Сравнение суннитских правовых школ: их особенности и различия

Что такое суннизм в исламе: история, основные принципы и различия с шиитством Суннизм

Духовные школы

Существуют две основные богословские школы: ахаризм и матуридизм . Третий — атаризм .

  • Ash’ari (буквализм и рационализм), основанный Абу аль-Хасан аль-Ach`arî (873-935) является одним из ведущих богословских течений. Среди прочего, он был принят среди маликитов Магриба Аль-Мазри и среди хафитов Аль-Газали , мистиком и правоведом, который считает, что откровение выходит за рамки человеческого разума. Однако эта богословская школа отличается от традиционалистов-атаристов, считая, что иногда необходимо добавить аргументы к откровению, содержащемуся в Коране и сунне, чтобы объяснить определенные двусмысленности и опровергнуть определенные мысли, считающиеся еретическими, такие как антропоморфизм . Эта методология богословских рассуждений называется калам и позволяет проводить определенную осторожную и ограниченную интерпретацию текстов, а не строго буквалистскую. Таким образом, ашаризм смог показать совместимость раскрытых текстов с разумом.
  • Матуриди основан Абу Мансур аль-Матуриди (944). Вполне меньшинство до принятия его турецкими племенами Средней Азии , в то же время, когда они приняли ханафитскую юридическую школу . Матуридизм — богословская школа, идентичная аш’аризму и особенно распространенная среди суннитов ханафитской юриспруденции. Имам-основатель этой доктринальной школы был современником имама Абу аль-Хасана аль-Ахари. Вместе они остаются основным ориентиром для суннитов с точки зрения веры.

Сунниты, а именно ашариты и матуридиты, объяснили, что человек не создает свои действия, а приобретает их. Другими словами, человек направляет свою волю на действие, и именно Бог его создает.

Сунниты: взгляд на историю ислама

Сунниты верят в повседневное мухаммеданское пророчество и соблюдают пять из пяти столпов ислама: Кельма, Аль-Салат, Рамазан, Хаджж и Закат. Они считают, что следовать сунне, примеру пророка Мухаммеда, истинное величие в исламе. Еще одной особенностью суннитов является учет консенсусов, принятых среди правовых ученых, при оказании норм исламского права.

История ислама восходит к VII веку, когда пророк Мухаммед основал новую религию и возглавил первое муслимское государство в Медине. После смерти Мухаммеда ислам склонился к войнам и внутренним конфликтам, что привело к разделению на суннитов и шиитов.

Сунниты считают, что преемник пророка Мухаммеда должен быть избран обществом на основе консенсуса. Это привело к возникновению первой калифов суна и формированию первой суннитской правовой школы. Последующие калифы были выбраны или назначены, образуя еще несколько собственных суннитских школ.

Сунниты имели свои султаны, правий и династии, такие как аббасиды, фатимиды и монголы. Они значительно влияли на историю мусульманского мира, расширяя свои границы, создавая империи и оказывая влияние на культуру и развитие различных народов.

Время Важные события
622 г. Переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра)
632 г. Смерть пророка Мухаммеда
661 г. Убийство Али и начало правления первых правовых халифов
750 г. Падение последней правовой династии и возникновение правителей суна

В процессе исламской истории сунниты сталкивались с шиитами и другими мусульманскими группами, такими как хариджиты, мурджиты и суфия. Несмотря на внутренние разногласия и соперничество, сунниты сохраняли свою преобладающую позицию в исламе и считаются ортодоксальными мусульманами.

Сунниты продолжают играть важную роль в современном исламском мире. Они являются большинством населения в странах, таких как Индонезия, Пакистан, Египет и Турция

Суннитское учение оказывает сильное влияние на политическую и социальную сферы в этих и других странах, что подтверждает их значимость и важность в мировой исламской общине

История суннизма и его развитие

Суннизм является одной из двух основных ветвей ислама, второй ветвью является шиитизм. История суннизма началась сразу после смерти пророка Мухаммада.

Первым калифом после смерти пророка Мухаммада стал Абу Бакр, который возглавил переходную правительственную структуру Медины. Он призывал мусульман следовать примеру пророка и его сопровождающих близких сподвижников, они считались идеальными мусульманами.

После смерти Абу Бакра в 634 году вторым калифом был избран Умар и период его правления был отмечен значительным расширением границ исламского государства.

Третьим калифом стал Усман, он продолжил политику расширения ислама, но его правление было отмечено интенсивными внутренними конфликтами.

После убийства Усмана в 656 году, суннизм столкнулся с крупным политическим и религиозным кризисом, который стал известен как первая гражданская война между мусульманами. Этот конфликт знаменовался разделением на сторонников Али и его противников.

Али стал четвертым калифом, его правление также было отмечено внутренними конфликтами и восстаниями. Али был убит в 661 году, и по его смерти исламские мусульманские сообщества разделились окончательно на суннитов и шиитов.

Сунниты признают первых трех калифов — Абу Бакра, Умара и Усмана, как законных преемников пророка Мухаммада, в то время как шииты считают, что их лидером должен быть член семьи пророка, начиная с Али.

После разделения суннитов и шиитов суннизм стал становиться основной формой ислама, охватывающей большинство мусульманского населения. Сунниты придерживаются учений четырех суннитских правовых мазхабов: ханафитского, маликийского, шафиийского и ханбалийского.

Суннизм продолжает развиваться в разных частях мира и адаптироваться к современным политическим и социальным условиям. В настоящее время суннитские мусульмане составляют основную часть исламского сообщества по всему миру и продолжают исповедовать основные принципы веры суннизма.

Сунниты исповедуют пять столпов ислама

Первый столп — шахада, или исповедание веры, в котором сунниты признают, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед является Его пророком.

Второй столп — салат, или обязательные молитвы, которые сунниты выполняют пять раз в день по определенным правилам и обрядам.

Третий столп — закят, или обязательные пожертвования, которые сунниты совершают на благотворительные цели и помощь нуждающимся.

Четвертый столп — саум, или пост во время месяца Рамадан, когда сунниты воздерживаются от пищи и питья с рассвета до заката.

Пятый столп — хадж, или паломничество в Мекку, который сунниты обязаны совершить хотя бы один раз в жизни, если у них есть финансовая возможность и они находятся в состоянии физической и психической готовности.

Сравнение суннизма с другими исламскими течениями

Суннизм, как одно из основных течений ислама, имеет свои отличительные особенности и существенные различия с другими направлениями. Наиболее известным течением, противостоящим суннизму, является шиизм.

Суннизм:

Приверженцы суннизма признают первых четырех калифов (Абу Бакр, Умар, Утман, Али) легитимными правителями мусульманского сообщества.
Они считают, что их вероучение основано на соблюдении сунн и примеров, установленных пророком Мухаммедом.
Многие суннитские мусульмане принимают сунну, как второй источник после Корана, и уделяют внимание хадисам (рассказам и действиям пророка Мухаммеда).
Сунниты образуют преобладающую мусульманскую группу во всем мире, и суннизм является официальным направлением ислама в большинстве мусульманских стран.

Шиизм:

  • Шииты считают, что право на лидерство мусульманского сообщества принадлежит потомкам пророка Мухаммеда (имамам). Они признают только Али и его прямых потомков.
  • Шииты верят в то, что их правители наделены особыми духовными и священными качествами.
  • Шиизм отличается от суннизма в некоторых ритуалах, праздниках и обычаях.
  • Шииты составляют значительную часть мусульманского населения в ряде стран, включая Иран, Ирак, Бахрейн и ряд других стран на Ближнем Востоке.

Кроме суннизма и шиизма, в исламе существует также ряд других течений, таких как суфизм, ханафиты, маликиты, шафеиты и ханбалииты. Каждое из этих течений имеет свои особенности, методы толкования и законов. Однако все они признают Коран и пророка Мухаммеда как свои основные источники вероучения.

Хадисы – часть суннизма

Около двухсот лет спустя после смерти пророка Мухаммеда было создано шесть основных хадисов, автором каждого из которых был конкретный имам:

  • “ас-Сунан аль-Сугра” (Ан-Насаи);
  • “Сунан” (Абу Дауда);
  • “Джами” (ат-Тирмизи);
  • “Сунан” (Ибн Маджа);
  • “Аль-Джами ас-Сахих” (аль-Бухари);
  • “Аль-Джами ас-Сахих” (Муслима).

Священные тексты объединены в сборники в XI в. силами исламских богословов, в частности – Ибн аль-Кайсарани. Абсолютно достоверными сунниты считают хадисы в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима.

В начале развития ислама подавляющее большинство хадисов, являющихся основой сунны, передавалось устно. Сподвижники пересказывали ученикам слова Пророка или посвящали их в истории из его жизни. Ученики также одаривали знаниями своих воспитанников.

Суннизм Ислам | Исламская Сунна | Кратко о Cуннизме

Название: Суннизм («поведение», «образ действий»)

Суннизм — одно из основных направлений ислама. Второе направление носит название — шиизм. Отличительной чертой суннизма является признание не только Корана, но и Сунны. Сунна — свод правил, который регулирует все стороны жизни правоверного мусульманина, на основе преданий о действиях и изречениях пророка Мухаммеда.

Другое принципиальное отличие от шиизма — отвержение постулата о духовных истоках халифата и непризнание чудесных свойств за потомками пророка.

Большинство мусульман являются суннитами (более 1 млрд. человек во всем мире, т.е. 90% от всех исповедующих ислам). Несмотря на внешнюю ортодоксальность и косность суннизма, данное религиозное направление ислама получило творческое развитие в рамках мистического суфизма и различных философских школ.

Один из ключевых постулатов, которого должен придерживаться каждый правоверный последователь суннизма, — это признание первых четырех халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Также к числу обязательных требований к сунниту относится принятие шести канонических общепризнанных сборников хадисов, которые представляют из себя предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Изначально хадисы существовали только в устном варианте, но с 8 века появились первые письменные записи.

Наибольшим авторитетом среди сборников хадисов считается Аль-джами ас-сахих (составитель — Мухаммад аль-Бухари). Данный сборник включает более 7000 хадисов и описывает полный комплекс правил поведения правоверного мусульманина. Подробно указывается, что является дозволенным (мандуб), а что запрещенным (макрух), как нужно соблюдать ритуалы, правильно питаться, одеваться, взаимодействовать с людьми, вести торговлю и т.д. Эта система является составной частью пяти понятий, которые регулируют все стороны жизни мусульманина.

Необходимо отметить, что суннизм достаточно терпимо относится к местным обычаям и традициям народов, принимающих ислам. По возможности существующие устои согласовывались с положениями шариата и приравнивались к нему.

Большую роль в суннизме играет отправление религиозных праздников и обрядов. Среди самых отмечаемых праздников — «ид аль-адха» — праздник жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), «ид аль-фитр» — праздник разговения (1–2 числа месяца шавваль), «маулид ан-наби» — день рождения пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), «мирадж» — ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб), «лайлат аль-кадр» — ночь предопределения (27 числа месяца рамадан).

В суннизме, как и во многих других религиях, присутствует реформаторская составляющая, в частности в настоящее время активно рассматривается вопрос о возможности слияния четырех мазхабов и допустимости практики иджтихада (свободного рассуждения). Закономерно, что подобные реформистские веяния сильнее всего в мусульманских странах, являющихся богатыми и включенными в процесс глобализации — Турция, Объединенные арабские эмираты.

Основные различия между суннитами и шиитами

1. Принцип власти и преемственности

Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов — Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.

2. Особая роль имама Али (р.а.)

Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана — призыва на молитву — шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)

Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка (с.г.в.), что содержатся в 6 сборниках: Бухари, Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи, Ибн Маджи. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка (с.г.в.). У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.

Сунниты, шииты, алавиты, – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.

Познай Ислам: найти ответы на свои вопросы

Вопрос: Какая история и причины происхождения шиитского ислама?
Ответ: Шииты — одно из двух основных направлений ислама, другое направление — сунниты. Шииты верят в то, что только наследники пророка Мухаммада (мир ему) через его дочь Фатиму и ее мужа Али (Али и его потомки) имеют право на наследование пророческой власти. Они считают, что Али должен был стать первым калифом после смерти пророка Мухаммада, но его претензии были отвергнуты суннитами. В их учении большое значение придается мученичеству имама Хусейна и его сторонников в битве при Кербеле.
Вопрос: Какие основные расхождения между шиитским и суннитским исламом?
Ответ: Основные расхождения между шиитами и суннитами связаны с вопросом преемства имамов и халифов, обрядами и некоторыми правовыми принципами. Шииты считают, что их имамы являются божественно избранными правителями с божьим вдохновением, тогда как сунниты считают, что халифу должен быть избран обществом на основании согласия и справедливости.
Вопрос: Как шииты относятся к идеологии маатам и самокалеке?
Ответ: Шииты практикуют ритуалы мухараба, такие как маатам (ударение себя в грудь) и самокалека (самоуничтожение), как способы выражения скорби и боли по убийству и мученичеству имама Хусейна в битве при Кербеле. Однако изначально пророк Мухаммад (мир ему) запретил такие практики. Сунны и некоторые шииты критикуют эти практики, ссылаясь на традиции пророка Мухаммада (мир ему).
Вопрос: Какие особенности в учении шиитов?
Ответ: Шииты верят в то, что имамы являются источником маджлиса (божьего знания) и что они обладают инфаллибильностью (непогрешимостью). Они также отмечают ряд праздников и особых дат, связанных с пророком Мухаммадом, его семьей и имамами, такие как Ашура и Молодежь Али. Шииты также придают большое значение священным местам в исламе, таким как мавхира имамов и святое поклонение их могилам.
Какое происхождение у шиитов и какие основные расхождения в их учении?
Шиизм — это одно из двух основных направлений ислама, второе — суннизм. Шиизм возник как политико-религиозное движение после смерти пророка Мухаммада и выбора имама Абу Бакра в качестве первого калифа. Шииты полагают, что пророк намеренно назначил своего зятя Али и его потомков его преемниками (имамами), и что только они являются настоящими лидерами мусульманского сообщества.

Содержимое

Положения ислама
Как прославлять Аллаха
Ислам в мире
Информация мусульманам
Написано в Коране
Говорили пророки
Правила жизни
Знаменитые мечети
Слова молитвы

Международный Центр Стандартизации и Сертификации Халяль Москва: Соответствие высшим требованиям

Имя Аллаха «Аль-Шафи» (الشافي) — Исцеляющая сила Всевышнего на арабском языке

Салафиты

Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.

Что обозначает название

Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло

Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев

По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания

Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи

Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители

Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю

К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане»

Сунниты ислама верят в единого Аллаха

Согласно исламским верованиям, Аллах — это единственное божественное существо и создатель всего сущего. Сунниты считают, что Аллах является Всемогущим, Всеведущим и Всемилостивым. Они признают его абсолютную власть и подчиняются его повелениям.

Сунниты верят, что Аллах является единственным и неподеленным, и не имеет ни соперников, ни партнеров. Они отвергают идею о существовании множества божеств или других форм божественности.

Для суннитов Аллах — это источник всего добра, мудрости и руководства. Они полагаются на Аллаха во всех аспектах своей жизни и признают его как своего единственного защитника и покровителя.

Верования суннитов в единого Аллаха являются основой их религиозной практики и влияют на их моральные принципы и поведение. Они стараются следовать руководству Аллаха, как оно изложено в Коране, и настраиваться на его волю.

В целом, вера суннитов в единого Аллаха является одним из главных принципов ислама и определяет их отношение к своей религии и жизни в целом.

Сунниты уважают традиции предков

Уважение к традициям в суннизме приводит к тому, что сунниты стремятся сохранить и передать своим потомкам все то, что было накоплено их предками. Они считают, что эти традиции обогащают их жизнь, помогают им лучше понимать свою веру и укрепляют их связь с прошлым.

Традиции предков охватывают различные сферы жизни суннитов, начиная от ритуалов и молитв, заканчивая семейными обычаями и социальными нормами. Сунниты стремятся соблюдать эти традиции и передавать их дальше, чтобы сохранить свою идентичность и прочные корни в исламе.

Уважение к традициям предков у суннитов проявляется в их обычаях и поведении. Они пытаются соблюдать все то, что было установлено их предками, и стараются не нарушать эти обычаи. Они считают, что это помогает им быть более близкими к своей вере и наследию.

Суннитские школы права (Мазхаб)

Исламский закон известен как Шариат. В Шариат основан на Коран и Сунна, и те, кто приписывают разные толкования закона, молятся в одних и тех же мечетях без вражды между ними.

Четыре основные суннитские школы права и ученые, в честь которых они названы, известные как четыре имама, следующие (четырех имамов часто называют «основателями» школ. ученики и последователи, и на самом деле не существовали до их смерти.):

Ханафитская школа (названа в честь Абу Ханифы)

Ханафиты Абу Ханифа (ум. 767), был основателем ханафитской школы. Он родился в Ираке. Считается, что в его школе больше разума и логики, чем в других школах. Этой школой следуют мусульмане Бангладеш, Пакистана, Индии и Турции.

Школа Малики (имени Малика ибн Анаса)

Маликиты Малик ибн Аббас(ум. 795) развил свои идеи в Медине, где он, по-видимому, знал одного из последних выживших сподвижников Пророка. Его учение записано в Муватте, который был принят большинством мусульман Африки, за исключением Нижнего Египта, Занзибара и Южной Африки. Юридическая школа Малики является филиалом Сунниты который доминирует почти во всей Африке, за исключением Египта, региона Рога и стран Восточного побережья.

Школа Шафи’и (названа в честь Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и)

Шафииты Аш-Шафи’и (ум. 820) в большинстве районов считался умеренным. Он преподавал в Ираке, а затем в Египте. Настоящие мусульмане в Индонезии, Нижнем Египте, Малайзии и Йемене следуют этой школе

Он уделял большое внимание Сунне Пророка, воплощенной в хадисах, как источнику шариата. Ученые утверждали, что именно Шафии первым придал особое значение сунне Пророка, в отличие от ранних мусульманских правителей и других выдающихся мусульман.

Школа Ханбали (названа в честь Ахмада бин Ханбала)

Ханбалиты Ахмад ибн Ханбал (ум. 855) родился в Багдаде. Он многому научился у аш-Шафии. Несмотря на преследования в период господства мутазалитов, он придерживался доктрины, что Коран не был создан (что мутазалиты отвергли). Этой школе права придерживаются исключительно в Саудовской Аравии.

Эти четыре школы несколько отличаются друг от друга, но мусульмане-сунниты в целом считают их все равноценными. Существуют и другие суннитские школы права, хотя многие из них следуют лишь небольшому числу людей и относительно неизвестны из-за популярности четырех основных школ; также многие из них вымерли или не были достаточно зарегистрированы их последователями, чтобы выжить. Страх того, что постоянное добавление к закону может привести к искажению, неправильному использованию или вторжению в человеческий контент, привел к тому, что работа четырех имамов получила признание как всеобъемлющая и окончательная, закрыв так называемые «ворота свободы». иджтихад. «Впоследствии задача юристов заключалась в интерпретации существующего свода законов, рассматриваемого как божественно открытый кодекс, не требующий дополнений. Представление о том, что законотворчество является чисто божественной задачей, оставляет задачу интерпретации как правителей, так и юристов, а не законодательства. Инновации (бида) в вопросах права или религии считается ересью, в то время как таклид (подражание) — это добродетель. Некоторые сунниты, вдохновленные, среди прочего, Мухаммадом Икбалом, считают все фикх как интерпретация, и утверждают, что даже мнения четырех имамов и величайших ученых прошлого не должны быть обязательными для последующих поколений, поскольку могут быть возможны даже лучшие интерпретации. С этой точки зрения источники закона божественны и непогрешимы, но все, что о них написано, является продуктом людей, склонных к ошибкам.

Философские школы

Термин «суфий» появляется впервые во второй половине VIII — го  века хиджры для обозначения аскетов. Суфии — мудрецы, мусульманские мистики, которые молятся, постятся, носят грубую белую одежду ( сафф арабский означает «бюре», «шерсть», потому что первые мусульманские аскеты получили такое обозначение из-за шерстяной одежды, которую они носили; (они могут носить Муруго , пальто сделаны из исправленных частей , символизирующих Фагры , то есть иллюзия мира).

Слово «суфизм» происходит от слова al- souf ( ﺻﻮﻑ , «шерсть», что дает صوفيّ , «шерстяной»); в любом случае, это то, что сохраняет историк Ибн Халдун . Суфий действительно носил белую шерстяную одежду, которая должна была наполнять глаза мудростью. Скромность и бедность вызываются другими именами , данными некоторых из них: дервиш ( персидский  : درويش , «Нищий») или (в арабском языке  : فقير — «бедные»). Рене Генон добавляет, что первое и основное значение слова «суфий» дается путем «сложения числовых значений букв, из которых оно образовано. Суфийское слово имеет тот же номер, что и Эль-Хекма эль-илахия , то есть «Божественная мудрость»; Таким образом, истинный суфий — это тот, кто обладает этой мудростью, или, другими словами, он эль-ариф би’ллах , то есть «тот, кто знает Богом», потому что Бога можно познать только Самим. »

Доктора ислама ( улемы ) определили суфизм (по- арабски  : تصوف «посвящение») как «науку, цель которой — восстановить сердце, чтобы отвратить его от всего, кроме Бога». Любовь действительно занимает центральное место в суфийском учении. Наиболее известные работы на эту тему —  «Трактат о любви  » Ибн Араби  и  «Книга любви  » Имама  аль-Газали . Для Ибн Араби ,

Исмаилиты

Что обозначает название

По имени сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика – Исмаила.

Когда возникло

Конец VIII века.

Сколько приверженцев

Около 20 миллионов

Основные районы проживания

Индия, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Сирия, Иран, Аравия, Йемен, Восточная Африка, Ливан, эмигранты в англоязычных странах.

Идеи

Исмаилизм несет в себе некоторые черты христианства, зороастризма, иудаизма и мелких древних культов. Приверженцы считают, что Аллах вселял свой божественный дух в пророков от Адама до Мухаммеда. Каждого пророка сопровождает «самит» (молчащий), который только толкует слова пророка. С каждым появлением такого пророка Аллах раскрывает людям тайны вселенского разума и божественную истину.

Человек обладает полной свободой воли. В мир должны прийти 7 пророков, а между их появлениями общиной должны управлять 7 имамов. Возвращение последнего пророка – Мухаммеда, сына Исмаила, будет последним воплощением Бога, после которого воцарится божественный разум и справедливость.

Известные исмаилиты

Насир Хосров, таджикский философ XI века;

Фирдоуси, великий персидский поэт X века, автор «Шахнаме»;

Рудаки, таджикский поэт, IX-X век;

Якуб ибн Киллис, еврейский ученый, основатель Каирского университета Аль-Азхар (X век);

Насир ад-Дин Туси, персидский математик, механик и астроном XIII века.

Факт

Именно исмаилитов-низаритов, применявших индивидуальный террор против турок, называли ассасинами.

Истоки суннитско-шиитского раскола

Первоначальные разногласия между теми, кто стал известен как сунниты, и шиитами (или партией) заключались в том, как следует управлять сообществом после смерти Мухаммеда. Сунниты утверждали, что, хотя Мухамамд не назначил преемника, существовал механизм, определяющий, как следует управлять сообществом, а именно механизм шуры, или консультации (см. Вопросы 42: 38 и 3: 159). Определив в процессе иджмы, или консенсуса, что Откровение от Бога было завершено и что человеческая задача заключалась в истолковании, большинство решило учредить халифат, чтобы возглавить общину. Халиф, первым из которых был Абу Бакр, был первым среди равных, хотя он символически представлял единство веры и практики и самой общины. Однако он, по крайней мере теоретически, не имел большего права, чем любой другой мусульманин, выносить суждение о том, что было, а что не было истинной исламской практикой или верой. Большинство, решив, что они были корпоративными хранителями и толкователями Корана и сунны (традиция Мухаммеда), установили то, что по сути было эгалитарной, неиерархической системой. Меньшинство не признало легитимность халифата, утверждая, что Мухаммед назначил Али, своего двоюродного брата и зятя своим преемником. Позже Али стал четвертым суннитским халифом, но фактически потерял власть из-за первого халифа Омейядов, Муавии. Его сын Хусейн трагически погиб в битве при Кербеле в 680 году н. Э. во время правления второго халифа Омейядов, Язида I, презираемого среди шиитов. Шииты предпочитают называть своего лидера, потомка Али мужского пола, «имамом» и верят, что имам продолжает вдохновляться, защищаться от греха и от ошибок.

Современные движения в суннитском исламе

Помимо существования различных юридических школ, мусульмане-сунниты могут отождествлять себя с формальным движением, включая суфийские ордена. Существует множество официально организованных движений, часто с целью улучшения качества жизни мусульман, возрождения мусульманского благочестия или проведения политических реформ. Во время колониального правления многие исламские системы были либо отодвинуты на второй план, либо демонтированы и заменены западными системами в таких областях, как право, образование и правительство. Многие мусульмане-сунниты выступают за восстановление исламского права и подлинного исламского правительства, и существует множество мнений о том, как это следует понимать. Как правило, те, кого называют салафитами или салафитами, хотят вернуться к прошлой практике, по крайней мере, поскольку они это понимают. Для некоторых это включает восстановление всемирного халифата и отмену отдельных исламских национальных государств. Другие, которых называют либеральными или прогрессивными, выступают за создание демократических систем, соответствующих исламским ценностям. Одно из самых влиятельных движений, аль-Муваххадун (унитарии, обычно известные как ваххабиты), было основано Мухаммадом ибн Абд-аль-Ваххабом, чьи последователи пришли к власти в Саудовской Аравии. Аль-Ваххаб принял школу Ханбали, исключив остальные три.Это движение выступает против суфийского ислама как коррумпированной, синкретической практики и открыто враждебно настроено по отношению к шиитам, которые официально не признаны в Саудовской Аравии. Два других важных движения — «Братья-мусульмане», основанные Хасаном аль-Банной, и «Джамаати-и-ислам», основанные Сайидом Абул А’ла Маудуди. Они используют конституционные средства для реализации своей повестки дня, спонсирования кандидатов и достижения определенного успеха на выборах. Члены Джамаати занимали посты в правительстве как в Пакистане, так и в Бангладеш. Хотя Братство официально запрещено в нескольких странах, члены были избраны как независимые, а в Египте они представляют крупнейшую оппозиционную партию. Оба стремятся установить свою версию добросовестного исламского государства и сочетают пиетизм с политикой. Мечети, школы, образовательные учреждения и другие религиозные и политические фонды могут быть аффилированными. Напротив, Таблиги Джамаат, основанный Мауланой Мухаммадом Ильясом Кандхалави, запрещает своим членам обсуждать политику и концентрируется на внутреннем обновлении.

Радикальные мусульмане, небольшое меньшинство, представленное такими организациями, как «Исламский джихад» и «Аль-Каида», используют внеконституционные средства, включая террористическую деятельность, для реализации своей программы, которая также является антизападной. (Считается, что Запад участвует в экономическом и военном крестовом походе против мусульманского мира, и его обвиняют в поддержке неисламских режимов в собственных интересах.)

Оцените статью