Сунниты и шииты: история и различия в исламе

Суннизм

Каковы различия в толковании ислама у суннитов и шиитов?

  • Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али.
  • Сунниты и шииты по-разному выбирают высшую власть. У суннитов она принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али.
  • Имам. Для суннитов это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда.
  • Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи.
  • Шииты верят, что однажды в лице «скрытого имама» придёт мессия.

Культура и искусство

Геолокация ислама в VII веке стремительно расширялась. С 632 года благодаря завоеваниям будущей Великой империи мусульманство появилось в Северной Африке, Средней Азии, на Кавказе. Прочно осев в Турции, ислам достиг Балканского полуострова. Менялось мировоззрение, привычный уклад жизни населения этих стран, культура.

Религиоведы считают, что христианство ― старейшая религия ― в большой степени способствовало появлению ислама. Так ли это? Да, но кое с чем поспорить трудно: в результате противостояния двух религий мусульманство превратилось в настоящее учение. Появилась спекулятивная дисциплина (рационалистическая теология), призывающая обращаться к разуму как к Наивысшей силе. Со временем появляются различные школы:

  • группа справедливости и единобожия;
  • ашаризм (основное направление калама);
  • суннитские школы.

Также в качестве сопутствующих предметов начинают преподаваться астрономия и математика. Многое ислам заимствовал у других сверхдержав: Византии, Сирии, Персии, Индии. Наука в целом очень поощряется Кораном. В нем сказано, что истинный мусульманин должен стремиться впитать в себя как можно больше знаний. Некоторые научные деятели убеждены, что именно в исламском мире впервые зародилась наука, которую мы сегодня знаем. Хоть наука и религия мало соприкасаются друг с другом, мусульмане нашли иной подход. Миру известны великие умы: А. Салам (отметился в области ядерной физики, был лауреатом Нобелевской премии), Альхазен (внес вклад в разработку современных научных подходов) и другие ученые-мусульмане, которые приложили немало усилий для развития дисциплин:

  • геометрии;
  • медицины;
  • логики;
  • биологии;
  • физики и т. д.

В жизни мусульманина много религиозных праздников, которые становятся официальными в ряде стран:

  1. курбан-байрам (праздник жертвоприношений), во время которого постятся и совершают паломничество в Мекку;
  2. праздник вознесения ― Мирадж;
  3. день рождения святого Мухаммеда;
  4. обрезание;
  5. траурные церемонии (ашура).

Особое внимание уделяется главному событию года – курбан-байраму. Это мероприятие длится неделю (в некоторых странах до 10 дней)

Курбан-байрам ― один из самых кровавых праздников: это дни ограничений и подношений жертв (баранов). В основе этого праздника лежит легенда об отце, который по указанию Бога должен был принести в жертву своего любимого сына.

В Библии есть похожий сюжет, что еще раз доказывает общность мировых религий. Сына Ибрахим (которому было поставлено условие зарезать дитя) не убил, так как Аллах решил, что Ибрахим по-настоящему верен и предан ему: можно считать, что жестокое испытание пройдено. Жертва была заменена на барашка. Сейчас чаще в жертву приносят баранов, но подходит и другой скот: верблюды, козлы, коровы. Сам обряд жертвоприношения требует соблюдения правил и проводится в определенной последовательности: чтение молитвы во время убийства животного, совершение омовения, трапеза из мяса жертвы, подаяние беднякам.

Особенности

Рожденный последним в исламской теологической дискуссии ( калам ), суннизм по существу отличается от шиизма (организованного как доктрина до суннизма) своим явным отказом признать утверждение шиитов о том, что лидерство в исламской общине ( умма ) должно быть сохранено за родословной . Пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и его двоюродного брата Али ибн Аби Талиба . Наоборот, суннизм за избрание узким кругом лица во главе уммы (который когда-то был халифом ).

Различия заключаются в некоторых богословских и юридических аспектах, в которых со временем возникли различные юридические школы (или мазхаб ), из которых сегодня сохранились только ханафизм , маликизм , шиафеизм и ханбализм . Термин «салафизм» (двусмысленный, но теперь способный указывать на очень консервативный взгляд на ислам) и «ваххабизм» были бы недавними течениями хабализма, но Всемирная исламская конференция 2016 года в Грозном объявила салафизм и ваххабизм не суннитами (и, следовательно, не ханбалитами). , и в этом случае они были бы классифицированы как крайности, близкие к мысли и практике харигизма ( сегодня почти исчезли, за исключением ибадизма Омана и, возможно, фактически этих двух недавних новых записей). Теологические течения, которые очень популярны в суннитской сфере, — это ашаризм (созданный именно маликизмом и шиафеизмом), матуридизм (предполагаемый ханафизмом) и Ахл аль-Хадис (предполагаемый ханбализмом).

Сунниты признают следование пророку Мухаммеду

Сунниты верят, что Мухаммед является примером и образцом для всех мусульман. Они стремятся следовать его поступкам, словам и нравственным принципам, описанным в Коране и в собраниях хадисов – записанных учениях и поступках Пророка.

Сунниты считают, что следование Мухаммеду помогает им достичь духовного совершенства и ведет их к истинному пониманию и исполнению догм ислама. Они считают, что пророк Мухаммед был направлен Аллахом для распространения истинной веры и руководства мусульманской общиной, и его примеры могут помочь верующим в их повседневной жизни и духовном развитии.

Сунниты признают важность индивидуального отношения к Богу и соблюдение вероучения, но также акцентируют внимание на коммунальном соблюдении обрядов и исламских законов. Они закладывают основы для морального и этического развития своих последователей на примере Мухаммеда и его следования божьим заповедям

Краткая история возникновения суннизма

Сунниты называют себя «ахль ас-сунна валь-джамаа», что в переводе означает «наследование пути пророка и миссия его последователей». Такое сложное название можно объяснить, однако об этом течении кратко никак не расскажешь. Главенствующее слово в этом определении – «сунна», именно оно и дало название религиозному течению. В переводе с арабского «сунна» – это дорога, путь.

Путь суннитов действительно был миссионерским и нелегким. Ислам возник в 7 столетии и начал довольно быстро распространяться в арабских странах. При пророке Мухаммеде (с.а.в.) исламская община выглядела цельной, однако раскол в ней произошел в 656 году, после того, как был убит праведный халиф Абу Амр Усман ибн Аффан аль-Умави аль-Кураши – третий Праведный халиф.

После того как Халифат начал расширяться, раскол стал еще более заметным, поскольку отдельные группы старались вернуть ислам к истокам. В результате повсеместно начали возникать секты и радикальные течения. Всему этому пытались противостоять люди, придерживающиеся некоего либерального взгляда на ислам.

https://youtube.com/watch?v=QlU3L2p9gGk

Сторонниками умеренности были исламский богослов Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи, богослов Абу Имран Ибрахим ибн Язид ан-Нахаи и другие, не менее уважаемые последователи исламских традиций. Так началась история суннитов, которая разделила весь исламский мир на два основных лагеря и на множество побочных течений.

Одним из первых убежденных последователей суннизма стал богослов Хасан аль-Басри, родившийся и выросший в Саудовской Аравии, который смог выстроить все суннитские взгляды в стройную систему религиозных положений. Он предложил запретить поддержку той власти, которая поступает вразрез с учением Корана.

Свое предложение он внес на основании хадиса Пророка, где тот призывал не подчиняться людей, склоняющих к греху, противному самому Аллаху. Дело в том, что сунниты изначально считали Сунну и Коран основополагающими принципами мусульманской веры. Аль-Басри призывал к смирению, выступал против радикализма и считал, что сопротивление должно быть пассивным.

Этот же богослов обозначил для своих последователей путь, который основывается на безграничной вере без сопротивления и самостоятельности. Именно таким, в его представлениях, и был изначально ислам. Призыв оказался очень привлекательным, после чего суннизм начал повсеместно распространяться.

Спустя некоторое время другой богослов АбуБакр Мухаммад ибн Сирин аль-Басри вел термин «ахль аль-сунна». Это понятие стало общим для подавляющей части мусульманского общества, которое отвергало любые проявления сектантства. В исламе сунниты отказались от различных религиозных новшеств, сохраняя единство общины. Они и сегодня придерживаются мнения, что еще пророк Мухаммед (с.а.в.) предсказал появление различных сект и предостерегал от расколов. Согласно преданию, Пророк говорил о том, что среди множества мусульман будет только одна истинная группа спасенных в Аллахе, которые и пойдут по пути Корана.

Суннитам идейно противостояли не только шииты, но и представители других богословских школ. Полемика осуществлялась на протяжении всех веков существования мусульманства. Однако на базе этих споров суннитские убеждения лишь четко сформировались и окрепли. Возникли несколько философских школ, каждая из которых поддерживает идеи суннизма.

Течения суннитского ислама

Наряду с религиозно-правовыми школами в исламе различают также исламские течения, которых насчитывается несколько десятков. Расхождения между этими течениями заключаются в ряде религиозных вопросов.

Суфизм

Одно из течений суннитского ислама, суть которого заключается в том, что в центре этого учения находятся призыв к тому, чтобы человек очистил для Всевышнего Аллаха свое сердце. Суфизм основывается на концепции, которая предписывает человеку стремиться достичь связи с Аллахом. По суфизму, это достижимо посредством тарикатов и орденов, сформированных и возглавляемых лидерами, которые представляют собой духовных преемников учителей древности.

В традиционной религии ислам суфизм доминирует в ряде стран, но существуют и страны, где отношение к суфизму остается неоднозначным, поскольку оппоненты этого течения говорят о том, что суфизм искажает ислам в определенных вопросах посредством традиций индуизма и христианства. По мнению оппонентов суфизма, некоторые практики суфизма вступают в противоречие с исламом – чрезмерное почитание почивших предков, возведение покойникам мавзолеев, экстатические пляски представителей суфизма. Критике подвергается и основополагающая концепция суфизма, суть которой сводится к тому, что суфий растворяется в Боге.

Большое количество людей в мире причисляют себя к суфизму, применяя те практики, которые приведены выше. А поскольку в своей практике они используют и те методы, которые вызывают критику, отклоняясь от ислама истинного, критика переходит и на весь суфизм, хотя различия между суфийскими организациями, орденами и тарикатами могут быть весьма существенными.

Салафия

Салафия предполагает, что ориентироваться мусульмане должны на праведных мусульман, которые стояли у истоков ислама, а все то, что впоследствии было введено в ислам, салафиты считают ересью (бида). По мнению салафитов, бида:

  • трактовка священной Книги Аллаха Коран с точки зрения символико-аллегорического метода;
  • нововведения, привнесенные в религию ислам после контакта исламской цивилизации с западным миром.

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб считал, что настоящий ислам исповедовали первые три поколения мусульман, которые являлись последователями Пророка Мухаммада ﷺ. Это объясняло то, что Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб был противником нововведений, вошедших в более поздние исторические периоды в мусульманскую религию.

Салафиты, а именно последователи Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба оказали серьезное влияние на то, как закончилась освободительная война против Турции на территории нынешней Саудовской Аравии. Движение салафитов было признано основателем Саудовской Аравии принцем, а в последствии первым королем саудитов Абдуль-Азизом ибн Саудом.

Матуридиты

3. История возникновения.

Течение возникло в Х в., основоположником его был самаркандский теолог аль-Матуриди. Окончательно идеи матуридизма сформировались к 13 веку. Последователями матуридитской философской школы были правители Османской империи.

4. Идеология и обычаи.

Матуридиты большое значение уделяют изучению хадисов – высказываний и свидетельств о делах и мыслях Мухаммеда. В отличие от сторонников «чистого ислама» возводят в культ почитание могил и мавзолеев праведников. Считают, что наказание за грехи не может быть вечно, и по искуплению их души из ада перемещаются в рай, где могут лицезреть Аллаха.

Религиозные направления и принципы веры

Современный, как и традиционный, суннизм представляет собой религиозное течение, построенное на полном подчинении общине и положениям сунны и Корана. На сегодняшний день сунниты – это подавляющая часть правоверных мусульман во всем мире. Лишь в некоторых странах шииты занимают преобладающее положение (Азербайджан, Иран, Бахрейн, Ливан и т.д.).

Принципы течения были сформированы еще в средних веках, на этапе становления учения. С тех пор они не изменились. Основными положениями суннизма являются признания:

  1. Законности правления халифов.
  2. Подлинности шести сводов хадисов.
  3. Догматических школ.
  4. Школ шариатского права — мазхабов.

Праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али были первыми четырьмя правителями, которые правили Великим Халифатом. Сунниты считают, что вся верховная власть должна быть сосредоточена в руках халифов, избираемых общиной.

Как известно, мусульмане суннитского толка утверждают, что ислам держится на пяти столпах и двух основах – Коране и Сунне, которая представляет собой свод хадисов – это рассказы о пророке Мухаммеде. О его поступках и словах, касающихся жизни общины в правовом, социальном или религиозном разрезе.

Изначально такие предания распространялись только в устной форме – их рассказывали друг другу, не записывая. Составление письменных хадисов началось позже, в период раннего возникновения суннизма. А основные своды правил на основе хадисов появились не менее чем через 200 лет после кончины Пророка.

Все эти правила были объединены в шесть сборников, имеющих общее название Кутуб ас-Ситта. Однако нужно заметить, что религиозные и богословские разногласия настолько велики, что даже в этом вопросе взгляды исследователей относительно деяний Пророка и всего ислама не всегда сходятся. Не все хадисы, включенные в этот сборник, признаются достоверными.

На сегодняшний день известны три догматические школы. К ним относятся:

  • асариты;
  • ашариты;
  • матуридиты.

Асариты придерживаются жестких традиций в толковании Священных писаний. Для них невозможной считается сама мысль о том, что Коран можно трактовать как-либо иносказательно. Если какие-либо положения в них остаются неясными, то асариты и не стремятся вникнуть в их смысл. При этом они не воспринимают их и буквально.

Если какое-либо место в Сунне, либо Коране остается для них не слишком ясным, они не объясняют его и не ищут какой-то отдельный смысл в сообщении, оставляя это на усмотрение Аллаха. В глазах асаритов Всевышнему ведомо все, а что касается людей, они должны просто воспринимать откровения как данность.

Ашаризм – второе направление суннизма, оно несколько отходит от тех взглядов, которые исповедуют асариты. Ашариты полагают, что религиозным догмам не стоит следовать бездумно, а подход толкования их истинности вполне рационален. При этом они считают, что между различными явлениями не может быть причинно-следственной связи. В отличие от асаритов, они не признают авторитаризм в вере, подходя к религиозным положениям философски и стараясь их осмысливать.

Матуридиты во многом сходны по взглядам с ашаритами. Это течение сформировалось позже остальных. Основоположником его является Абу Мансур аль-Матуриди, который призывал разумно относиться к различным явлениям и осмысливать их. Однако матуридиты, как и асариты, считают, что повеления Аллаха нельзя рационализировать и нужно покоряться им без раздумий.

Еще один принцип суннитского учения – это наличие четырех богословско-правовых школ. Это так называемые мазхабы:

  • шафиитский;
  • ханбалитский;
  • маликитский;
  • ханафитский.

Каждый из них опирается на догмы Корана и Сунны, однако ханбалитский мазхаб жестко стоит на позициях непринятии нововведений в исламе, а источником права здесь помимо священных книг являются еще и решения сподвижников Пророка.

Ханафитский же мазхаб признает кроме Сунны, Корана и решений сподвижников еще и местные обычаи. Так, многие сунниты, проживающие в России (в основном на Северном Кавказе), являются ханафитами – это абазины, черкесы, ногайцы, кабардинцы, башкиры, татары.

Влияние суннизма на исламский мир

Суннизм является одним из двух основных направлений в исламе, причем большинство мусульман исповедуют суннизм. Это направление оказывает значительное влияние на исламский мир в различных сферах, таких как культура, политика, образование и социальные отношения.

1. Культура:

  • Суннизм имеет значительное влияние на исламскую культуру. Суннитские обряды, традиции и праздники являются распространенными во многих странах суннитского большинства. Например, празднование Рамадана, одного из пяти основных столпов ислама, является важным культурным событием во многих суннитских общинах.
  • Определенные культурные практики, такие как ношение мусульманской одежды или декорирование мечетей, также могут быть влиянием суннизма.

2. Политика:

  • Суннизм играет важную роль в политике во многих исламских странах, особенно тех, где преобладает суннитское большинство. В этих странах суннитские лидеры часто занимают важные политические должности и принимают решения, основываясь на суннитской интерпретации ислама.
  • Исламские политические движения, такие как Мусульманское братство, тоже имеют суннитскую основу и оказывают значительное влияние на политику во многих странах.

3. Образование:

  • Суннизм оказывает влияние на систему образования во многих исламских странах. В суннитских медресе (религиозных школах) учатся студенты, чтобы получить глубокие знания о суннитском исламе.
  • Важные суннитские ученые и мусульманские мыслители также играют важную роль в образовании исламского мира. Их работы и исследования помогают суннитам понять и адаптироваться к современному миру.

4. Социальные отношения:

  • Суннитские общины могут иметь свои особенности в социальных отношениях. Например, в некоторых суннитских общинах существуют определенные социальные нормы и ожидания, связанные с религией и культурой.
  • Суннитское учение о справедливости и благочестии также может влиять на повседневную жизнь суннитов, определяя их отношение к моральным ценностям, семье, браку и другим социальным аспектам.

В целом, суннизм играет важную роль в исламском мире, определяя культуру, политику, образование и социальные отношения в суннитских общинах. Он также является основой для создания различных идеологий и движений, которые влияют на исламский мир в целом.

История формирования суннизма

Суннизм — одно из двух главных направлений ислама, возникшее в VII веке в результате споров о вопросах наследия пророка Мухаммеда и его лидерства в исламской общине.

Ислам возник в начале VII века в Аравии благодаря пророку Мухаммеду, который принялся проповедовать новое единобожие учение. Величие его учения порождало огромное влияние на общество того времени.

После смерти Мухаммеда в 632 году возник спор о его преемнике. Некоторые мусульмане считали, что следующим лидером должна быть династия наследников Али, зятя пророка. Другие же отдавали предпочтение принципу выборного халифата.

Основной принцип суннитского вероучения заключается в преимуществе устного передачи истины. Они полагают, что если исламские законы и правила не были зафиксированы в письменном виде, это говорит о том, что они предназначены для интерпретации и изменений в соответствии с требованиями времени и места.

Сунниты также выделяются высокой степенью толерантности и религиозной свободы. Они признают существование четырех школ мусульманской юриспруденции, каждая из которых предоставляет свои толкования истинных догм и соблюдения ритуалов.

Суннизм в настоящее время является наиболее распространенным направлением ислама в мире, включая такие страны, как Саудовская Аравия, Египет, Индонезия и многие другие. Сунниты отличаются своим отношением к политической власти и внешней политике, которые в значительной степени опираются на принципы исламского права и традиции.

Сунниты и шииты — разница в поклонении

Пророк Мухаммед говорил, что иудеи разделились на 71 течение, христиане — на 72, а его последователи разделятся на 73 течения в связи с вносимыми искажениями в священное писание.

И только по одному из каждой концессии войдёт в рай сразу без расчёта, то есть на основании правильного убеждения и точного соблюдения обязательных актов поклонения Богу.

По причине повсеместного искажения богословских трудов, распространения недостоверной информации об исламе и практики веками проводимых национальных обрядов, вдруг приобретших титул религиозных, всё население мира смешало свои понятия о настоящем, истинно чистом исламе. И шииты приняли активное участие в этом хаосе. Они исказили даже такие бесспорные вопросы, как количество обязательных намазов в день, их ритуальные условия и многое другое. Вражда шиитов с суннитами и несогласие их с течением политических событий в исламе началось ещё 14 веков назад.

Оцените статью