Шииты и сунниты: различия в исламе и их объяснение

Суннизм

Краткая история возникновения суннизма

Сунниты называют себя «ахль ас-сунна валь-джамаа», что в переводе означает «наследование пути пророка и миссия его последователей». Такое сложное название можно объяснить, однако об этом течении кратко никак не расскажешь. Главенствующее слово в этом определении – «сунна», именно оно и дало название религиозному течению. В переводе с арабского «сунна» – это дорога, путь.

Путь суннитов действительно был миссионерским и нелегким. Ислам возник в 7 столетии и начал довольно быстро распространяться в арабских странах. При пророке Мухаммеде (с.а.в.) исламская община выглядела цельной, однако раскол в ней произошел в 656 году, после того, как был убит праведный халиф Абу Амр Усман ибн Аффан аль-Умави аль-Кураши – третий Праведный халиф.

После того как Халифат начал расширяться, раскол стал еще более заметным, поскольку отдельные группы старались вернуть ислам к истокам. В результате повсеместно начали возникать секты и радикальные течения. Всему этому пытались противостоять люди, придерживающиеся некоего либерального взгляда на ислам.

Сторонниками умеренности были исламский богослов Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи, богослов Абу Имран Ибрахим ибн Язид ан-Нахаи и другие, не менее уважаемые последователи . Так началась история суннитов, которая разделила весь исламский мир на два основных лагеря и на множество побочных течений.

Одним из первых убежденных последователей суннизма стал богослов Хасан аль-Басри, родившийся и выросший в Саудовской Аравии, который смог выстроить все суннитские взгляды в стройную систему религиозных положений. Он предложил запретить поддержку той власти, которая поступает вразрез с учением .

Свое предложение он внес на основании хадиса Пророка, где тот призывал не подчиняться людей, склоняющих к греху, противному самому Аллаху. Дело в том, что сунниты изначально считали Сунну и Коран основополагающими принципами мусульманской веры. Аль-Басри призывал к смирению, выступал против радикализма и считал, что сопротивление должно быть пассивным.

Этот же богослов обозначил для своих последователей путь, который основывается на безграничной вере без сопротивления и самостоятельности. Именно таким, в его представлениях, и был изначально ислам. Призыв оказался очень привлекательным, после чего суннизм начал повсеместно распространяться.

Спустя некоторое время другой богослов АбуБакр Мухаммад ибн Сирин аль-Басри вел термин «ахль аль-сунна». Это понятие стало общим для подавляющей части мусульманского общества, которое отвергало любые проявления сектантства. В исламе сунниты отказались от различных религиозных новшеств, сохраняя единство общины. Они и сегодня придерживаются мнения, что еще пророк Мухаммед (с.а.в.) предсказал появление различных сект и предостерегал от расколов. Согласно преданию, Пророк говорил о том, что среди множества мусульман будет только одна истинная группа спасенных в Аллахе, которые и пойдут по .

Суннитам идейно противостояли не только шииты, но и представители других богословских школ. Полемика осуществлялась на протяжении всех веков существования мусульманства. Однако на базе этих споров суннитские убеждения лишь четко сформировались и окрепли. Возникли несколько философских школ, каждая из которых поддерживает идеи суннизма.

Суннитский и шиитский ислам

Современный ислам делится на несколько основных направлений, среди которых наиболее распространены суннизм и шиитство. Причина разделения исламской веры на эти два течения кроется в споре о преемственности правления после смерти пророка Мухаммеда. Этот спор стал одной из главных причин раскола исламского сообщества на суннитов и шиитов.

Суннитский ислам – это самое многочисленное и распространенное направление в исламе. Сунниты считают себя последователями сунны – традиции и образа жизни пророка Мухаммеда. Они придерживаются учений Корана, собранных в хадисах – священных текстах, которые истолковывают и применяют в повседневной жизни.

Шиитский ислам, характеризуется тем, что шииты считают, что полномочия после пророка Мухаммеда должны были перейти к его потомку, Али, и его наследникам – правителям Имамам. В результате сунниты и шииты имеют разные представления о том, кто должен быть главой мусульманского сообщества.

Основные различия между суннитами и шиитами касаются вопросов лидерства и авторитета, духовного и политического. Суннитам необходимо соблюдать пять столпов ислама и верить в единого Бога, пророка Мухаммеда, а также в хадж и джихад. Шииты, в свою очередь, придают большое значение потомкам пророка и их роли в исламской истории.

Сунниты Шииты
Самое многочисленное направление в исламе Второе по численности направление в исламе
Считают себя последователями сунны (традиции) Пророка Мухаммеда Считают, что полномочия после пророка Мухаммеда должны были перейти к его потомку, Али
Верят в единого Бога, пророка Мухаммеда, пять столпов ислама Придают большое значение потомкам пророка и их роли в исламской истории

Общие черты

Раскол, начавшийся в середине седьмого века, разделил мусульманский мир на два основных течения – суннизм и шиитизм

Тогда же появились секты, которые не принимались во внимание в силу малочисленности

Но среди суннитов тоже нарастали небольшие разногласия, что выразилось в появлении нескольких направлений – мазхабов (богословско-правовые школы). С течением времени признание получили только четыре из них:

  1. Маликитский. Его основатель – Малик ибн-Анас.
  2. Ханафитский.
  3. Щафиитский, основанный Мухаммедом ибн Идрис аш-Шавии, который объединил в себе два первых направления.
  4. Ханбалитский – четвертая школа ортодоксального суннитского ислама. Основатель – Абу Абдуллах ибн Мухаммад аш-Шибани.

Все эти ответвления в суннизме признают главные исламские ценности, приоритет Корана, правильное прочтение сунн Пророка Мухаммеда, «законность» друг друга.

Каждый мусульманин имеет право выбирать любую из школ, становясь ее последователем.

Одним из основных объединяющих вопросов является признание четырех праведных халифов. Это:

  • Абу Бакра ас-Сиддик – тесть и друг Пророка, защищавший его во время хаджа (паломничества). Один из трех мужчин, которые первыми приняли ислам, как свою религию. Стал первым праведным халифом, избранным после смерти Мухаммеда. Уже тогда была попытка раскола – вносилось предложение о выборе двух халифов отдельно для ансаров и мухаджиров (остальные не могли претендовать на власть в силу слабости и малочисленности).
  • Умар, второй праведный халиф. По некоторым источникам, сам Мухаммед дал ему имя аль-Фарук – «различающий истину от заблуждения». До 616 года считал ислам отступничеством. Был советником первого халифа, после смерти Абу Бакра (август 634 г.) принял должность.
  • Усман, халиф, во время правления которого завершено собрание частей Корана в одну книгу.
  • Али ибн Абу Талиб – четвертый из праведных халифов. Он был братом Мухаммеда и его зятем. Для шиитов только его потомки – законные наследники и преемники Пророка.

Али ибн Абу Талиб

Помимо этого, приверженцы суннитского течения признают три школы ортодоксальных вероубеждений – ашаритскую, матуридитскую и асаритскую.

Каковы различия в толковании ислама у суннитов и шиитов?

  • Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али.
  • Сунниты и шииты по-разному выбирают высшую власть. У суннитов она принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али.
  • Имам. Для суннитов это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда.
  • Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи.
  • Шииты верят, что однажды в лице «скрытого имама» придёт мессия.

Причины разногласий между шиитами и суннитами

Одна из основных проблем современного ислама – это конфликт шиитов и суннитов. Их несходства во взглядах стали еще более заметными на фоне событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке.

Главное различие между этим двумя течениями заключается в разнице взглядов на вопросы, касающиеся источников власти. Сунниты во всем мире считают, что правителей должна выбирать мусульманская община, опираясь при этом на традиционные подходы. Что же касается шиитов, то они стоят на позициях выбора власти по принципу родства и наследия.

По мнению первых, община должна следовать тем предписаниям, которые занесены в Сунну и Коран, и исходить из них, выбирая правителей. В противовес им шииты полагают, что власть должна передаваться по наследству, а воля Всывышнего Аллаха приходит не столько из Священных писаний, сколько через имама, являющегося прямым потомком пророка Мухаммеда. При этом шиитские богословы сегодня ожидают пришествия последнего 12 имама, и в ожидании его представляют власть в общине.

Еще одно различие между суннитами и шиитами касается вопроса разделения власти. Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника (например, в Иране – аятолла).

Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию.

О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. Суннизм исповедуют почти 90% всех правоверных мусульман, это свыше 1,5 миллиарда человек. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну – это Йемен, Ирак и Сирия.

Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться.

Ислам разделяется на два крупнейших течения — суннизм и шиизм. На данный момент сунниты составляют около 85-
87% мусульман, а количество шиитов не превышает 10%. О том, как ислам раскололся на эти два направления и чем они отличаются, рассказывает АиФ.ru.

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда. По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Конфликт между мусульманами-шиитами и суннитами

В некоторых странах напряженность и даже физический конфликт являются обычным явлением между шиитами и суннитами, особенно в период важных религиозных праздников (например, День Ашура) или важных политических событий и беспорядков.

Более поздние конфликты включают следующие события:

Октябрь 2014 г .: Amnesty International публикует отчет о похищениях и убийствах суннитов шиитскими ополченцами в Ираке.

Июнь 2014 г .: По мере обострения межконфессионального насилия в Ираке бесчисленное количество иракцев бегут и становятся беженцами в соседних странах . Экстремисты-сунниты в ИГИЛ бомбят и разрушают шиитские мечети в Мосуле, Ирак .

Январь 2014 г .: В результате взрыва автобуса в Пакистане погибло 22 мусульман-шиитов .

Июль 2013 г .: В Бахрейне межрелигиозная напряженность приводит к тому, что шииты и сунниты совершают акты вандализма и нападают на мечети друг друга .

Июнь 2012 года. В результате бомбовых ударов суннитов по целям шиитов погибли десятки людей.

Январь 2012: мусульмане-шииты выражают растущую тревогу из-за того, что их преследуют суннитские экстремисты в Ираке, Афганистане, Пакистане и Бахрейне.

Суфийский ислам

Суфизм подчеркивает значимость индивидуального и духовного опыта каждого верующего. Суфийские учители, известные как муршиды или шейхи, играют важную роль в проведении учеников по духовному пути и помощи им достичь близости с Богом.

Основные аспекты суфизма включают медитацию, молитву, пения и чтение поэзии, танцы, практику аскетизма и отречения от материальных благ

Важной концепцией суфизма является также идея о том, что душа человека может быть либо «больной» от грехов и заблуждений, либо «здоровой» и просветленной, стремящейся к объединению с Богом

Суфизм стал популярным в исламском мире и имеет свои разновидности и школы, такие как мевлавийский орден (известные как «танцующие дервиши»), черкесский орден, кадири-бектяшийский орден и другие. Суфийский ислам активно практикуется и внутри суннитских и шиитских общин.

Суфизм часто привлекает верующих, которые стремятся к глубокому пониманию религии и интимному опыту ее применения. Это духовное течение находит свое воплощение в различных мистических обрядах, практиках и учениях, которые культивируют любовь, поклонение и служение Богу, а также стремление к духовному развитию и просвещению.

В чем отличия между суфистами и суннитами?

Различия в мировоззрении

Суфисты и сунниты имеют разные мировоззрения, которые определяют их подход к различным аспектам религии, включая понимание Бога, человека, пророка, священных текстов и традиций. Суфисты склонны к метафизическому пониманию Бога, рассматривая его как абсолютное Единство, которое преисполнено любви и сострадания к всему творению. Сунниты, напротив, отдают предпочтение антропоморфному пониманию Бога, которое делает упор на его могуществе и совершенстве.

Суфисты также отличаются от суннитов своим пониманием роли человека в религии. Они полагают, что человек может обрести божественное познание, если он находится в состоянии мистической связи с Богом, которое достигается через практику медитации и других духовных упражнений. Сунниты, с другой стороны, считают, что путь к познанию Бога ведет через изучение учения и соблюдение законов и традиций Ислама.

Наконец, суфисты и сунниты имеют разные взгляды на связь между Богом и пророком. Суфисты считают, что пророк был избранным посредником, который соединил Бога и человека через откровение и духовное наставление. В то же время, сунниты отдают предпочтение более традиционному пониманию пророка как обычного человека, который стал посланником Бога, чтобы проповедовать его учение и привести людей к вере.

Суннитский ислам и его особенности

Суннитский ислам отличается от других направлений, включая шиитский ислам, преимущественно в отношении вопросов престолонаследия и власти в мусульманских государствах. Суннитские мусульмане считают, что принцип правления должен быть определен шурами, советами, избранными среди мусульманского сообщества. Они также признают Мухаммеданский закон или шариат как источник нормативных актов и руководящих принципов своей веры.

Суннитский ислам также отличается в разделении на различные правовые школы, которые отличаются в своих подходах к интерпретации и применению шариата. Некоторые из наиболее известных школ суннитского ислама включают Малики, Ханафи, Шафии и Ханбали. Каждая из этих школ имеет свои особенности в понимании и толковании законов ислама, и каждый суннитский мусульманин выбирает школу, с которой он чувствует себя более близким и с которой согласен в своем религиозном практикуме.

Суннитские мусульмане придерживаются пяти основных столпов ислама, включая исповедание веры, молитву, пост в месяц Рамадан, пожертвования и хадж. Они также признают Пророка Мухаммеда как последнего исправленного посланника Аллаха и считают священным Коран, откровенное Аллахом слово, записанное в его откровенных посланиях Пророку. Основные ценности суннитского ислама включают веру во Всевышнего, верность Пророку и людям, милосердие, справедливость и соблюдение норм поведения, изложенных в коране и сунне.

Сколько течений в исламе существует на сегодняшний день

  1. Суннизм: Это самое крупное по численности течение в исламе. Представители суннизма считают, что пророк Мухаммед не назначил конкретного преемника и призывают следовать сунне (привычкам и передачам) пророка. Сунниты составляют примерно 85-90% всех мусульман в мире.
  2. Шиизм: Это второе по численности течение в исламе. Шииты отличаются тем, что они считают, что исламский пророк Мухаммед назначил своего кузена Али преемником, и их правители должны быть прямыми потомками Али и его жены Фатимы. Шииты составляют примерно 10-15% всех мусульман в мире и в основном проживают в Иране, Ираке, Ливане и Бахрейне.
  3. Ибадизм: Это относительно небольшое течение в исламе, которое имеет меньшее распространение по сравнению с суннизмом и шиизмом. Ибадиты придерживаются консервативных религиозных убеждений и практикуют скрупулезное следование закону.
  4. Суфизм: Суфизм является духовным течением в исламе. Суфизм акцентирует внутреннюю духовность и стремление к близости с Аллахом через медитации, покаяния и аскезы.
  5. Салефизм: Салефизм скорее можно отнести к консервативному течению в исламе. Последователи этого течения стремятся вернуться к первоначальному пониманию ислама и строго придерживаться Корана и сунны пророка Мухаммеда.

В каждом из этих течений существуют различные подтечения и школы мысли, что делает ислам очень разнообразным и комментируемым.

Важно отметить, что ислам является разделенной ветвью христианства и других мировых религий

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Два основных религиозных течения

Многие люди, знакомые с информацией о различных исламских направлениях, задаются вопросом, сколько же течений сегодня в Исламе. Существует легенда, согласно которой пророк Мухаммед (с.а.в.) предвидел в свое время такой раскол. Утверждается, что именно он сказал о том, что если иудеи раскололись на 71 направление, а христиане на 72, то его, община расколется на 73 течения.

Действительно ли сказал Пророк эти слова либо это только легенда – доподлинно не знает никто, но суждение о 73 течениях сегодня принято за основу. Дело несколько осложняется тем, что, согласно некоторым взглядам, из этого огромного числа направлений истинным является лишь одно. Именно его последователи якобы попадут в Рай.

Этот вопрос относится к теософским спорам. Суть в том, что на сегодняшний день существуют два основных течения ислама – это суннизм и шиизм. Самым большим исламским течением является суннизм. Сунниты в настоящее время составляют до 85% всех мусульман планеты. По мнению суннитов, преемниками Пророка Мухаммеда стали четыре первых халифа, которых называю «праведными»:

  1. Абу-Бакр;
  2. Умар ибн аль-Хаттаб;
  3. Усман ибн Аффан;
  4. Али ибн Абу Талиб.

Святой книгой для них является Коран, но кроме него существуют предания о Пророке. Эти предания получили название «Сунна» (отсюда и название течения).

Вторым по численности приверженцев течением является шиизм. Его исповедуют около 15% мусульман. Если у суннитов преемниками являются четыре избранных халифа, то шииты полагают, что право управления всей мусульманской общиной имеется лишь у прямых потомков Мухаммеда (с.а.в.) – Ахль аль-Бейт («люд дома»). Сунниты полагают, что мусульман должны духовно наставлять и руководить их действиями последователи Пророка, а шииты – что такое руководство обусловлено правом рождения.

У каждого из этих основных течений есть и внутренние разделение по направлениям. Суннизм в зависимости от существования правовых школ, так называемых масхабов (маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский), разделяют на:

  • Суфизм;
  • Салафия;
  • Джамаат таблиг.

Все три направления – философского плана. Они во многом держатся на принципах, впервые озвученных пророком Мухаммедом (с.а.в.), и являются попытками ориентации на общинные мусульманские ценности. Часто по ошибке к суннизму относят радикальное направление – ваххабизм. Оно было основано как своего рода протестное течение в исламе и сыграло в свое время серьезную роль в борьбе против турок. Ваххабиты считают варварством поклонение могилам и мощам святых и готовы воевать за свою веру.

Отношение к ваххабизму в исламском мире неоднозначное. Одни исследователи считают их догматику вполне правомерной. Другие же, наоборот, относят ваххабизм к экстремистскому движению и называют «протестантами ислама».

Шииты, в свою очередь, делятся на такие направления, как:

  • Иснаашариты (двунадесятники);
  • Зейдиты;
  • Рафидиты;
  • Алавиты;
  • Исмаилиты;
  • Гурабиты.

Это далеко не все шиитские направления в исламе, поскольку каждая группа может разделяться еще на несколько подгрупп. Практически все эти религиозные группы позиционируются как мусульманские, но различаются по своим взглядам.

Суфизм и Сунниты: различия в учении

Основные принципы Суннитов

Сунниты являются сторонниками традиционного исламского учения, которое основывается на Коране и примере жизни и деятельности Пророка Мухаммеда. Главным принципом суннитского учения является верность Корану и сунне Пророка, которая выражается в выполнении пяти столпов ислама: исповедание веры, осуществление молитв, совершение поста, пожертвование и произнесение Шахады. Также сунниты стремятся к соблюдению догматических принципов, связанных с признанием единого Бога и Посланника, а также верой в Ангелов и Судный День.

Основные принципы Суфизма

Суфизм — это течение в исламе, которое уделяет большое внимание духовной практике и осознанию единства Бытия. Суфизм ориентируется на мистические аспекты исламского учения и настроен на поиск объединения с Богом

Ключевой момент для суфистов — это постижение таинства и удостоверение себя в Боге. Главный принцип суфизма — это Тасаввуф, который подразумевает шесть основных принципов: Риду, Таваккул, Ихсан, Акл, Халява и Тавациф.

  • Риду — это духовное удовольствие от отстранения от материально привязанных ценностей.
  • Таваккул — это доверие, принятие судьбы как взгляд Бога.
  • Ихсан — это идеал человеческой души.
  • Акл — это осознание в Боге и принятие веры.
  • Халява — это осознание единства Бога.
  • Тавациф — это изоляция от жизни и путешествие к Богу.

Неспособность к соотнесению друг с другом

В исламе, как и в любой другой религии, существуют различные течения, каждое из которых имеет свои уникальные идеи и учения. Суфизм и сунниты — это две различные концепции, которые выражаются на разных уровнях духовности и практики. В своей сути, сунниты и суфии не могут быть соотнесены друг с другом, а их учения могут дополнять друг друга только в части духовности и концепции Бога.

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда. По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

Краткая история возникновения суннизма

Сунниты называют себя «ахль ас-сунна валь-джамаа», что в переводе означает «наследование пути пророка и миссия его последователей». Такое сложное название можно объяснить, однако об этом течении кратко никак не расскажешь. Главенствующее слово в этом определении – «сунна», именно оно и дало название религиозному течению. В переводе с арабского «сунна» – это дорога, путь.

Путь суннитов действительно был миссионерским и нелегким. Ислам возник в 7 столетии и начал довольно быстро распространяться в арабских странах. При пророке Мухаммеде (с.а.в.) исламская община выглядела цельной, однако раскол в ней произошел в 656 году, после того, как был убит праведный халиф Абу Амр Усман ибн Аффан аль-Умави аль-Кураши – третий Праведный халиф.

После того как Халифат начал расширяться, раскол стал еще более заметным, поскольку отдельные группы старались вернуть ислам к истокам. В результате повсеместно начали возникать секты и радикальные течения. Всему этому пытались противостоять люди, придерживающиеся некоего либерального взгляда на ислам.

Сторонниками умеренности были исламский богослов Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи, богослов Абу Имран Ибрахим ибн Язид ан-Нахаи и другие, не менее уважаемые последователи . Так началась история суннитов, которая разделила весь исламский мир на два основных лагеря и на множество побочных течений.

Одним из первых убежденных последователей суннизма стал богослов Хасан аль-Басри, родившийся и выросший в Саудовской Аравии, который смог выстроить все суннитские взгляды в стройную систему религиозных положений. Он предложил запретить поддержку той власти, которая поступает вразрез с учением .

Свое предложение он внес на основании хадиса Пророка, где тот призывал не подчиняться людей, склоняющих к греху, противному самому Аллаху. Дело в том, что сунниты изначально считали Сунну и Коран основополагающими принципами мусульманской веры. Аль-Басри призывал к смирению, выступал против радикализма и считал, что сопротивление должно быть пассивным.

Этот же богослов обозначил для своих последователей путь, который основывается на безграничной вере без сопротивления и самостоятельности. Именно таким, в его представлениях, и был изначально ислам. Призыв оказался очень привлекательным, после чего суннизм начал повсеместно распространяться.

Спустя некоторое время другой богослов АбуБакр Мухаммад ибн Сирин аль-Басри вел термин «ахль аль-сунна». Это понятие стало общим для подавляющей части мусульманского общества, которое отвергало любые проявления сектантства. В исламе сунниты отказались от различных религиозных новшеств, сохраняя единство общины. Они и сегодня придерживаются мнения, что еще пророк Мухаммед (с.а.в.) предсказал появление различных сект и предостерегал от расколов. Согласно преданию, Пророк говорил о том, что среди множества мусульман будет только одна истинная группа спасенных в Аллахе, которые и пойдут по .

Суннитам идейно противостояли не только шииты, но и представители других богословских школ. Полемика осуществлялась на протяжении всех веков существования мусульманства. Однако на базе этих споров суннитские убеждения лишь четко сформировались и окрепли. Возникли несколько философских школ, каждая из которых поддерживает идеи суннизма.

Rate article