Ислам: разнообразие направлений — хариджиты, шииты, сунниты и другие

Конспект "ислам. мусульманство" - учительpro Суннизм

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда. По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Алавиты, алевиты

2. Название.

Алавиты является общим названием для нескольких религиозных групп шиитов, проживающих в Сирии и Турции. Крупнейшие из них нусайриты (в Сирии) и кызылбаши (в Турции). При этом термин «алавит» принят среди арабов, а «алевит» — у турков. Оба слова означают «почитающие Али» (халифа Али ибн-Талиба, двоюродного брата пророка).

3. История возникновения.

Возникновение алавизма связывают с пророком Нусайрой, от которого и произошло арабское наименование алавитов. Обособление алавитов от остальных шиитов произошло в 9 веке. К середине второго тысячелетия алавитские шейхи становятся весьма влиятельной политической силой, с которой вынуждены считаться даже Османские султаны. К 17 веку алавиты устанавливают свой контроль над большей частью Леванта. Их политическое доминирование в этом регионе продолжается до сих пор: в Сирии алавитский клан во главе с Асадом удерживает власть над страной, где 80% населения составляют мусульмане-сунниты.

4. Идеология и обычаи.

По мнению многих мусульманских теологов, алавиты настолько далеко ушли от первоначального ислама, что уже вряд ли могут считаться мусульманами. В этом они схожи с друзами. В культе алавитов большое место занимают гностика и эзотерия, философские осмысления и понятия. По своей сути алавизм является смесью ислама, христианства и древних местных религий. Так, халиф Али считается воплощением солнца и луны. Алавиты обожествляют Мухаммеда и его семью, но в то же время почитают и ряд христианских святых. Алавитами могут быть только мужчины, женская же часть не допускается до богослужений и религиозных обрядов.

Ислам и здоровье: Правила для мужчин, женщин, девушек и подростков

Что такое суннизм и шиизм?
Суннизм и шиизм — это два основных направления Ислама. Сунниты и шииты отличаются взглядами на лидерство в Исламе и наследственности пророка Мухаммеда. Сунниты придерживаются учения, согласно которому вождь Исламского сообщества должен быть выбран народом, в то время как шииты считают, что имам должен быть непосредственным потомком пророка Мухаммеда.
Какие конкретно учения приверженцев суннизма и шиизма отличаются друг от друга?
Например, у шиитов есть убеждение в имамате — что Имам не только примерно важен, но и совершенен, избраннен Божьим Разрешением, непогрешим, а в ряде случаев – и божественного происхождения. Сунниты тоже считают Имаома важным, но они не считают, что имам несет свою потомственную связь с пророком Мухаммедом или что он не может быть обычным человеком. Кроме того, учение суннитов и шиитов отличается и в других вопросах, например, в понимании практики молитвы и обрывков Корана, осмыслении концепции шариата и т.д.
Как происходили формирование суннитов и шиитов?
Разделение мусульман на суннитов и шиитов началось в VII веке, после смерти пророка Мухаммеда и возникновения вопроса о том, кто должен стать его преемником. Затем появились и другие вопросы, связанные с управлением мусульманским государством, и они привели к расколу мусульман в два направления — суннитов и шиитов.
Какие страны преимущественно исповедуют суннизм, а какие — шиизм?
Большинство мусульман в мире являются суннитами — около 85% мусульманских стран исповедуют эту веру. В то же время, в Иране, Ираке и Бахрейне преобладает шиитское население.
Какие последствия имел раскол ислама на суннитов и шиитов?
Раскол ислама привел к возникновению конфликтов между суннитами и шиитами в течение многих веков, некоторые из которых продолжаются в наше время. Такие конфликты как в Иране, Ираке и Пакистане стали причиной притеснения меньшинств и внутренних конфликтов. Кроме того, некоторые террористические организации называют себя представителями среди суннитов и шиитов и используют свои различия в качестве оправдания своих действий.
Может ли быть возможным отмена раскола Ислама и воссоединение мусульман?
Теоретически, да, возможно воссоединение мусульман. Однако, никакой прогресс в данном направлении не наблюдается, и не известно, будет ли в будущем подобное найдено, но сложно сделать какие-либо однозначные выводы по данному вопросу.

История суннизма и его развитие

Суннизм является одной из двух основных ветвей ислама, второй ветвью является шиитизм. История суннизма началась сразу после смерти пророка Мухаммада.

Первым калифом после смерти пророка Мухаммада стал Абу Бакр, который возглавил переходную правительственную структуру Медины. Он призывал мусульман следовать примеру пророка и его сопровождающих близких сподвижников, они считались идеальными мусульманами.

После смерти Абу Бакра в 634 году вторым калифом был избран Умар и период его правления был отмечен значительным расширением границ исламского государства.

Третьим калифом стал Усман, он продолжил политику расширения ислама, но его правление было отмечено интенсивными внутренними конфликтами.

После убийства Усмана в 656 году, суннизм столкнулся с крупным политическим и религиозным кризисом, который стал известен как первая гражданская война между мусульманами. Этот конфликт знаменовался разделением на сторонников Али и его противников.

Али стал четвертым калифом, его правление также было отмечено внутренними конфликтами и восстаниями. Али был убит в 661 году, и по его смерти исламские мусульманские сообщества разделились окончательно на суннитов и шиитов.

Сунниты признают первых трех калифов — Абу Бакра, Умара и Усмана, как законных преемников пророка Мухаммада, в то время как шииты считают, что их лидером должен быть член семьи пророка, начиная с Али.

После разделения суннитов и шиитов суннизм стал становиться основной формой ислама, охватывающей большинство мусульманского населения. Сунниты придерживаются учений четырех суннитских правовых мазхабов: ханафитского, маликийского, шафиийского и ханбалийского.

Суннизм продолжает развиваться в разных частях мира и адаптироваться к современным политическим и социальным условиям. В настоящее время суннитские мусульмане составляют основную часть исламского сообщества по всему миру и продолжают исповедовать основные принципы веры суннизма.

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Сунниты

Сунниты — полное самоназвание «люди Сунны и общины», или иногда «согласия общины» (ахл ас-Сунна ва-л-джама‘а) — они всегда составляли и составляют сегодня большинство мусульман, где-то около 84%. Они признают легитимность власти всех четырех праведных халифов, достоверность шести, или девяти, или четырнадцати сводов хадисов и равную авторитетность четырех религиозно-правовых толков. Это формальный минимум принадлежности к суннизму.

В начале X века богослов ал-Ашари методами рационалистической аргументации изложил догматическое учение суннитов. Хотя оно далеко не всеми признавалось, но тем не менее считается весьма авторитетным. Столетие спустя другой суннитский богослов, ал-Багдади, классифицировал вероучительные положения суннизма, выделив 15 основ веры. Опять же не все сунниты разделяют мнение ал-Багдади. Поскольку я сослался на двух суннитских богословов, самое время немножко поговорить о богословии в исламе, спекулятивном богословии, которое в исламе получило название калам.

Оцените статью