Суфизм в мусульманской общине: почему возникают попытки лишить его признания?

Суннизм

Когда появились течения и направления в Исламе

Течения в исламе – это основные направления исламской религии, которые возникли еще во время правления династии Аббасидов, когда началось расхождение этих течений по причине того, что арабскими исследователями массово переводились иноязычные труды ученых из Древней Греции и Персии на арабский язык для мусульманской общины, а затем переводы этих трудов подвергались интерпретации с исламской точки зрения.

Общность религии Ислама сплачивала общину мусульман, но в мусульманских странах возникали этноконфессиональные противоречия. И именно эти противоречия легли в основу тех различий, на основе которых возникли течения суннизма и шиизма – они касались вопросов правоприменения и не касались догматики.

Ислам – единая религия всех мусульман, но это не исключает наличия разногласий между представителями основных направлений Ислама. Между представителями разных течений Ислама существуют также достаточно значительные несовпадения в вопросах, касающихся основных принципов юридических решений, а также в вопросах характера мусульманских религиозных праздников. Расходятся представители разных исламских течений и в своем отношении к иноверцам.

По сведениям большинства источников, сунниты составляют 85 % от всего мусульманского мирового населения. Еще 15 % составляют преимущественно шииты, а также представители мелких мусульманских сект – алавитов, ахмадитов, ибадитов, друзов, исмаилитов и прочих.

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Жизнеописание Пророка

Примеры благородного нрава благословенного Пророка (мир ему и благословение)

Наш Пророк (мир ему и благословение) был очень терпеливым. Таким образом он поступал в течение всей своей жизни. Однажды он пришел к свои…

7 451

21 января, 15

Мудрость и наставления

Абу Али аль-Ашари: Нравственность – фундамент исламского призыва

…Часто приходится слышать фразы типа — не судите об Исламе по мусульманам. А по каким еще людям судить — по буддистам? Люди же не читал…

8 661

8 января, 15

Оберегание человека

Как уберечься от искушений и соблазнов

Вопрос: Я учусь в средней школе (старший класс). Скоро закончатся экзамены и начнутся каникулы. Многие мальчики и девочки планируют разли…

14 704

31 декабря, 14

Коран и Тафсир

Адабы в отношении Священного Корана

Тот, кто держит или читает Коран, должен знать о его ценности и уважении, которое обязательно к нему проявить. Прикасаться к Корану тольк…

10 510
23 декабря, 14

Семья в Исламе

Роль матери в Исламе

Есть хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и это, очень уникальный хадис. До того, как я приведу вам этот хад…

21 893

19 декабря, 14

Фикх

Покрытие головы мужчиной во время совершения намаза

Хадис: Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) передает, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) имели обыкновение совершать земные …

12 652

18 декабря, 14

Основные принципы суннизма

Коран и сунна: Основой суннизма является вера в Коран как священное писание и в сунну Пророка Мухаммада. Сунна — это совокупность примеров и наставлений Пророка, которые были зафиксированы в хадисах. Поэтому суннисты стремятся следовать Корану и сунне Пророка в своей вере и практике.

Таухид: Суннисты верят в единого Бога (Аллаха) и таухид — единство Божества. Они отвергают поклонение каким-либо созданиям, включая святых и посредников, и считают Бога единственным источником власти и милости.

Приоритет Корана: Коран считается первостепенным источником исламского права и руководства. Суннисты стремятся применять прямые указания Корана в сфере морали, этики, семьи, политики и других аспектах жизни.

Иджма: Иджма — это согласие большинства авторитетных мусульманских ученых
Суннисты обращают внимание на иджма в определении наиболее вероятного правильного пути в вопросах, неясно регламентируемых в Коране и сунне, и следуют его решениям.

Кияс: Кияс — это аналогия, применяемая с целью привнести правила из Корана и сунны к новым жизненным ситуациям

Суннисты использовали кияс для применения исламских принципов в сфере права, экономики, политики и т.д.

Исламское сообщество: Суннисты акцентируют важность солидарности и объединения мусульманского сообщества (уммы)
Они считают, что общество должно поддерживать сплоченность, сотрудничество и справедливость, чтобы достичь благополучия и успеха.

Основа учения суннизма включает в себя стремление к подчинению воле Аллаха, следование примеру Пророка Мухаммада и практикам первых мусульманской общины, а также использование здравого смысла и разума при принятии решений в сфере веры и жизни.

Хариджизм

Самая ранняя в истории ислама религиозно-политическая группировка хариджитов образовалась в ходе борьбы за власть в Халифате между сторонниками Али и Муавии. Хариджиты считали несправедливой наследственную власть в халифате, поскольку она закрепляет неравенство в мусульманской общине и выдвигает халифа не по личным достоинствам, а по кровному родству; поэтому глава государства и он же духовный руководитель (имам) должен избираться самими мусульманами. Верховный пост халифа вправе занять каждый мусульманин, независимо от его происхождения и цвета кожи. Ни он сам, ни его власть не имеют священного статуса; община его выбирает, община же может его сместить, а если избранный халиф окажется недостойным доверия, станет тираном или предаст интересы общины ради своих личных интересов, то он может быть предан суду или даже казнен.

В вопросах религии хариджиты были поборниками «чистоты» ислама и отличались строгим исполнением религиозных предписаний. Исходя из положения, что истинная вера определяется действием, хариджиты считали, что совершившие «тяжкие» грехи и искренне не раскаявшиеся в этом становятся вероотступниками, с которыми необходимо вести «священную войну». Одно лишь заверение «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха» не делает человека мусульманином, если его вера не сопровождается праведными делами. Убийство вероотступников (в том числе «незаконных» халифов) было религиозным принципом хари джитов, а джихад (борьба в защиту и за распространение ислама) считался одним из столпов веры.

Хариджиты участвовали во многих крупных восстаниях и мятежах, потрясавших Халифат, и своим фанатизмом и непримиримостью вызывали беспощадное отношение к себе со стороны халифской власти, в рейтинге чего движение было почти полностью уничтожено к концу IX века. В настоящее время члены ибадитской общины существуют в Омане, Северной и Восточной Африке.

Кадириййа

Это одно из знаменитых суфийских течений. Основателем является Абдульгадир Гилани (1077 — 1166). Кадириййа считается одним из самых древних суфийских течений. Было основано в Багдаде, а впоследствии посредством мюридов распространилось от Индонезии до Европы, от Сибири до Центральной Африки.

В основу Кадириййи заложено четкое соблюдение религиозных требований. Последователи этого течения тщательно следовали предписаниям Всевышнего относительно халяла и харама, сторонились мирских удовольствий, но вместе с тем, в отличие от некоторых дервишей, не одобряли бедность и зависимое существование. Кадириййа является течением, в котором зикри произносятся высоким голосом. Существуют 3 вида собраний, на которых восхваляют Аллаха:

  1. Первый это зикр гууди, который исполняется суфиями, усевшимися в круг;
  2. Зикр гийами, выполняемый стоя;
  3. Зикр даварани, выполняемый группой суфиев, совершающих медленное движение по кругу.

Обычно на таких собраниях повторяются слова «Аллах», «ху», «хайй», «йа Латиф», предложения «ля иляха илляллах», «бисмиллях», а также читают суры «Ихлас» и «Наср», произносят салават душе Пророка (с). В течение Кадириййа практикуется пост, длительностью 40 дней.

Культ шейха в данном течении очень силен. Абдульгадира Гилани называют «гавсуль-азам» (большая помощь). Основная штаб-квартира построена над могилой Гилани в Багдаде. Уже, начиная с 15 века, Кадириййа начал раскалываться. Существующие в настоящее время течения галибиййа, арусиййа, будшишиййа, ашрафиййа, румиййа, асадиййа, мухаммадиййа являются ответвлениями Кадириййи. Течение галибиййа пользуется в Турции большой популярностью. Основоположником данного течения является Шейх Галиб Хасан Гушчуоглу. Ашрафоглу Руми, который распространял в 15 веке течение Кадириййа в Анатолии, называют вторым шейхом течения. Пишут, что оттоманский султан II Абдульхамид также был последователем данного течения.

Мюриды Кадириййи, спустя год, после вступления в течение, получают право носить зеленую папаху с 18 полосами. Символом течения является зеленая роза. Листья розы выстроились в три ряда по 5, 6 и 7 листьев. 5 – символизирует основы Ислама, 6 – условия имана, 7 – количество зикров Кадириййи.

Сухравардиййа

Основоположником суфийского течения сухравардиййа является Зийауддин Абун-наджиб Абдульгахир Сухраварди (1097 — 1168). Важную роль в формировании данного течения сыграл его племянник Шихабаддин Абу Хафс Омар ибн Мухаммад Сухраварди (1145 — 1234). В области тасаввуфа знамениты книги Абун-наджиба Сухраварди «Адабуль-мюридин» и Шихабаддина Сухраварди Сухраварди «Аварифуль-маариф».

Течение сухравардиййа на первых порах распространилось в Ираке, Сирии и Иране, а затем в Средней Азии, Индии и Анатолии. Видные исламские мыслители Сади Ширази, Фахраддин Ираги и Абдураззаг Кашани были последователями этого течения.

В настоящее время сухравардиййа наиболее популярна в Индии и Пакистане. Основная литература об этом течении написана на урду и пенджабском языке. Особое значение в сухравардиййе придается явному (джали) и скрытому (хафи) зикру. Первый зикр – «Ля иляха иляллах», второй – «Мухаммадун расулуллах». Султаном зикров считается фраза «ху». Для произношения каждого зикра присуще свое время и место. Даже верят в то, что каждый зикр исходит от определенной части тела. Особое значение в сухравардиййе придается сну. Утверждают, что во сне человек наделяется некоторыми свойствами ирфана.

Человек, желающий стать членом этого течения, перед сном совершает малое омовение, произносит 1000 раз салават Пророку (с) и его семейству, а затем 22 раза произносит зикр «йа Вадуд». Утром он рассказывает шейху о своих снах, и лишь после этого считается членом данного течения

Важное место в сухравардиййе занимают мистические верования. Например, верят, что после смерти, шейхи течения могут вселиться в иное тело и проживать в другой стране

Калам и начало развития богословия

Калам — буквально речь, рассуждение, спор, не путать с письменной тростью, тоже калам, но тут первая буква «каф», а не «кяф». Вот в этом специальном значении — калам как спекулятивное богословие — термин стал общеупотребительным только в X веке, хотя сама дисциплина возникла раньше. Мусульмане в эпоху становления ислама больше интересовались вопросами права и культа и прежде всего государственного устроения общины. Более того, ранний ислам не знал богословия как самостоятельной дисциплины. На первых порах богословие рассматривалось как часть правоведения.

По всей видимости, хариджитами была спровоцирована полемика по вопросам о соотношении веры и дел, и, как я уже сказал, о статусе в общине мусульманина, который совершил тяжкий грех. Хариджиты настаивали на том, что о достоверности веры можно судить только по делам человека. Мурджиты — другое направление, течение, это еще не школа — отдавали, наоборот, приоритет вере, а суждение о судьбе грешного мусульманина откладывали до Судного дня. Отсюда их и назвали мурджитами, от «ирджа’а» — откладывание. Спор этот имел на самом деле тоже определенную политическую подоплеку — нужно ли сохранять лояльность к несправедливому правителю или он подлежит низложению, — но он имел и более глубинные основания.

Доисламские арабы верили в неумолимый рок (дахр), от которого всецело зависит судьба человека. С утверждением идеи всемогущего Бога, который один вершит Свой суд над людьми, необходимо было усвоить трансцендентное понимание справедливости взамен прежнего имманентного его понимания, просто как судьбы. С этой проблематикой был тесно связан и другой вопрос, который широко обсуждался уже в раннем исламе, — вопрос о Божественном предопределении и свободе воли человека: волен ли человек в своих действиях и, если да, то как согласуется его свобода с божественным всемогуществом и божественным предустановлением?

Тех, кто допускал в той или иной мере свободу человека в его суждениях и поступках, стали называться кадаритами (возможно, не от «кадр» — предопределение, а от «кудр» — власть, способность творить самому свои действия, свои поступки). А вот их оппоненты получили название джабриты (от «джабр» — принуждение). Джабриты считали, что все в мире, включая и поступки человека, детерминировано Богом, который единственный является подлинным действователем.

Что такое суфий?

Суфий означает «тот, кто носит шерсть». Ведь шерстяную одежду раньше носили аскеты и мистики. Суфий существовал в исламе с очень древних времен как индивидуальная внутренняя вера. Суфии верят в клятву верности, данную Мухаммедом, поскольку это устанавливает духовную связь между искателем и Богом. Али Худжвири считается одним из суфиев, который первым дал клятву верности Мухаммеду.

Суфия — это не отдельная секта, как каждый раз предполагают. Это продолжение или ответвление ислама. Суфий может быть как суннитом, так и шиитом. Суфийские подходы к религии и их методам очень разные. Суфий занимается очищением души и внутреннего разума. Он пытается установить связь с Богом напрямую. Примерно в 11 веке суфизм начал систематизироваться в надлежащих порядках. В суфизме существует несколько орденов. Эти ордена были основаны некоторыми исламскими учеными, которые были очень популярны, такими как Сухравардийя, Кадирийя, Рифа’ийя, Чиштийя, Шадилийя, Хамаданийа и т. Д.

Суфизм стал одним из самых распространенных вездесущих аспектов ислама. Он начал распространяться по различным регионам от Индии до Ирака и Сенегала. Его философия стала одним из самых сильных приверженцев, особенно в Африке и Азии. Суфи верит, что можно приблизиться к Богу и принять божественное присутствие в жизни, став единым целым с Богом. Для суфиев характерен зикр, то есть практика вспоминания Бога после молитв.

Цель суфизма

Суфизм имел долгую историю еще до более поздней институционализации суфийских учений в ордена (тарикаты) в раннем Средневековье. Орден Накшбанди является заметным исключением из общего правила орденов, ведущих свою духовную родословную от внуков Мухаммеда, поскольку он ведет свое учение от Мухаммеда до первого исламского халифа Абу Бакра.
Музыкальные инструменты (кроме дуфа) традиционно считаются запрещенными в четырех ортодоксальных суннитских школах, и более ортодоксальные суфийские тарикаты также продолжают запрещать их использование. На протяжении всей истории суфийские святые отмечали, что музыкальные инструменты запрещены.

Ибадиты

Согласно ибадитскому учению, их течение выделяется двумя основными принципами: поклонение богу только через молитву и законы, и доверие только первоначальному смыслу Корана и Сунны.

Ибадиты стремятся к идеалу исламского государства, без различий по этнической или региональной принадлежности. Они не приемлют насилие и считают, что политика и религия должны быть отделены друг от друга.

Главным образом, ибадиты распространены в Омане, где этнос «крылья» является их представителями, а также в Ливии и в западной части Алжира, где их сообщество состоит из берберского племени мозабитов.

Ибадиты считаются консервативными и политически нейтральными, в отличие от других исламских течений. Они имеют свои собственные учебные заведения и религиозные институты, где обучаются студенты из разных стран.

Различия с шиитством

Суннизм и шиитство – две основные ветви ислама, которые различаются в ряде важных аспектов, включая вероучение, историю, лидерство и практики культового и социального характера. Ниже перечислены некоторые из главных различий между суннизмом и шиитством:

  1. Преемник пророка Мухаммада: Одним из главных различий между суннизмом и шиитством является разное понимание преемника Мухаммада. В суннизме преемником пророка признается первый халиф – Абу Бакр. В шиитстве же считается, что преемником должен был стать Али, сын Мухаммадовой дочери Фатимы.
  2. Имамат: Шииты придерживаются концепции «имамата», согласно которой специально избранные имамы обладают духовной и политической властью. Сунниты, в свою очередь, считают, что руководство мусульманским сообществом должно осуществляться демократическим путем и их лидерство осуществляется халифами.
  3. Различия в молитвенных обрядах: Хотя сунниты и шииты совершают пять обязательных ежедневных молитв, есть некоторые различия в их молитвенных обрядах. Например, в суннизме молитва может быть совершена с помощью молитвенника, в то время как в шиитстве используется маленький батыр (блажь).
  4. Разные праздники: Сунниты и шииты также отмечают разные праздники. Например, шииты отмечают праздник Ашура, который символизирует мученичество имама Хусейна, в то время как сунниты не придают ему особого значения и не отмечают этот день специальными последовательностями.
  5. Понимание сакральной истории: Сунниты и шииты имеют разное понимание и интерпретацию ряда событий истории ислама. Например, в шиитстве особое значение придается битве при Кербела и шахиду Хусейна, в то время как сунниты более фокусируются на ранних событиях развития исламского государства.
  6. Разные культовые практики: Сунниты и шииты также имеют разные культовые обычаи. Например, в шиитском шиизме популярно празднование маулидов, которые отмечают дни рождения имамов, в то время как сунниты более стремятся к чистому исполнению сунн в повседневной жизни.

Это лишь некоторые из ключевых различий между суннизмом и шиитством. И, несмотря на все эти различия, обе ветви ислама считают себя мусульманами и основываются на вере в Аллаха и принципах ислама.

Шиизм

Шииты — последователи второго, по числу приверженцев, направления в исламе. Признают единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда только четвертого халифа Али и его потомков. Вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.) часть его сподвижников выступила за Али и за сохранение верховной власти в «семье пророка», считая присягу Абу Бакру незаконной. В ходе борьбы за власть в начале второй половины VII века образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику пророка.

После убийства Али его приверженцы — шииты — стали вести борьбу за возвращение верховной власти (имамата) в «семью пророка», под которой они подразумевали исключительно Алидов, то есть потомков Али. Первоначально большая часть шиитов считала, что право Алидов на имамат основывается на родстве Али с пророком и его личных качествах. Однако еще при жизни Али некоторые его приверженцы начали проповедовать «божественность» имамата, утверждая, что пророк непосредственным распоряжением избрал Али своим духовным преемников (васи).

В противоположность суннитам и хариджитам, провозглашавшим выборность главы общины, шииты, исходя из божественной природы верховной власти и рассматривая ее как таинственную эманацию «божественной благодати» в роду Али, принципиально отвергали саму возможность избрания имама. Опираясь на многочисленные предания и аллегорическое толкование отдельных мест в Коране, согласно которым пророк, как считали шииты, определенно указал на Али как на своего преемника и оставил ему духовное завещание, они отстаивали принцип наследственной верховной власти в роду Али и передачи ее от отца к сыну.

Шииты на протяжении всей истории ислама вели борьбу за возвращение власти потомкам Али. Наиболее успешно эту борьбу вели зайдиты и исмаилиты, которым удавалось в разных концах мусульманского мира (Табаристан, Йемен, Египет) создавать алидские государства.

Согласно шиитской доктрине, имам исполняет три функции:

1. Правителя исламской общины, преемника пророка в устроении людских дел.

2. Толкователя религиозных знаний и права, конечного авторитета в толковании Корана и преданий.

3. Высшего духовного авторитета, ведущего людей к пониманию скрытого смысла вещей.

Власть имама, таким образом, распространяется не только па мирскую и духовную жизнь людей, но и на невидимый мир. Имам не нуждается в каком-либо дополнительном источнике власти, каким для суннитов стало иджма — формальное выражение коллективной воли общины. Исходя из божественной природы верховной власти, шииты с самого начала рассматривали своих имамов как единственно законных и полномочных представителей Аллаха на земле. Шиитские имамы — это наместники Аллаха, «врата», через которые можно приблизиться к Богу, наследники пророческих знаний.

Шииты признают 12 таких имамов, последний из которых (Мухаммед) таинственно «исчез» в IX веке. Исчезнувший имам был провозглашен «скрытым», но продолжающим руководить общиной через своих посредников — муджтахидов, которые считаются в шиитском исламе высшими духовными авторитетами, призванными на период «сокрытия» имама вести общину верным путем.

И настоящее время шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского ислама придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Йемена и Бахрейна.

Суфисты:

Суфисты, с другой стороны, уделяют большее внимание внутреннему и духовному измерению ислама. Они стремятся достичь близости с Аллахом через воспитание своей души и углубление внутреннего разговора с Богом

  • Одной из ключевых идей суфизма является понятие тасаввуфа, которое означает «внутреннюю направленность» и «духовное совершенствование». Суфисты стремятся очистить свою душу от низменных страстей и достичь единения с Аллахом.
  • Суфисты также придают большое значение зикру, или напоминанию о Боге. Они повторяют определенные формулы и имена Бога (такие как «Аллах», «Ла Илаха Илла Аллах» и другие), чтобы поддерживать постоянное сознание присутствия Аллаха в своей жизни.
  • Суфисты также практикуют аскезу, или отречение от мирских удовольствий, чтобы достичь близости к Богу. Это может включать пост, молитву и медитацию.

В конечном итоге, как салафиты, так и суфисты стремятся достичь близости с Аллахом и исполнить свою религиозную обязанность. Они просто выбирают разные пути и подходы к этому общему цели.

Религиозно-политические идеологии

  • Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата.
  • Панисламизм (др.-греч. Pan — «всё» и араб. Islam‎ — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности, и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).

Суннизм

Последователи наиболее многочисленного течения ислама сунниты (ахль ас-сунна ва-лъ-джама — люди сунны и согласия общины) не имеют общепризнанного обязательного свода догматов. Суннизм как определенное течение оформился в X-XI веках в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, однако до сих пор этот термин имеет значительно менее четкое содержание, чем шиизм.

Сунна — пример жизни Мухаммеда, зафиксированный в хадисах (преданиях о его поступках и высказываниях), является образцом для жизни мусульманской общины. Поскольку ислам признает непосредственное общение пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммеда считаются боговдохновленными. Поэтому сунна вместе с Кораном воспринимается мусульманами как богоданная основа ислама, указание правил жизни мусульманского общества. Шииты тоже почитают сунну, но имеют свои сборники сведений о Мухаммеде — ахбары, так как считают, что сунниты исказили в своих сборниках все, что подтверждало особую роль Али в мусульманской общине.

Вторая важная концепция суннизма — согласное мнение общины. После смерти Мухаммеда прямой «контакт» общины с Аллахом прекратился, и ее жизнь должна основываться на строгом исполнении заветов Корана и сунны, правильное толкование которых обеспечивается согласным мнением общины, представленной ее наиболее авторитетными учеными-богословами (иджма).

Сунниты считают, что политическая и духовная власть должна принадлежать халифу — человеку, избираемому общиной и наиболее подходящему по личным качествам и знаниям для претворения в жизнь заветов Корана. Шииты же считают, что родство с пророком дает членам рода Али «божью благодать», и только они могут управлять мусульманами.

Основными формальными признаками принадлежности к суннизму обычно считаются:

1. Признание законности четырех первых халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али, считая первых трех узурпаторами).

2. Признание достоверности шести сводов хадисов, составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, аи-Насаи и Ибн Маджи.

3. Принадлежность к одной из четырех богословско-правовых школ (маликиты, ханафиты, ханбалиты, шафииты).

В настоящее время сунниты составляют большинство мусульманского населения всех государств исламского мира, кроме Ирана и Ирака, где они уступают по численности шиитам.

Шазилиййа

Основоположником шазилийии является Абуль-Хасан Али ибн Абдуллах Шазили (1196 — 1258). Шазили связывал свою родословную с Пророком Мухаммадом (с) посредством имама Хасана (а). Он распространял суфизм на территории Туниса и Египта.

Цепочка шазилиййи связывается с Пророком (с) посредством Имама Али ибн Абуталиба (а). В этой цепочке можно встретить имена таких видных суфиев, как Хасан Басри, Хабиб Аджами, Давуд Таи, Мариф Кархи, Шибли и др. Шазили был 17-ым звеном в этой цепочке после Пророка (с). В сравнении с остальными суфийскими течениями шазилиййа более умеренна и более близка к ортодоксальным исламским учениям. Для достижения истины в этом течении практикуются последовательные богослужения, пост, зикры, молитвы. Здесь практически нельзя встретить физические лишения, сима, чиля, которые традиционны для остальных течений. Здесь практически нет и музыкальных традиций. Мюриды шазилиййа даже Коран стараются читать в быстром темпе. Шазили не считал достойным суфизма отшельничество и произношение зикра высоким голосом. По его мнению, все действия и высказывания суфия должны в первую очередь оцениваться в сравнении с Кораном и сунной. Все, что не соответствует этому, ошибочно и ложно.

Абуль-Хасан Шазили сам занимался земледелием, на жизнь зарабатывал своим трудом. Также поступали и мюриды шазилиййи. По их мнению, привнесением в религиозную жизнь мирских забот в разумных пределах не должно создавать никаких проблем

В шазилиййе очень важно никогда не зависеть от посторонних и уповать всегда лишь на Господа. В основу этого течения заложено самовоспитание путем различных видов богослужения

И в отличие от остальных суфиев, мюриды шазилиййи никогда не избегали общественной жизни и окружавших их людей. Именно в силу этих качеств шазилиййа называют самым легким суфийским течением.

Абуль-Хасан Шазили основал свое течение на 5-ти основных принципах:

  1. Бояться Аллаха в жизни и в душе (богобоязненность);
  2. Следовать сунне на словах и в деяниях;
  3. Никогда не просить людей о помщи и не ждать от них поддержки;
  4. И в серьезных, и в повседневных делах смириться с провидением и предписанием Аллаха;
  5. В моменты радости и печали уповать лишь на Аллаха.

Абуль-Хасан Шазили не любил записывать свои мысли о тасаввуфе. Он говорил: «Мои книги – это мои ученики».

Течение шазилийаа получило широкое распространение в странах Северной Африки и в Сирии. Видный социолог Ибн Халдун был связан именно с этим течением. Алламе Суюти написан книгу о верности течения шазилиййи. Это течение и сегодня продолжает существовать в Египте и странах Магриба. Известно, что шазилиййа разделена на 13 направлений. Особенно выделяются среди них Даругиййа и Марйамиййа. В настоящее время среди мусульман Америки и Европы очень много приверженцев марйамиййи.

(Часть девятая)

Культура

Как будто каждый из нас начал заниматься самолечением вместо того, чтобы обратиться к специалисту, который осмотрит нас, поставит правильный диагноз и назначит соответствующие лекарства, следя за развитием болезни и ее лечением. Такова была изначальная цель этого учения. Духовные практики призваны открыть человеку путь правильного поклонения Богу. Эта идея была предметом постоянной критики со стороны мусульман-суннитов. Они убеждены, что все правила молитвы и общения с Богом изложены в Коране, и изобретать что-то новое в этом вопросе – грех.

Суфизм и йога: что общего?

Подъем исламской цивилизации во многом совпадает с распространением суфийской философии в исламе. Распространение суфизма считается решающим фактором в распространении ислама и создании полностью исламских культур, особенно в Африке и Азии. Суфийские поэты и философы, такие как Ходжа Ахмет Яссауи, Руми и Аттар из Нишапура (ок. 1145 – ок. 1221) внесли значительный вклад в распространение исламской культуры в Анатолии, Центральной Азии и Южной Азии. Суфизм также сыграл свою роль в создании и распространении османской культуры и в сопротивлении европейскому империализму в Северной Африке и Южной Азии.
. Для суфиев внешнее право состоит из заключения, тюремного заключения, брака, судебных решений и уголовного права – того, что часто в широком смысле называют “канун”. Внутренний закон суфизма состоит из правил, касающихся скорби о грехах, очищения от мерзких черт и дурных качеств характера, а также добродетели и хорошего характера.

Оцените статью