Различия между суннитами, шиитами и алавитами

Чем отличаются салафиты от суннитов | в чем разница Суннизм

Ритуальные практики суннитских мусульман

Ритуальные практики суннитского ислама базируются на пяти столпах: шахада, намаз, закат, сиям и хадж. Шахада – это вероисповедание, когда мусульмане признают, что нет другого божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – последний посланник Аллаха.

Намаз (молитва) является одной из обязательных практик и проводится священный день в пять раз в сутки: утром, днем, вечером, после заката и ночью. Хадж (паломничество) является ежегодным мусульманским паломничеством в Мекку, где мусульмане проходят ряд ритуалов, направленных на очищение души и подтверждение своей веры.

Закат (пожертвование) представляет собой обязательную практику пожертвования части своего имущества нуждающимся. Сиям (пост) проводится во время месяца Рамадан, когда мусульмане строго придерживаются от пищи, напитков, курения и половых контактов с рассвета до заката.

Кроме пяти основных ритуальных практик, в суннитском исламе имеются и другие неменее важные обряды, такие как карантин и еда-раздачи бедным. Также, заколка животных на праздник Ураза-байрам, зазвучание муэдзина и другие традиции входят в ритуальный духовный комплекс суннитов.

  • Шахада – вероисповедание
  • Намаз – утренняя, дневная, вечерняя, после заката, ночная
  • Хадж – мусульманское паломничество в Мекку
  • Закат – пожертвование части имущества
  • Сиям – воздержание от еды, питья, курения и других удовольствий в определенные дни

Шиитско-суннитские отношения

Большинство шиитов обвиняют суннитов в убийстве Али и Хусейна. Шииты часто жили как представители небольшого меньшинства в государствах с суннитским большинством. Принцип такия (сокрытия) позволяет шиитам скрывать свою религиозную принадлежность, чтобы избежать преследований. Исторически было много попыток примирить шиитский и суннитский ислам. Одним из примеров было создание халифата Аббасидов. Халиф аль-Мамум использовал титул «имам», чтобы попытаться заручиться поддержкой шиитов. С другой стороны, шиитские фатимиды в Египте, которые называли себя халифами-имамами, сделали это, чтобы оспорить легитимность Аббасидов. Еще одна попытка примирения была предпринята в XIII веке, когда династии суннитов и шиитов столкнулись с общей угрозой в лице монголов. Случаи гражданских беспорядков, вызванных столкновениями между мусульманами-шиитами и суннитами, имели место исторически. Однако некоторые утверждают, что общинные различия были намеренно преувеличены колониальными державами, которые имели дело с каждой общиной отдельно, чтобы установить интересы на основе принципа «разделяй и властвуй». Затем эти интересы могут быть противопоставлены друг другу, при этом колониальная держава выступает в качестве арбитра, заявляя, что колониальное правление необходимо для сохранения мира. В мире есть места, где бок о бок молятся представители обеих традиций. В мире также есть места, где существует враждебность. Некоторые суфийские ордена привлекают членов обеих традиций, действуя как мост между ними.

Истоки суннитско-шиитского раскола

Первоначальные разногласия между теми, кто стал известен как сунниты, и шиитами (или партией) заключались в том, как следует управлять сообществом после смерти Мухаммеда. Сунниты утверждали, что, хотя Мухамамд не назначил преемника, существовал механизм, определяющий, как следует управлять сообществом, а именно механизм шуры, или консультации (см. Вопросы 42: 38 и 3: 159). Определив в процессе иджмы, или консенсуса, что Откровение от Бога было завершено и что человеческая задача заключалась в истолковании, большинство решило учредить халифат, чтобы возглавить общину. Халиф, первым из которых был Абу Бакр, был первым среди равных, хотя он символически представлял единство веры и практики и самой общины. Однако он, по крайней мере теоретически, не имел большего права, чем любой другой мусульманин, выносить суждение о том, что было, а что не было истинной исламской практикой или верой. Большинство, решив, что они были корпоративными хранителями и толкователями Корана и сунны (традиция Мухаммеда), установили то, что по сути было эгалитарной, неиерархической системой. Меньшинство не признало легитимность халифата, утверждая, что Мухаммед назначил Али, своего двоюродного брата и зятя своим преемником. Позже Али стал четвертым суннитским халифом, но фактически потерял власть из-за первого халифа Омейядов, Муавии. Его сын Хусейн трагически погиб в битве при Кербеле в 680 году н. Э. во время правления второго халифа Омейядов, Язида I, презираемого среди шиитов. Шииты предпочитают называть своего лидера, потомка Али мужского пола, «имамом» и верят, что имам продолжает вдохновляться, защищаться от греха и от ошибок.

Шиитские школы

Шииты представляют вторую по величине ветвь ислама, сформировавшуюся после смерти Мухаммеда. Шииты всегда считали, что управлять общиной вправе лишь потомки пророка: дети дочери Мухаммеда Фатимы и его двоюродного брата Али. По их мнению, право на имамат (верховное руководство общиной) даровано роду Али самим Богом.

Изначально шииты появились в качестве политической партии, а в качестве самостоятельного религиозно-правового учения шиизм сформировался во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка.

Сторонники шиизма представляют как умеренные, так и крайние течения. В первую группу входят:

  • шииты-двунадесятники – преобладающее течение шиитов, сторонники которого придерживающиеся джафаритского мазхаба (особенно распространены среди жителей Ирана, Азербайджана, Бахрейна, Ирака и Ливана);
  • зейдиты, относящиеся к “умеренным” шиитам и преобладающие на северо-востоке Йемена; их религиозные взгляды во многом приближены к суннитским.

Крайние течения шиитов представлены исмаилитами, а также алавитами и алевитами. Приверженцы исмаилизма составляют большинство и имеют ответвления в виде друзов и карматов.

Алевиты и алавиты, также как и ряд других радикальных исламских течений (гурабиты, даймиты, базигиты, кайсаниты и др.) именуются термином гулат (исламские секты). Их приверженцы верят в то, что потомки Мухаммеда и Али – шиитские имамы – наделены божественными свойствами.

Главные различия между мусульманами суннитского и шиитского толка в основном состоят в вопросах передачи властных полномочий в мусульманской общине, признании или отрицании непогрешимости имамов, а также юридических школ и авторитетности тех или иных сборников хадисов. Противоречия наблюдаются также в отношении временных браков, праздников и траурных дней, мест паломничества.

18

Суннизм простыми словами для чайников

Суннизм — одно из основных направлений в исламе. Оно возникло в Аравии во второй половине VII века и его сторонники признают святость Сунны. Что же такое Сунна? Сунна — это образ жизни и учение пророка Мухаммада, который считается основателем ислама.

По сути, суннизм подразумевает следование учению и поступкам пророка Мухаммада. Сунниты признают священными собрания историй о жизни пророка, называемые «хадисами». Они считают, что эти хадисы являются важным источником религиозного знания и руководства.

Сунниты считают, что следование Сунне приводит к правильному пониманию и исполнению ислама. Они стремятся следовать обычаям и традициям пророка Мухаммада, включая его молитвы, посты, пищевые ограничения и другие аспекты повседневной жизни.

Важным аспектом суннизма является также концепция «джихада». Сунниты считают, что джихад — это не только физическая борьба, но и внутреннее преодоление себя, стремление к духовному совершенству и распространению ислама.

Сунниты также верят в праведных халифов, которые правили после смерти пророка Мухаммада. Они признают первых четырех халифов, начиная с Абу Бакра, как легитимных правителей. Однако, существуют различия между суннитами и шиитами в отношении преемников пророка Мухаммада.

Основные принципы суннизма заключаются в вере в единого Бога, исполнении ритуалов, следовании учению пророка Мухаммада и подчинении правилам исламского права (шариата). Сунниты стремятся к соблюдению моральных норм, честности, справедливости и состраданию.

Суннизм является наиболее распространенным направлением в исламе, примерно 85-90% мусульман относят себя к суннитскому течению. Сунниты проживают по всему миру и их общины существуют во многих странах.

В заключение, суннизм — это одно из двух основных направлений в исламе, основанное на следовании учению пророка Мухаммада и признании святости Сунны. Он охватывает большую часть мусульманской общины и стремится к правильному исполнению религиозных обязанностей и распространению ислама.

4. Имамат – вера в особый статус 12 имамов (преемников Пророка ﷺ)

 
Шииты верят, что после смерти Пророка ﷺ руководство исламской общиной перешло к Али (да будет доволен им Аллах) и его потомкам – непогрешимым имамам.

Последний, двенадцатый имам исчез в раннем детстве, и как верят шииты, сейчас находится «в сокрытии» (в ином мире, откуда посылает некие сообщения или указания нынешним руководителям шиитской общины — аятоллам). Он, по мнению шиитов, и есть ожидаемый мусульманами имам Махди (который появится незадолго до Судного дня). Каждый имам наделен особыми полномочиями, практически равными пророческим – они обладают явными и скрытыми знаниями, могут совершать чудеса, так же безгрешны, как и пророки и т.д.
Многие шиитские ученые считают кафирами всех, кто не разделяет веру в непогрешимых имамов.
 

Суннитские школы права (Мазхаб)

Исламский закон известен как Шариат. В Шариат основан на Коран и Сунна, и те, кто приписывают разные толкования закона, молятся в одних и тех же мечетях без вражды между ними.

Четыре основные суннитские школы права и ученые, в честь которых они названы, известные как четыре имама, следующие (четырех имамов часто называют «основателями» школ. ученики и последователи, и на самом деле не существовали до их смерти.):

Ханафитская школа (названа в честь Абу Ханифы)

Ханафиты Абу Ханифа (ум. 767), был основателем ханафитской школы. Он родился в Ираке. Считается, что в его школе больше разума и логики, чем в других школах. Этой школой следуют мусульмане Бангладеш, Пакистана, Индии и Турции.

Школа Малики (имени Малика ибн Анаса)

Маликиты Малик ибн Аббас(ум. 795) развил свои идеи в Медине, где он, по-видимому, знал одного из последних выживших сподвижников Пророка. Его учение записано в Муватте, который был принят большинством мусульман Африки, за исключением Нижнего Египта, Занзибара и Южной Африки. Юридическая школа Малики является филиалом Сунниты который доминирует почти во всей Африке, за исключением Египта, региона Рога и стран Восточного побережья.

Школа Шафи’и (названа в честь Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и)

Шафииты Аш-Шафи’и (ум. 820) в большинстве районов считался умеренным. Он преподавал в Ираке, а затем в Египте. Настоящие мусульмане в Индонезии, Нижнем Египте, Малайзии и Йемене следуют этой школе

Он уделял большое внимание Сунне Пророка, воплощенной в хадисах, как источнику шариата. Ученые утверждали, что именно Шафии первым придал особое значение сунне Пророка, в отличие от ранних мусульманских правителей и других выдающихся мусульман.

Школа Ханбали (названа в честь Ахмада бин Ханбала)

Ханбалиты Ахмад ибн Ханбал (ум. 855) родился в Багдаде. Он многому научился у аш-Шафии. Несмотря на преследования в период господства мутазалитов, он придерживался доктрины, что Коран не был создан (что мутазалиты отвергли). Этой школе права придерживаются исключительно в Саудовской Аравии.

Эти четыре школы несколько отличаются друг от друга, но мусульмане-сунниты в целом считают их все равноценными. Существуют и другие суннитские школы права, хотя многие из них следуют лишь небольшому числу людей и относительно неизвестны из-за популярности четырех основных школ; также многие из них вымерли или не были достаточно зарегистрированы их последователями, чтобы выжить. Страх того, что постоянное добавление к закону может привести к искажению, неправильному использованию или вторжению в человеческий контент, привел к тому, что работа четырех имамов получила признание как всеобъемлющая и окончательная, закрыв так называемые «ворота свободы». иджтихад. “Впоследствии задача юристов заключалась в интерпретации существующего свода законов, рассматриваемого как божественно открытый кодекс, не требующий дополнений. Представление о том, что законотворчество является чисто божественной задачей, оставляет задачу интерпретации как правителей, так и юристов, а не законодательства. Инновации (бида) в вопросах права или религии считается ересью, в то время как таклид (подражание) – это добродетель. Некоторые сунниты, вдохновленные, среди прочего, Мухаммадом Икбалом, считают все фикх как интерпретация, и утверждают, что даже мнения четырех имамов и величайших ученых прошлого не должны быть обязательными для последующих поколений, поскольку могут быть возможны даже лучшие интерпретации. С этой точки зрения источники закона божественны и непогрешимы, но все, что о них написано, является продуктом людей, склонных к ошибкам.

Сунниты

Самым крупным и основным течением Ислама является Ахлю Сунна валь-Джамаат или сунниты. По мнению суннитов, законными преемниками Пророка Мухаммада ﷺявлялись первые четыре праведных халифа (Абу Бакр, Умар, Усман и Али). Суннитами также вместе со Священной Книгой Коран признаются Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, то есть хадисы о нем, которые включены в сборники, наиболее авторитетными из которых считают сборник Бухари и сборник Муслима.

Сунниты руководствуются основными принципами приверженности ценностям Ислама, которые обозначены в священном Предании. Ведущей идеей суннитов является та, что мусульманская община играет руководящую роль в решении жизненно важных задачи и проблем мусульман.

Направления в сунизме

Суннитами признаются только четыре богословские правовые школы или мазхаба: маликитский мазхаб, шафиитский мазхаб, и ханбалитский мазхаб. Остальные мазхабы, которые также относятся к суннитскому течению, в современном мусульманском мире свое существование постепенно прекратили, поскольку случилось отсутствие преемственности. Все эти школы признают правомерность друг друг, а человек может сделать самостоятельный выбор, какого мазхаба быть приверженцем, и следовать той школе, с принципами и положениями которой он согласен.

В исламе порицается фанатичная приверженность к какому-то определенному мазхабу, и человеку не вменяется в обязанность следовать во всех религиозных вопросах мнению какого-то одного мазхаба.

Распространение суннитской веры

Суннизм — одно из двух основных направлений в исламе, наряду со шиитством. Сунниты составляют большинство мусульман в мире и преобладают в таких странах, как Саудовская Аравия, Египет, Индонезия, Турция и другие.

Суннитская вера распространилась благодаря ранним поклонникам и последователям пророка Мухаммада. После его смерти произошло разделение среди мусульман на ансаров (помощников) и мухаджиров (эмигрантов), причем мухаджиры были теми, кто бежал с пророком из Мекки в Медину.

После смерти Мухаммада сунниты признали Абу Бакра первым халифом, в то время как шииты отдали предпочтение Али, зятю пророка и его кузену. Этот спор стал основой разделения на суннитов и шиитов и оформил принципы, которые стали основой для суннитской веры.

Сунниты придерживаются основных принципов ислама, выраженных в Коране и сунне — сборнике записей историй и поступков пророка Мухаммада. Они признают значимость традиций предшественников (салифов) и считают, что их понимание и интерпретация истинного ислама являются верными.

Верующие сунниты передают свои вероучения, традиции и знания через устное наследование поколениями. Они исповедуют пять основных столпов ислама, включая исповедание веры, выполнение ритуальных молитв, дачу милостыни, пост в месяц Рамадан и совершение паломничества в Мекку. Сунниты также имеют свои мечети и образовательные учреждения, которые являются важными центрами распространения и практики суннитской веры.

Суннитское направление ислама продолжает распространяться в различных регионах мира, где живут мусульмане. Сунниты стремятся привлечь новых последователей, распространяя свое учение через образование, литературу и сети мечетей. Благодаря своему большинству и влиянию в мусульманском сообществе сунниты играют значительную роль в исламском мире.

Политика в суннитском исламе

В ранней суннитской практике халифа назначали или выбирали из-за его добродетелей, которые затем приветствовала вся община. После 661 года халифат стал более или менее наследственным. Не все мусульмане-сунниты принимали наследственный или династический принцип, потому что он не гарантировал, что халиф был хорошим человеком. В связи с этим возник вопрос, оправдан ли восстание против аморального или несправедливого халифа. Те, кто известен как Мурджи’а, утверждали, что для сохранения единства общины нужно подчиняться даже явно плохому правителю. Они утверждали, что только Богу известно, что на самом деле в сердце человека. Другие, в том числе хариджиты, считали, что править должен только хороший, набожный мусульманин и что противодействие аморальному, несправедливому или нечестивому правителю и восстание против него полностью оправдано и, по сути, является религиозным долгом. Эта партия отвергла авторитет Сунны, утверждая, что придерживается только Корана. Они убили тех, кто, по их мнению, перестал быть истинным мусульманином, включая Али.

Начиная с девятнадцатого века, многие мусульмане утверждали, что принципы шуры и иджма по своей сути демократичны, и что вместо наделения властью одного человека следует избрать собрание для коллективного толкования ислама. Меньшинство утверждает, что первоначальное сочетание религии и государства в лице Пророка, увековеченное в халифате, было чисто косвенным, и что политику и религию можно разделить, и что исламские общества могут функционировать как светские государства, хотя законы будут отражать мусульманские ценности как вопрос демократических принципов в любом государстве с мусульманским большинством.

Течения хариджитов

Хариджизм (в переводе с арабского – “выступившие”, “покинутые”) – религиозное-политическое движение, представители которого придерживаются радикальных взглядов. Хариджизм возник во время властвования халифа Али после Сиффинской битвы. Часть мусульман, недовольная политикой двух противоборствующих имамов Али и Муавии, объявила себя их врагами и начала активно воевать против них.

В конце VII в. в результате нескольких расколов хариджиты разделились на множество религиозных исламских течений (например, мухаккимиты, аджрадиты, суфриты и др.).

Общая численность сторонников хариджизма – 1-3 млн. человек. Течение преобладает в Омане благодаря группе ибадитов, ставших более лояльными к иноверцам.

Понятие суннизма в исламе

Суннизм является одним из двух основных течений в исламе, рядом с шиизмом. Суннизм объединяет большинство мусульман по всему миру и признается официальной формой ислама во многих странах. Термин «суннизм» происходит от слова «сунна», что означает путь или образ жизни, определенный примером пророка Мухаммеда.

Основные принципы суннизма основываются на соблюдении Корана, сунн и хадисов, то есть наставлений пророка Мухаммеда и его компаньонов. Сунниты признают первые четыре праведных халифа (абу-бакра, умара, утмана и али) как законных правителей мусульманского сообщества после смерти пророка Мухаммеда. Они также признают значимость коллективной консультации и согласия (или иджма) для принятия решений по вопросам религиозной практики и общественного управления.

Сунниты верят в единого Аллаха, пророка Мухаммеда в качестве последнего посланника Аллаха и день Суда. Они также соблюдают пять столпов ислама: веру в единого Бога (шахада), выполнение обязательных молитв (салах), добровольные пожертвования (закат), социальное постное время (савм), паломничество в Мекку (хадж).

Организационно, суннитский ислам разделен на множество школ права (мазхабов), каждая из которых имеет свои нюансы и толкование исламского законодательства. Разнообразие внутри суннизма отражает исторические, географические и культурные различия между мусульманскими общинами. Однако все эти школы соблюдают основополагающие принципы ислама, содержащиеся в Коране и сунне.

В целом, суннизм представляет собой широкий и многообразный спектр веры и практики, объединяющий миллионы мусульман по всему миру. Сунниты стремятся следовать примеру пророка Мухаммеда и его учению, находящемуся в Коране и сунне, чтобы получить наставления для своей духовной жизни и поведения в обществе.

Rate article