11 вопросов о исламе: основные аспекты веры и практики

Суннизм

Хадис от Абдуллаха ибн Масуда и его искажение

Также читаем в «Сахихе» Бухари хадис от Абдуллаха ибн Масуда:

حَدَّثَنَا عَمْرُو بْنُ عَوْنٍ، حَدَّثَنَا خَالِدٌ، عَنْ إِسْمَاعِيلَ، عَنْ قَيْسٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: » كُنَّا نَغْزُو مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلَيْسَ مَعَنَا نِسَاءٌ، فَقُلْنَا: أَلاَ نَخْتَصِي؟ فَنَهَانَا عَنْ ذَلِكَ، فَرَخَّصَ لَنَا بَعْدَ ذَلِكَ أَنْ نَتَزَوَّجَ المَرْأَةَ بِالثَّوْبِ » ثُمَّ قَرَأَ: {يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لاَ تُحَرِّمُوا طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكُمْ}

 «Мы были в военном походе с Посланником Аллаха (С), и с нами не было женщин. Мы спросили его: “Нам совершить оскопление?” И он запретил нам это. И разрешил нам после этого жениться на женщине за кусок одежды (то есть дав ей плату в виде куска одежды). А потом он прочитал: “О вы, которые уверовали! Не запрещайте те блага, которые были разрешены вам!” (Трапеза, аят 87)».

Скан:

Удивительно, что этот хадис тоже искажён! Дело в том, что в современных изданиях «Сахиха» Бухари нет фразы «иля аджль» — «на определённый срок», которая была в старых его версиях, что находились на руках у учёных «ахлу сунна» несколько столетий тому назад. Ибо в своих книгах они приводили данный хадис именно так: «…И он запретил нам это. И разрешил нам после этого жениться на женщине за кусок одежды на определённый срок». Эта фраза была когда-то вырезана из «Сахиха» Бухари, и все современные издания не приводят её

Обратите внимание на механизм искажения религии «ахлу сунной валь джамаа»! Именно так они обрезали одни хадисы, удаляли другие, искажали третьи

Повторяем, в десятках книг хадис от Абдуллаха ибн Масуда приводится именно таким образом. Укажем на некоторые примеры:

Ибн Кейм Джаузи в книге «Игасату ль-хуфат» приводит этот хадис из Бухари с фразой «на определённый срок»:

فَنَهانَا عَنْ ذلِكَ، ثُمَّ رَخّصَ لَنَا أَنْ نَنْكِحَ المَرْأَةَ بِالثّوْبِ إِلى أَجَلٍ

«…И он запретил нам это. И разрешил нам после этого жениться на женщине за кусок одежды на определённый срок».

Скан:

То же самое  — Абу Фатх Хамиди в книге «Джам бейна сахихейн»:

В книге «Заду ль-маад» Ибн Кейма Джаузи:

В известном сборники хадисов «Сунан кубра» Бейхеки:

В тафсире Ибн Касира:

В тафсире «Дурру ль-мансур» Суюти:

И во многих других источниках «ахлу сунна»…

Религиозные направления и принципы веры

Современный, как и традиционный, суннизм представляет собой религиозное течение, построенное на полном подчинении общине и положениям сунны и Корана. На сегодняшний день сунниты – это подавляющая часть правоверных мусульман во всем мире. Лишь в некоторых странах шииты занимают преобладающее положение (Азербайджан, Иран, Бахрейн, Ливан и т.д.).

Принципы течения были сформированы еще в средних веках, на этапе становления учения. С тех пор они не изменились. Основными положениями суннизма являются признания:

  1. Законности правления халифов.
  2. Подлинности шести сводов хадисов.
  3. Догматических школ.
  4. Школ шариатского права — мазхабов.

Праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али были первыми четырьмя правителями, которые правили Великим Халифатом. Сунниты считают, что вся верховная власть должна быть сосредоточена в руках халифов, избираемых общиной.

Как известно, мусульмане суннитского толка утверждают, что ислам держится на пяти столпах и двух основах – Коране и Сунне, которая представляет собой свод хадисов – это рассказы о пророке Мухаммеде. О его поступках и словах, касающихся жизни общины в правовом, социальном или религиозном разрезе.

Изначально такие предания распространялись только в устной форме – их рассказывали друг другу, не записывая. Составление письменных хадисов началось позже, в период раннего возникновения суннизма. А основные своды правил на основе хадисов появились не менее чем через 200 лет после кончины Пророка.

Все эти правила были объединены в шесть сборников, имеющих общее название Кутуб ас-Ситта. Однако нужно заметить, что религиозные и богословские разногласия настолько велики, что даже в этом вопросе взгляды исследователей относительно деяний Пророка и всего ислама не всегда сходятся. Не все хадисы, включенные в этот сборник, признаются достоверными.

На сегодняшний день известны три догматические школы. К ним относятся:

  • асариты;
  • ашариты;
  • матуридиты.

Асариты придерживаются жестких традиций в толковании Священных писаний. Для них невозможной считается сама мысль о том, что Коран можно трактовать как-либо иносказательно. Если какие-либо положения в них остаются неясными, то асариты и не стремятся вникнуть в их смысл. При этом они не воспринимают их и буквально.

Если какое-либо место в Сунне, либо Коране остается для них не слишком ясным, они не объясняют его и не ищут какой-то отдельный смысл в сообщении, оставляя это на усмотрение Аллаха. В глазах асаритов Всевышнему ведомо все, а что касается людей, они должны просто воспринимать откровения как данность.

Ашаризм – второе направление суннизма, оно несколько отходит от тех взглядов, которые исповедуют асариты. Ашариты полагают, что религиозным догмам не стоит следовать бездумно, а подход толкования их истинности вполне рационален. При этом они считают, что между различными явлениями не может быть причинно-следственной связи. В отличие от асаритов, они не признают авторитаризм в вере, подходя к религиозным положениям философски и стараясь их осмысливать.

Матуридиты во многом сходны по взглядам с ашаритами. Это течение сформировалось позже остальных. Основоположником его является Абу Мансур аль-Матуриди, который призывал разумно относиться к различным явлениям и осмысливать их. Однако матуридиты, как и асариты, считают, что повеления Аллаха нельзя рационализировать и нужно покоряться им без раздумий.

https://youtube.com/watch?v=xskIx911vMs

Еще один принцип суннитского учения – это наличие четырех богословско-правовых школ. Это так называемые мазхабы:

  • шафиитский;
  • ханбалитский;
  • маликитский;
  • ханафитский.

Каждый из них опирается на догмы Корана и Сунны, однако ханбалитский мазхаб жестко стоит на позициях непринятии нововведений в исламе, а источником права здесь помимо священных книг являются еще и решения сподвижников Пророка.

Ханафитский же мазхаб признает кроме Сунны, Корана и решений сподвижников еще и местные обычаи. Так, многие сунниты, проживающие в России (в основном на Северном Кавказе), являются ханафитами – это абазины, черкесы, ногайцы, кабардинцы, башкиры, татары.

Раскол шиитов и суннитов

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли
. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Особенности суфизма

Суфизм, как мистическое направление в исламе, обладает несколькими особенностями, которые отличают его от других аспектов исламской традиции:

  • Духовный опыт: Одной из главных особенностей суфизма является акцент на духовном опыте и индивидуальной близости к Аллаху. Суфии считают, что вера и религиозная практика должны быть не только формальными, но и основанными на личном, внутреннем опыте встречи с Богом.
  • Любовь и преданность: Суфизм придает огромное значение любви к Аллаху и преданности Ему. Любовь к Богу считается мощным мотивирующим фактором для духовного роста и сближения с Ним.
  • Дикр и медитация: Суфизм активно использует медитативные практики, такие как дикр (память о Боге), которые помогают сосредотачиваться на Аллахе и углублять духовную связь. Эти практики позволяют суфиистам переживать духовные состояния.
  • Поиск духовной истины: Суфизм подчеркивает поиск духовной истины и понимания божественной реальности. Суфии ищут глубокое понимание и внутреннее осознание божественной истины через медитацию и контемпляцию.
  • Шейх и духовное наставничество: В суфизме играет важную роль духовное наставничество. Ученики ищут руководство и духовное руководство у опытных мастеров, называемых “шейхами”. Шейхи помогают ученикам на пути духовного развития.
  • Путь к Богу (тарика): Суфизм признает разные “пути к Богу” (тарика), которые представляют собой разные методы и подходы к духовному развитию. Каждый путь может быть адаптирован к личным наклонностям и потребностям верующего.
  • Символизм и метафоры: В суфизме часто используется символизм и метафоры для передачи духовных истин. Суфийские тексты могут содержать множество символов и аллегорий.
  • Аскетизм и отречение: Суфизм наставляет на отказ от мирских удовольствий и желаний в пользу духовных практик и развития. Аскетический образ жизни считается средством очищения души.
Оцените статью