Суннизм и шиизм: особенности веры в исламе

Ислам суннизм основные положения Суннизм

Ислам и образование: Правила для мужчин, женщин, девушек и подростков

Что такое Сунна в Исламе?
Сунна — это сборник слов и действий, которые были совершены пророком Мухаммедом и имевшие особое значение для мусульманского общества. Сунна помогает понимать содержание Корана и правильно истолковывать его содержание.
В чем отличие между Сунной и Кораном?
Коран — это священный текст и основа Ислама, который был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду. Сунна же — это сборник действий и высказываний пророка Мухаммеда, которые трактуют и разъясняют содержание Корана.
Какие традиции мусульманского общества основаны на Сунне?
Сунна повлияла на все стороны жизни мусульманского общества, будь то культура, мораль, семейные ценности, брак, товарищество и законодательство. Все это основано на действиях и словах пророка Мухаммеда, описанных в Сунне.
Какие существуют различия в традициях Суннитского и Шиитского Ислама?
Различия в традициях двух главных направлений Ислама связаны с их пониманием содержания Сунны и ее авторитета в обществе. В Шиитском Исламе Сунна не настолько ценится, как в Суннитском, и часто в религиозных практиках Шиитской традиции есть меньше общепринятых действий и слов.
В чем роль Сунны в образовании мусульманского права?
Мусульманское право (Шариат) базируется на Коране и Сунне. Сунна служит источником права, который определяет многие аспекты повседневной жизни мусульман и регулирует правила поведения и общения в группе. Шариат имеет большое значение в мусульманском обществе и основывается на уникальном сочетании Корана и Сунны.
Как Сунна помогает сохранить культурное единство мусульманского мира?
Сунна помогает сохранить культурное единство мусульманского мира, так как у каждой нации и страны есть свой набор традиций и локальных культурных особенностей, и Сунна обеспечивает единый, общий набор ценностей и норм поведения. Она не только укрепляет взаимоотношения между мусульманами, но и способствует сохраниению особенностей каждой нации или страны в рамках единого мирового мусульманского сообщества.

Частые вопросы Столпы ислама Расписание намазов Традиции мусульман Жизнь праведников Правила намазов Тексты молитв

Ваххабизм

Религиозно-политическое движение ваххабизм возникло в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1787). Стержнем его умения было представление о единобожии (таухид), согласно которому Аллах является единственным источником творения и только он достоин поклонения со стороны людей. Однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым и вводя различные новшества (бида), к числу которых относится и паломничество в Медину к гробу пророка. По мнению ваххабитов, необходимо очищение ислама, возврат к его изначальным установлениям путем отказа от бида, культа святых и т. д

Важное место отводится идее о джихаде против многобожников и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама. В настоящее время ваххабизм — основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран

Священные места и праздники: значимость в суннитской традиции

Мусульмане сунниты обладают богатой историей и множеством священных мест и праздников, которые имеют важное значение в их религиозной практике. Эти места и праздники помогают верующим ощутить близость и поддержку Всевышнего, а также укрепляют их духовные устремления

Священные места:

  • Мекка – это самое священное место для мусульман суннитов. Здесь расположена святыня Ислама – Кааба. Каждый мусульманин, если это возможно, должен посетить Мекку хотя бы раз в жизни и совершить хадж, один из пяти столпов ислама.
  • Медина – второе священное место после Мекки. Здесь находятся мечеть Пророка Мухаммада и его могила. Мусульмане стремятся посетить Медину и осуществить здесь поклонение к пророку.
  • Хевер – гора, находящаяся недалеко от Мекки. Верующие считают ее священным местом, поскольку здесь произошло множество важных событий в истории ислама.

Праздники и их значимость в суннитской традиции:

  1. Рамадан – самый важный месяц в исламе. В этот период мусульмане постятся с рассвета до заката и приносят духовные жертвы. Это время обращения к Богу через молитвы и чтение Корана.
  2. Курбан-байрам – праздник, посвященный заключительному дню хаджа. Верующие поклоняются Аллаху, приносят жертву и раздают мясо нуждающимся в знак соблюдения воли Аллаха и солидарности с бедными.
  3. Мавлид ан-Наби – празднование рождения Пророка Мухаммада. В этот день мусульмане объединяются, чтобы отметить жизнь и наставления Пророка, а также проводят церемонии чтения особых молитв и проповедей.

Священные места и праздники имеют важное значение в суннитской традиции. Они помогают верующим углубить свою веру, укрепить их духовное присутствие и сблизиться с Аллахом

Основные принципы суннизма

Суннизм является одним из двух основных направлений в исламе, второе направление — шиитство. Основные принципы суннизма включают:

Вера в единого Бога: Сунниты верят в единого Бога, Аллаха, который является творцом всего сущего и владыкой миров.

Пророк Мухаммад: Сунниты считают Мухаммада последним и наиболее великим из пророков. Они следуют его учению, содержащемуся в Коране и сунне.

Коран: Сунниты придают большое значение Корану — священному тексту ислама. Они считают Коран непрерывным откровением от Аллаха, переданным Мухаммаду через архангела Джибриля.

Сунна Пророка: Сунниты также придают большое значение сунне — учению и образу жизни Пророка Мухаммада

Они стремятся следовать его примеру и этическим принципам, изложенным в его сунне.

Пять столпов ислама: Сунниты признают пять столпов ислама, которые включают исповедание веры, совершение обрядов молитвы, платежа обязательного мусульманского даяния, соблюдение поста в месяц Рамадан и выполнение паломничества в Мекку (хадж).

Иджма и законодательство: Сунниты также признают важность иджма — согласия мусульманской общины в вопросах религиозного законодательства. Принцип иджма обеспечивает согласованность и единообразие в практике ислама.

Межконфессиональное сотрудничество: Сунниты придерживаются открытого отношения к другим мусульманским конфессиям и религиозным группам

Они стремятся к миру, сотрудничеству и уважению между различными конфессиями ислама.

Это основные принципы суннизма, которые определяют веру и практику последователей этого направления в исламе.

Современные движения в суннитском исламе

Помимо существования различных юридических школ, мусульмане-сунниты могут отождествлять себя с формальным движением, включая суфийские ордена. Существует множество официально организованных движений, часто с целью улучшения качества жизни мусульман, возрождения мусульманского благочестия или проведения политических реформ. Во время колониального правления многие исламские системы были либо отодвинуты на второй план, либо демонтированы и заменены западными системами в таких областях, как право, образование и правительство. Многие мусульмане-сунниты выступают за восстановление исламского права и подлинного исламского правительства, и существует множество мнений о том, как это следует понимать. Как правило, те, кого называют салафитами или салафитами, хотят вернуться к прошлой практике, по крайней мере, поскольку они это понимают. Для некоторых это включает восстановление всемирного халифата и отмену отдельных исламских национальных государств. Другие, которых называют либеральными или прогрессивными, выступают за создание демократических систем, соответствующих исламским ценностям. Одно из самых влиятельных движений, аль-Муваххадун (унитарии, обычно известные как ваххабиты), было основано Мухаммадом ибн Абд-аль-Ваххабом, чьи последователи пришли к власти в Саудовской Аравии. Аль-Ваххаб принял школу Ханбали, исключив остальные три.Это движение выступает против суфийского ислама как коррумпированной, синкретической практики и открыто враждебно настроено по отношению к шиитам, которые официально не признаны в Саудовской Аравии. Два других важных движения — «Братья-мусульмане», основанные Хасаном аль-Банной, и «Джамаати-и-ислам», основанные Сайидом Абул А’ла Маудуди. Они используют конституционные средства для реализации своей повестки дня, спонсирования кандидатов и достижения определенного успеха на выборах. Члены Джамаати занимали посты в правительстве как в Пакистане, так и в Бангладеш. Хотя Братство официально запрещено в нескольких странах, члены были избраны как независимые, а в Египте они представляют крупнейшую оппозиционную партию. Оба стремятся установить свою версию добросовестного исламского государства и сочетают пиетизм с политикой. Мечети, школы, образовательные учреждения и другие религиозные и политические фонды могут быть аффилированными. Напротив, Таблиги Джамаат, основанный Мауланой Мухаммадом Ильясом Кандхалави, запрещает своим членам обсуждать политику и концентрируется на внутреннем обновлении.

Радикальные мусульмане, небольшое меньшинство, представленное такими организациями, как «Исламский джихад» и «Аль-Каида», используют внеконституционные средства, включая террористическую деятельность, для реализации своей программы, которая также является антизападной. (Считается, что Запад участвует в экономическом и военном крестовом походе против мусульманского мира, и его обвиняют в поддержке неисламских режимов в собственных интересах.)

Первые шаги богословия

Мутазалиты – отделившиеся – возникли из движения мурджиитов и были первыми в процессе формирования исламского богословия. Основную массу последователей составляли хорошо образованные мусульмане.

Основной свой интерес мутазалиты сконцентрировали на разнице трактовок отдельных положений Корана, касающихся природы Бога и человека. Они занимались вопросом свободы воли человека и предопределением.

Для мутазилитов человек, совершивший тяжкий грех, находится в среднем состоянии – он и не правоверный, но и не неверный. Именно это умозаключение Васила ибн Ату, ученика известного в VIII веке богослова, считается началом формирования движения мутазилитов.

История[]

В период жизни пророка Мухаммада и первых трёх Праведных халифов мусульманская община (умма) была единой. После убийства халифа Усмана (656) в мусульманском обществе произошел раскол, который ещё более углубился в процессе противостояния Али с Муавией. После расширения Халифата некоторые покорённые народы (иудеи, христиане, зороастрийцы) пытались привнести в исламскую доктрину привычные им воззрения из своих прошлых верований. Это способствовало развитию сектантства и крайностей в воззрениях, приведших к расколу общества. Против сектантства и крайностей выступили многие сподвижники и их последователи (табиины), придерживавшиеся умеренного пути. Основоположниками этого пути можно считать Ибн Умара, Ибрахима ан-Нахаи, Хасана аль-Басри и Абу Ханифу и других исламских богословов.

Большую роль в систематизации «умеренных» убеждений суннитов сыграл Хасан аль-Басри, изложивший своё видение политических проблем и сектантства. Он подверг критике методы правления Омейядской династии и выступил против их тирании. Хасан аль-Басри заявил о запрете поддерживать власть, повеления которой противоречат положениям Корана и сунны. Это заявление он сделал, основываясь на хадисе Пророка о запрете подчинения повелению людей, которые призывают к греху против Аллаха. Он был сторонником терпения и пассивного сопротивления, уповая на помощь Аллаха, а не вооруженных выступлений против власти. При этом мусульмане должны действовать только в соответствии с предписаниями факихов, избегая самодеятельности.

Хасан аль-Басри также занял жесткую позицию, «обособив» основоположника мутазилизма Васила ибн Ата, пытавшегося привнести свои взгляды по вопросу людей, совершивших большие грехи (кабаир), и по проблеме предопределения (кадар). Воззрения «крайних» шиитов и хариджитов, которые считали людей, совершивших грехи, вышедшими из лона ислама, он также отверг. Для обозначения «умеренного» пути и единой и чистой веру, которая была до возникновения смуты, сектантства и гражданского противостояния в обществе Хасан аль-Басри использовал такие термины «ахль аль-сунна», «ахль аль-хакк», «ахль аль-джамаа», «ахль аль-хадис». Термин «Ахль аль-Сунна» впервые был введён Ибн Сирином (ум. 728), которым стали называть представителей правоверного большинства мусульман. В отношении суннитов применялся также термин «ахль аль-хакк валь-джамаа», введённый Абу аль-Лейсом ас-Самарканди (ум. 898). Со II века хиджры для обозначения суннитов употреблялись также термины «ахль аль-хакк ва аль-истикама», «ахль ас-сунна ва ан-накль», «асхаб аль-хадис». Ещё позднее, для подавляющего большинства мусульман, следовавших путем пророка Мухаммада и его сподвижников, появился обобщающий термин «ахль аль-сунна валь-джамаа», который также встречается впервые у Абу аль-Лейса ас-Самарканди в работе «аш-Шарх аль-фикх аль-акбар».

Понятие «ахль ас-сунна» являлось выражением противодействия против деятельности различных раскольничьих сект. Сунниты сохранили единство уммы, не позволив членам различных сект привнести в религию недозволенные нововведения и исказить исламское вероучение. Согласно традиции, Пророком Мухаммадом предсказано разделение исламской общины на многочисленные секты, а также о том, что среди мусульман будет «спасённая» группа (наджия), которой и будут представители «ахль аль-сунна ва’ль джамаа».

В результате ожесточенной полемики с шиитами, хариджитами, мутазилитами и различными философскими школами в исламе выработались и систематизировались теоретические основы убеждений суннитов. Все это нашло отражение в суннитских мировоззренческих школах матуридитов, ашаритов и асаритов (салафитов), которые по сегодняшний день представляют доктрину суннитов. Эти три направления ортодоксальной исламской мысли имеют между собой некоторые различия, которые не носят принципиального характера. Выдающимися учёными, развившими положения ортодоксального ислама были Абу Мансур аль-Матуриди, Абуль-Хасан аль-Ашари, Абу Хамид аль-Газали, Ибн Таймия и другие. Одновременно с мировоззренческими школами развивались и правовые школы (мазхабы) суннитов, среди которых в получили широкое распространение ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхаб. Большинство представителей ханафитского мазхаба является матуридитами, большинство маликитов и шафиитов — ашариты, а ханбалиты — салафиты.

Файл:Islam by country.png

Страны с долей мусульман больше 10 %зелёный: сунниты, красный: шииты, синий: ибадиты.

Использование Сунны в практике мусульман

Сунна имеет большое значение в практике мусульман, например, в практике молитвы, законодательства, поклонения и других аспектах

Многие религиозные обычаи согласно Сунне имеют важное значение для мусульман, особенно для суннитов

  • Поклонение: согласно Сунне, мусульмане должны выполнять ритуальную молитву пять раз в день и следовать определенной последовательности действий.
  • Пищевые ограничения: Сунна указывает на то, какие продукты питания допустимы для употребления мусульманами.
  • Одежда: Сунна также задает определенные правила для одежды, которую должен носить мусульманин.

Ключевые деятели суннизма

Суннизм в исламе формировался под влиянием множества деятели. Многие из них сыграли значительную роль в распространении суннизма и формировании его ключевых принципов и практик.

  1. Пророк Мухаммад: Основатель и посланник ислама, пророк Мухаммад считается ключевой фигурой в истории суннизма. Его предания, записанные в Коране и Сунне, являются источниками для понимания вероучения и практик суннитов.
  2. Рашидун: Первые четыре калифа (Абу Бакр, Умар, Утман и Али) считаются рашидунами — праведными калифами. Их временем правления связаны важнейшие события ишламской истории. Вклад праведных калифов в формирование суннитской традиции нашел отражение в множестве суннитских текстов.
  3. Имамы школ юриспруденции: Школы юриспруденции, такие как Ханафиты, Маликиты, Шафиииты и Ханбалиты, сыграли важную роль в развитии суннизма и распространении суннитских вероучений и практик. Их имамы и ученые оказывали значительное влияние на формирование суннитской доктрины и толкование исламского права.
  4. Суфийские учители: Суфизм — это мистическое течение в исламе, которое акцентирует на духовном развитии и поиске близости с Аллахом. Суфийские учители, такие как Аль-Халвани, Аль-Джунид, Аль-Худжвири и многие другие, играли важную роль в распространении суфизма и его влиянии на суннизм.
  5. Ученые хадисов: Ученые хадисов занимались сбором, классификацией и интерпретацией хадисов, то есть записей о словах и действиях пророка Мухаммада. Их работа внесла значительный вклад в понимание суннитской традиции и основных принципов ислама.

Это лишь некоторые из ключевых деятелей суннизма, которые оказали огромное влияние на развитие и формирование этого направления ислама.

Оцените статью