Сунниты и шииты: различия и сходства

Чем отличается шиизм от суннизма Суннизм

История раскола ислама на два направления

Точкой раскола ислама на две ветки считают 632 год. В этот год умер пророк Мухаммед, что стало причиной распространения вероотступничества. Между арабами начались раздоры и ссоры. Главной причиной разногласий был вопрос: кто станет наследником политической и духовной власти в арабском мире.

В это время внимание обращено на кузена Мухаммеда – халифа Али ибн Абу Талиб. После его смерти группа арабов (в дальнейшем они получат название шииты – «сторонники Али») будут утверждать, что наследник этого родственника пророка заслуживают, чтобы одержать власть

Те, кто следовали священному преданию, отделились в отдельное течение – сунниты, которые были влиятельными в свое время на территории Османской империи, Аббасидского и Омейядского халифатов.

Изначально группа шиитов сформирована, как политическая партия, позже переросла в религиозно-правовое течение. Они разделились на два течения – крайние и умеренные. Серьезные столкновения вооруженного характера между ними начались в ХХ века.

Религиозные убеждения суннитов

Сунниты (от люди сунны —
священное предание, рассказывающее о жизни Пророка) являются самым огромным ответвлением исламского мира. Общая численность составляет более 1,1 миллиарда
человек.

Религиозные убеждения суннитов
:

  • Коран является первоисточником источником духовных знаний, и является словом Аллаха.
  • Сподвижник и духовный лидер (халиф) выбирается среди людей, имеющих огромный авторитет в общине.
  • Не допускается выходить замуж за христианина или еврея. А вот жениться на представительницах любых религий можно.
  • Мольба происходит со скрещенными на груди руками 5 раз в день: на заре, полдень, вечер, заход солнца, перед сном.
  • Верят, что Аллаха можно увидеть в вечном мире
    .

Раздел мусульман на два лагеря, шиитов и суннитов, произошел после смерти Пророка Мухаммада
. Именно тогда, сунниты выбрали своим лидером тестя Мухаммада — Абу Бакра
. Он был одним из четырех лидеров суннитов, который следовал делам Пророка. Другая, малочисленная часть мусульман, выбрала в качестве своего духовного наставника зятя Пророка — Али ибн Абу Талиб.

Шииты и Сунниты — одни из десяток концессий мусульман, хоть и являются самыми крупными. Есть еще исламизм, друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. течения. Сейчас, странами
c
мусульманским
строем являются сорок государств мира
.

Представление в Исламе про душу человека и загробную жизнь
, ничем не отличается от христианских. Душа это сверхъестественная и бессмертная часть человека, которая может жить вне тела. Загробный мир состоит из:

  • Джанна
    (аналог Рая у христиан). Место (прекрасный сад), куда после смерти попадает душа мусульманина-праведника.
  • Джаханнам
    (подобие Ада) Неверные и грешники попадают в полыхающий огнем глубокий ров.

Но самое главное учение в Исламе состоит в том, что каждый мусульманин должен минимум один раз в своей жизни, посетить святыню мусульман — Мекку

. Если у человека нет денег, или ему мешают в совершении паломничества плохое физическое состояние (болезни, инвалидность), он обязательно должен направить в Мекку своего заместителя.

Чем отличаются шииты от суннитов?

Различия шиитов и суннитов заключаются не только в вопросах религии и наследования власти. Среди сходств этих направлений выделяют поклонение Аллаху и то, что Священной книгой представителей обеих направлений является Коран.

Кроме вопроса о том, кому должна принадлежать власть, они соперничают и в других направлениях:

  1. Для представителей направлений важными праздниками являются Ураза-байрам и Курбан-байрам, чтят День Ашура. Первые в этот день придерживаются поста и связывают его с тем, что израильский народ был избавлен от власти фараона. Для шиитов этот день является поминальным и связан со смертью Хусейна ибн Али. В этот день у них принято петь траурные песни и носить черную одежду. Чтобы показать свое уважение и почтение к пророку, могут бить себя палками. Для суннитов такие традиции в этот день неприемлемы.
  2. Вопросы разногласия появляются и в восприятии понятия «временный брак». Для суннитов не существует временного брака, поскольку сам Пророк Мухаммед не признавал такого понятия. Шииты же допускают в своем обществе такой процесс.
  3. И сунниты, и шииты признают существование юридических школ. Последние признают исключительно джафаритский мазхаб, у суннитов – четыре исламские юридические школы, которые являются общепринятыми.
  4. Вопросы возникают и в непогрешимости имамов. Сунниты считают, что пророки не имеют грехов, в отличие от остальных, но, в то же время, их нельзя наделять божественными качествами. На это заслуживает Аллах. Шииты же считают имамов чем-то сокровенным, божественным, непогрешимым.

Отличия заключаются и в проведении религиозных обрядов. Большинство шиитов во время молитвы кладут на коврик возле себя плитку из глины, а сам намаз осуществляют только опущенными руками.

Среди суннитов сторонниками подобного процесса являются только представители маликитского мазхаба. Не могут дойти к общему мнению и по поводу произношения ряда слов религиозной тематики.

Что такое шиитский ислам?

Среди мусульман образовались две основные ветви. Эти две ветви были известны как сунниты и шииты.

Обе эти ветви имеют большое значение в своей религии. Тех, кто следует пути, указанному наставником Али, называют шиитами. 

В арабском языке слово шиит имеет другое значение, то есть оно в основном относится к группе, которая вырабатывает консенсус в отношении чего-либо. Этимологически это слово обозначает помощника, сторонника или благосклонность.

Этот термин в основном используется для последователей Али и его 11 потомков мужского пола. Напротив, суннитская община, считающаяся основной ветвью этой религии, называется фундаментализмом.

В юриспруденции упоминаются 4 школы, в том числе ханафитская, ханбалитская, маликитская и шафиитская. По мнению шиитской общины, у имама есть три функции: абсолютная власть над религией ислама, толкование религиозной науки и закона и, третья, быть духовным наставником, чтобы люди могли понять внутреннее.

Значение. Для всех этих работ им нужно согласие всего народа. Чтобы общаться с имамом и следовать за имамом, необходимо быть духовно и ненавязчиво связанным с его повседневными делами.

Его творчество считается космическим. 12 Имам считается посредником человечества.

Причины разногласий между шиитами и суннитами

Одна из основных проблем современного ислама – это конфликт шиитов и суннитов. Их несходства во взглядах стали еще более заметными на фоне событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке.

Главное различие между этим двумя течениями заключается в разнице взглядов на вопросы, касающиеся источников власти. Сунниты во всем мире считают, что правителей должна выбирать мусульманская община, опираясь при этом на традиционные подходы. Что же касается шиитов, то они стоят на позициях выбора власти по принципу родства и наследия.

По мнению первых, община должна следовать тем предписаниям, которые занесены в Сунну и Коран, и исходить из них, выбирая правителей. В противовес им шииты полагают, что власть должна передаваться по наследству, а воля Всывышнего Аллаха приходит не столько из Священных писаний, сколько через имама, являющегося прямым потомком пророка Мухаммеда. При этом шиитские богословы сегодня ожидают пришествия последнего 12 имама, и в ожидании его представляют власть в общине.

Еще одно различие между суннитами и шиитами касается вопроса разделения власти. Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника (например, в Иране – аятолла).

Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию.

О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. Суннизм исповедуют почти 90% всех правоверных мусульман, это свыше 1,5 миллиарда человек. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну – это Йемен, Ирак и Сирия.

Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться.

За последние десять лет, на международной политической арене Ислам проявил себя не только как вероисповедание, но и как крупное идеологическое движение. Сейчас эта религия играет большую роль в мировой политике. Но Ислам неоднороден, и слушая новости о событиях с восточной части Азии, простой обыватель пытается разобраться в отличие суннитов от шиитов, которые провоцирует многогодовое противостояние мусульман.

Сунниты и шииты в России

Возможно вам будет интересно почитать являются ли татары шиитами или суннитами?

В российском мусульманском сообществе большую часть составляют сунниты, которые являются приверженцами шафиитского и ханафитского мазхабов, из которых ханафитами являются 65 %, а шафиитами — 30 % мусульман России.

Ханафитами являются осетины-мусульмане, частично ингуши, шапсуги и абазины, адыгейцы и черкесы, карачаевцы и балкарцы, кабардинцы и ногайцы, казахи и башкиры, а также татары, примерно третья часть всех азербайджанцев и среднеазиатские народы.

Шафиитами являются в большей части своей чеченцы, ингуши и все дагестанские народы, кроме ногайцев и татов. Шиитами-джафаритами являются большинство азербайджанцев в России, что составляет три процента всех российских мусульман.

Ваххабиты

Одним из новых радикальных направлений в исламской религии выступают ваххабиты. Они на первый взгляд похожи на салафитов. Ваххабиты отрицают нововведения в вере, борются за концепцию единобожия. Они не приемлют всего, чего не было в первоначальном исламе. Однако отличительной чертой ваххабитов является их агрессивный настрой и свое понимание основных устоев мусульманской веры.

Такое течение возникло в 18-м веке. Это поборническое движение берет свое начало от проповедника Наджада Мухаммада Абдель Ваххаба. Он хотел «очистить» ислам от нововведений. Под этим лозунгом им было организовано восстание, в результате которого были захвачены соседние земли оазиса Аль-Катиф.

В 19-м веке ваххабитское движение было разгромлено Османской империей. Спустя 150 лет идеологию смог возродить Аль Саудов Абдельазииз. Он разбил своих противников в Центральной Аравии. В 1932 году им было создано государство Саудовская Аравия. При разработке нефтяных месторождений американская валюта потекла рекой в ваххабитский клан.

В 70-х годах прошлого столетия, во времена войны в Афганистане, были созданы салафитские школы. Они носили радикальный тип ваххабитской идеологии. Бойцов, которых готовили эти центры, назвали моджахедами. Это движение часто ассоциируется с терроризмом.

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики — почитание умерших учителей — или концепции — растворения суфия в Боге — и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков — Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции — доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

Раскол шиитов и суннитов

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Убийство шиитов в Ираке

Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.

Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.

Определение и основные отличия

Суннизм является наиболее распространенной формой ислама и составляет около 85-90% мусульманского населения в мире. Суннитские мусульмане следуют сунне – обычаям, поступкам и словам пророка Мухаммеда, записанным в хадисах. Сунниты считают, что преемники пророка, так называемые правоверные халифаты, должны были быть выбраны сообществом.

Шиизм отличается от суннизма как взглядами на лидеров мусульманской общины (имамов), так и в правовых традициях. Шииты считают, что только потомки пророка Мухаммеда, начиная с его зятя и родственника имама Али и других исламских имамов, являются его законными наследниками и имеют божественную мудрость. Шиитская община укрепила свою идентичность через притеснение и преследование и огромный вклад в иранскую и иракскую публичную исламскую сферы, что отличает ее от суннитов.

  • Одним из ключевых различий между суннизмом и шиизмом является разница в вероисповедании. Сунниты исповедуют шафиитское право, тогда как шииты предпочитают джафаритское право.
  • Сунниты рассматривают калифат, формальное лидерство мусульманской общины, как то, что может быть выбрано, в то время как шииты считают его божественным.
  • Сунниты склонны следовать легализму, руководствуясь практическими соображениями, в то время как шиитские идеи и традиции ориентированы на эмоциональные и духовные аспекты.
  • Сунниты полагаются на сунну (традиции пророка), тогда как шииты отдают предпочтение имамату (идея о человеческом лидере, наделенном божественной мудростью).

Все эти различия имеют корни в ранней исламской истории, и они продолжают влиять на вероучение и практики мусульман по сей день

Понимание и осознание этих отличий важно для того, чтобы получить полное представление о формировании исламской веры и культуры

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

4 интересных фактов про жизнь современного мусульманина

  1. Количество жен
    . Любой мусульманин может находиться в браке с четырьмя женами. Вторая, и следующие жены, смогут прийти в дом только после одобрения первой. Мусульманин должен заботиться о материальном достатке каждой из них, не выделяя при этом кого-то отдельно.
  2. Права женщины
    . Времена, когда женщина существовала только для интимной связи с мужчиной, ушли в прошлое. В большинстве мусульманских стран, представители женщины получили расширенные права: учиться, работать, водить машину и т.п.
  3. Старые исламские традиции
    . Использовать правую руку для приема пищи, произносить имя Аллаха до и после еды, запрет на мясо свиньи и другие старинные традиции, неуклонно исполняются и в 21 веке.
  4. Алкоголь
    . До прихода Пророка, мусульмане активно принимали алкогольные напитки. Сейчас мусульманину нельзя не только пить крепкие напитки, но и дарить, покупать или продавать алкоголь.

Отличие суннитов от шиитов не слишком и очевидно. И те и другие, любят Аллаха и чтят Коран, а вражда возникла, скорее всего, на почве борьбы за власть
.

Видео об отличиях шиитов и суннитов

В этом видео ролике Проповедник Закир Найк расскажет, в чем основные отличия религиозных взглядах шиитов и суннитов, их мировоззрение и принципы:

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание — ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Идеи

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Сунниты

Название исламского течения суннитов полностью звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат». Суннитское течение в исламе считают самым крупным. Сунниты или Люди Сунны признают, что законными преемниками Пророка Мухаммеда ﷺ являлись праведные халифы, то есть первые четыре исламских халифа: Абу Бакр, Умар, Усман и Али.

Сунниты или Люди Сунны признают Священную Книгу Аллаха Коран и наравне с ним Сунну Пророка Мухаммада ﷺ – многочисленные хадисы или предания о жизни и деятельности Пророка Мухаммада ﷺ, о его разъяснениях Корана и учениях, которые он доносил своим сподвижникам. Существует большое количество сборников хадисов, два из которых в мусульманском мире признаны самыми авторитетными источниками: сборник Муслима и сборник Аль-Бухари.

Для суннитов характерна приверженность ценностям ислама, которые зафиксированы в Священном Предании, а также тому, что именно мусульманской общине принадлежит руководящая роль в решении важных вопросов и проблем, возникающих в жизни мусульманина.

Суннитами признаются основные правовые религиозные школы или мазхабы – ханбалитский, шафиитский, маликитский и ханафитский. Остальные суннитские мазхабы в современном исламе в силу утраты преемственности считаются прекратившими свое существование. Между собой четыре суннитских мазхаба признают правомерность остальных, и мусульманин может следовать тому мазхабу, позиция которого для него является наиболее приемлемой: мусульманин не обязан следовать какому-то определенному мазхабу, а следование определенному мазхабу фанатично является порицаемым.

Оцените статью