хадисах и дальше передавались от поколения к поколению. Суннитские мусульмане также придают большое значение коллективной практике, общественной благотворительности и соблюдению нравственных принципов.

В отличие от другого направления — шиитов, сунниты придерживаются более открытого и гибкого подхода к интерпретации исламских учений. Они признают различные школы законов и фикха, что позволяет им адаптироваться к разным условиям и культурам.

Суннизм является динамичным и разнообразным направлением, включая множество течений и подходов к вере. Несмотря на это, сунниты все же остаются едиными в своей вере в единого Аллаха и последование примерам пророка Мухаммада, что делает суннизм основным и широко распространенным направлением в исламе.

Список отличий суннитов от шиитов

Раскол и вражда среди мусульман, длится на протяжении последних тринадцати веков. Как ни прозаично, но причина вражды кроется не в отличиях верования. И одни и другие верят в Аллаха. Главный вопрос, над которым спорят поколения суннитов и шиитов — кто унаследовал божественные достоинства творца мира
?

  • Шииты
    . Считают что после смерти пророка Мухаммада, вся политическая и духовная власть должна отойти одаренному человеку с рода Пророка.
  • Сунниты
    . Полагают, что другого достойного духовного руководителя, способного заменить Мухаммада, нет. Лидер должен выбираться избирательным способом.

Основные отличия между суннитами и шиитами:

  1. Места паломничества
    . Шииты ездят молиться в Эн-Наджаф или Кербелу, что в Ираке. Сунниты паломничают в Саудовскую Аравию — в Мекку и Медину.
  2. Текст сунны
    . В священном писании, рассказывающем о жизни Пророка, шииты признают только те части, которые исходят от членов рода Мухаммада.
  3. Обряды
    . Шииты, во время совершения намазов, на свой коврик кладут плитку из глины — символ преклонение перед Пророком.
  4. Намазы
    . Сунниты исполняют пять намазов в сутки, а их идеологические противники — только три раза.

Современные движения в суннитском исламе

Помимо существования различных юридических школ, мусульмане-сунниты могут отождествлять себя с формальным движением, включая суфийские ордена. Существует множество официально организованных движений, часто с целью улучшения качества жизни мусульман, возрождения мусульманского благочестия или проведения политических реформ. Во время колониального правления многие исламские системы были либо отодвинуты на второй план, либо демонтированы и заменены западными системами в таких областях, как право, образование и правительство. Многие мусульмане-сунниты выступают за восстановление исламского права и подлинного исламского правительства, и существует множество мнений о том, как это следует понимать. Как правило, те, кого называют салафитами или салафитами, хотят вернуться к прошлой практике, по крайней мере, поскольку они это понимают. Для некоторых это включает восстановление всемирного халифата и отмену отдельных исламских национальных государств. Другие, которых называют либеральными или прогрессивными, выступают за создание демократических систем, соответствующих исламским ценностям. Одно из самых влиятельных движений, аль-Муваххадун (унитарии, обычно известные как ваххабиты), было основано Мухаммадом ибн Абд-аль-Ваххабом, чьи последователи пришли к власти в Саудовской Аравии. Аль-Ваххаб принял школу Ханбали, исключив остальные три.Это движение выступает против суфийского ислама как коррумпированной, синкретической практики и открыто враждебно настроено по отношению к шиитам, которые официально не признаны в Саудовской Аравии. Два других важных движения — «Братья-мусульмане», основанные Хасаном аль-Банной, и «Джамаати-и-ислам», основанные Сайидом Абул А’ла Маудуди. Они используют конституционные средства для реализации своей повестки дня, спонсирования кандидатов и достижения определенного успеха на выборах. Члены Джамаати занимали посты в правительстве как в Пакистане, так и в Бангладеш. Хотя Братство официально запрещено в нескольких странах, члены были избраны как независимые, а в Египте они представляют крупнейшую оппозиционную партию. Оба стремятся установить свою версию добросовестного исламского государства и сочетают пиетизм с политикой. Мечети, школы, образовательные учреждения и другие религиозные и политические фонды могут быть аффилированными. Напротив, Таблиги Джамаат, основанный Мауланой Мухаммадом Ильясом Кандхалави, запрещает своим членам обсуждать политику и концентрируется на внутреннем обновлении.

Радикальные мусульмане, небольшое меньшинство, представленное такими организациями, как «Исламский джихад» и «Аль-Каида», используют внеконституционные средства, включая террористическую деятельность, для реализации своей программы, которая также является антизападной. (Считается, что Запад участвует в экономическом и военном крестовом походе против мусульманского мира, и его обвиняют в поддержке неисламских режимов в собственных интересах.)

Этимология[]

Название суннитов происходит от самоназвания «ахль ас-сунна валь-джамаа». Первая часть (ахль ас-сунна) подразумевает следование пути пророка Мухаммеда и его сподвижников. Для суннитов Коран и сунна являются первоисточниками религии, они решают различные проблемы на основании ясных и недвусмысленных аятов Корана и хадисов, а в случае их отсутствия — на основании доводов своего разума (иджтихад). Вторая часть названия (валь-джамаа) подразумевает признание миссии всех сподвижников Пророка и следование их методу при решении различных проблем. Впервые термин «джамаа» стал известен после передачи Хасаном ибн Али власти в Халифате Муавии I. Год, в котором был положен конец гражданской войне, вошёл в историю как «год единства» (санат аль-джамаа).

Литература[]

  • Шаблон:ИЭС-1991
  • Г.М. Керимов. Шариат. Закон жизни мусульман. — СПб: Диля, 2009. — 512 с. — ISBN 9785885035798. (см. ISBN )

Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Шаблон:Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с. (см. ISBN )

Хишам Юсри аль-Араби. География правовых школ = جغرافية المذاهب الفقهية. — 1. — Каир: Дар аль-Басаир, 2005. — 93 с. (см. ISBN )

Мухаммад Абу Захра. История исламских мазхабов = تاريخ المذاهب الإسلامية. — Каир: Дар аль-фикр аль-Араби. (см. ISBN )

Шаблон:Сунниты
Шаблон:Исламские течения

  1. Википедия Сунниты адрес
  2. Викисловарь — адрес
  3. Викицитатник — адрес
  4. Викиучебник — адрес
  5. Викитека — адрес
  6. Викиновости — адрес
  7. Викиверситет — адрес
  8. Викигид — адрес

Выделить Сунниты и найти в:

  1. Вокруг света адрес
  2. Академик адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы адрес
  5. Научная Россия адрес
  6. Кругосвет адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традиция — адрес
  9. Циклопедия — адрес
  10. Викизнание — адрес
  1. Bing
  2. Yahoo
  3. Яндекс
  4. Mail.ru
  5. Рамблер
  6. Нигма.РФ
  7. Спутник
  8. Google Scholar
  9. Апорт
  10. Архив Интернета
  11. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  12. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов
  • Страница — краткая статья
  • Страница 1 — энциклопедическая статья
  • Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Сунниты 1», чтобы сохранить ее

Сунниты

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути. полный текст

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

По всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору. полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

История

После смерти Магомета в 632 году между жителями Медины и Мекки возникает спор относительно его преемственности. Некоторые предпочитают наследство, происходящее от семьи, предлагая, в частности, Али, его зятя и двоюродного брата, унаследовать его. Сподвижники выступают против этого и назначают Абу Бакра первым халифом . Третий халиф Осман был убит в году противниками. Губернатор Дамаска Муавия , двоюродный брат Османа, вступает в конфликт с Али из-за неспособности последнего арестовать убийц Османа, что вызывает первую мусульманскую гражданскую войну — фитну . Во время правления Али выкристаллизовался раскол между теми, кто полагается на сунну , традицию Пророка (сунниты), и теми, кто находится на стороне Али ( шиату Али — шииты ). В 661 году Али был убит, а Мухавия назначил пятым халифом. Затем он порывает с арабской традицией выборного халифата в пользу наследственного халифата Омейядов со столицей в Дамаске. В 680 году на стороне суннитов Язид, сын Мухавии , унаследовал власть от своего отца, в то время как шиитская сторона Аль-Хусейн , сын Али, также сменила его отца. Во время войны Аль-Хусейн убит со своей семьей и его людьми в битве при Кербеле армиями Омейядов. После этой битвы Омейядский халифат побеждает и разрушает династические амбиции семьи Пророка. Битва при Кербеле одновременно является основополагающим эпизодом шиизма.

Основные принципы и верования суннитов

1. Единобожие

2. Пророк Мухаммад

Сунниты признают пророка Мухаммада (мир ему) последним пророком, который принес окончательное послание от Аллаха человечеству. Они верят, что Мухаммад получал откровение от Аллаха и что его учение, изложенное в Коране и собранное в сунне (традиции), является верным руководством во всех сферах жизни.

3. Коран

Сунниты считают Коран священным текстом, состоящим из 114 суров (глав) и содержащим указания Аллаха по ведению праведной жизни. Они признают абсолютную и окончательную истинность Корана и стремятся следовать его учению во всех аспектах жизни.

4. Пятничная молитва

Сунниты считают обязательной пятничную молитву, которая проводится в мечети в обществе других мусульман. Пятничная молитва является обязательным ритуалом, который помогает укрепить связь верующих и обновить их веру в Аллаха.

5. Благотворительность и помощь бедным

Сунниты уделяют большое внимание благотворительности и помощи нуждающимся. Это одно из основных учений ислама, и сунниты стремятся выполнять добрые дела и помогать тем, кто нуждается, в духе служения Аллаху и служению своим соседям и обществу

6. Послушание имаму

Сунниты принимают исламскую иерархическую структуру, которая включает имама (молитвенного лидера) и других духовных вождей. Они считают, что послушание и следование имаму и другим лидерам помогает поддерживать единство и слаженность в мусульманском обществе.

7. Возвышение морали и этики

Сунниты верят в важность развития высоких моральных и этических качеств. Они стремятся к соблюдению добродетелей, таких как щедрость, справедливость, великодушие, смирение, терпимость и миролюбие

Целью является создание более благоприятной и справедливой общественной среды.

8. Вера в ангелов, ада и рай

Сунниты исповедуют веру в ангелов, ада и рай. Они верят, что ангелы являются слугами Аллаха и исполняют его волю в мире. Ад является местом наказания несправедливых и грешных, а рай — местом награды для праведных после смерти.

9. Закон ислама

Сунниты верят в важность соблюдения исламского закона, называемого шариатом. Они стремятся следовать предписаниям закона и проводить свою жизнь согласно его указаниям

Шариат охватывает все аспекты жизни от молитвы и поклонения до брака и экономических отношений.

Разделение ветвей ислама: сунниты и шииты

Ислам — одна из мировых религий, которая подразделяется на несколько направлений, из которых два основных — сунниты и шииты. Разделение этих ветвей произошло после смерти пророка Мухаммеда в 632 году.

Сунниты считают, что после Мухаммеда калифом должен был стать его наиболее достойный заместитель, который был избран народом. Шииты же верят, что право на наследование Мухаммеда имеет его родственник.

Суннитские мусульмане составляют около 85% всех мусульман в мире и являются наиболее консервативным направлением. Шииты насчитывают примерно 15% от всех мусульман. Они в большинстве своем проживают на Ближнем Востоке и в Иране.

Несмотря на различия, сунниты и шииты имеют много общего и разделяют общие принципы ислама. Однако, часто эти различия могут приводить к конфликтам между мусульманами и к политическим напряжениям в регионах, где проживают обе ветви.

Эскалация конфликта

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.

Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном.

Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое.

Так, ирано-иракский конфликт рассматривался с позиции «войны персов и арабов», а для США, вторгнувшихся в Ирак в 2003 году, это был вопрос поддержки шиитского меньшинства «угнетенного» суннитским режимом Саддама Хусейна. Пройдет время и уже шиитский Иран окажется главной угрозой для американского Госдепартамента.

Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен. Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии.

Суннизм своими словами для детей

Суннизм – это одно из двух больших направлений в исламе, которое появилось в Аравии во второй половине 7-го века. Слово «Сунна» означает «путь» или «пример», и сторонники суннизма считают, что нужно следовать примеру пророка Мухаммада. Они считают, что пророк Мухаммад был очень важным для ислама и его поступки и слова должны быть уважаемы и признаны священными.

Сунниты верят, что следование Сунне – это путь к Богу и к счастливой жизни. Они соблюдают пять основных обязательств ислама, которые называются «пять столпов». Это вера в единого Бога Аллаха, ежедневные молитвы, пост в месяц Рамадан, пожертвования на благотворительность и паломничество в Мекку.

Сунниты также считают, что важно соблюдать традиции пророка Мухаммада. Они часто читают и изучают его слова и поступки, чтобы узнать, как себя вести и как быть хорошими мусульманами

Они также соблюдают многие обычаи и традиции, которые были установлены пророком Мухаммадом.

У суннитов есть священная книга, называемая Коран. Верующие читают Коран, чтобы узнать о Боге и его указаниях для людей. Они также обращаются к другим текстам, которые содержат сказания пророка Мухаммада, чтобы получить больше информации о его жизни и учениях.

Сунниты считают, что ислам – это не только религия, но и образ жизни. Они стремятся быть добрыми и справедливыми, помогать другим и следовать Божьим заповедям. Они также верят, что каждый человек должен иметь свободу выбирать свою религию и веру.

Сунниты составляют большую часть мусульманского сообщества в мире. Они живут во многих странах и исповедуют свою религию с любовью и преданностью. Они стремятся быть хорошими людьми и служить своему обществу.

Используемая литература:1 Гершун В.И. История религии / В.И. Гершун. – Костанай, 2004.2 Богомолов А.И. Религии мира. Новейший словарь / А.И. Богомолов. – Р. на-Дону., 2005.3 Музафарова Н.И. История религий / Н.И. Музафарова – Р. на-Дону, 2004.4 Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма / Ф. Дафтари – М., 2004.5 Грицанов А.А., Протестантство: научно-популярная литература / Грицанов А.А., Семенова, В.Н. – Минск, 2006.6 Радугин Л.А. Введение в религиоведение / Л.А. Радугин – М, 1996.7 Яблоков И.Н. История религий / И.Н. Яблоков – М, 2004.8 Чекалов Д.А. История религии / Д.А. Чекалов – Р. на-Дону, 2004.9 Артемьев А.И. Религиоведение: основы общего религиоведения, истории религий, религии в Казахстане / А.И. Артемьев – А, 2002.10 Туфан З. Религия в системе духовной культуры / З. Туфан – А., 1992.11 Мифологический словарь / под. ред. Е.М. Мелетинский – М., 1990.12 Борунков Ф.Ф. Основы религиоведения / Ф.Ф. Борунков – М., 1994.13 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде – М., 1999.Значение термина Суннизм на academic.ru

Отличие ваххабизма-салафитизма от суннитских принципов

Чтобы уяснить, кто такие салафиты и ваххабиты, следует рассмотреть их основные идеологические принципы. Исследователи утверждают, что эти две религиозные общины по смыслу идентичны. Однако следует отличать салафитское направление от такфиритского.

Сегодня реальность такова, что салафиты не приемлют новых трактовок древних религиозных принципов. Приобретая радикальную направленность развития, они теряют свои фундаментальные концепции. Даже назвать их мусульманами можно с большой натяжкой. Их связывает с исламом лишь признание Корана главным источником слова Аллаха. В остальном же ваххабиты полностью отличны от салафитов-суннитов. Все зависит только от того, кого подразумевают под общим названием. Истинные салафиты являются представителями большой группы мусульман-суннитов. Не следует путать их с радикальными сектами. Салафиты и ваххабиты, отличие которых кардинально, имеют разные взгляды на религию.

Сейчас эти две противоположные по своей сути группы ошибочно синонимизируют. Ваххабиты-салафиты самовольно приняли фундаментальными принципами своей веры совершенно чуждые исламу особенности. Они отвергают весь объем знаний (накль), передаваемых мусульманами с самых древних времен. Салафиты и сунниты, разница которых существует только в некоторых взглядах на религию, противоположны ваххабитам. От последних они отличаются взглядами на юриспруденцию.

По сути, ваххабиты заменили все древние исламские принципы новыми, создавая свой шарихад (подвластную религии территорию). Они не уважают памятники, древние могилы, а Пророка считают просто посредником между Аллахом и людьми, не испытывая перед ним присущего всем мусульманам благоговения. По исламским принципам, джихад не может объявляться самовольно.

Ваххабизм же разрешает вести неправедную жизнь, но после принятия «праведной смерти» (взрывания себя для уничтожения «неверных») человеку гарантируется место в раю. Ислам же считает самоубийство страшным грехом, который нельзя простить.

Оцените статью