Представители суннизма: основные аспекты вероисповедания

Основные течения в исламе Суннизм

Друзы

Друзская община выделилась из среды крайних шиитов в начале X века. Название общины восходит к имени Мухаммеда ад-Дарази (XI век), которого сами друзы считают отступником, предпочитая именоваться муваххидун (исповедующие единобожие). Учение друзов возникло в Египте при халифе Хакиме (правил в 996-1021 гг.), который объявил себя конечным воплощением божества. После исчезновения Хакима вера в его грядущее пришествие распространилась среди горцев Ливана и Сирии, где и сложилась друзская община. Главная заслуга в создании религиозной доктрины друзов принадлежит Хамзе Бен Али (ум. после 1042 г.). Друзы верят в единого Бога, многократно являвшегося в человеческом образе, и считают, что в земных событиях и исторических личностях отражаются высшие космические принципы. Души умерших друзов переселяются в тела рождающихся, а так как число душ постоянно, прием новых членов в общину невозможен. В настоящее время друзские общины существуют в Ливане, Сирии, Израиле, Иордании.

Сравнение суннитов с другими направлениями в исламе

В исламе существует несколько направлений, отличающихся в разных аспектах верований и практик. Самое крупное из этих направлений — сунниты. Рассмотрим основные отличия суннитов от других направлений в исламе.

  • Шииты: шииты являются вторым по величине направлением в исламе и отличаются от суннитов в ряде практик и верований. Одной из ключевых разниц является восприятие религиозного лидера — имама. Шииты считают, что имам, потомок пророка Мухаммеда, является единственным настоящим правителем и посланником Бога. В то время как сунниты, хотя тоже признают значимость имамов, считают, что они не обладают пророческой натурой и могут быть выбраны из сообщества.

  • Хариджиты: хариджиты являются наиболее революционным направлением в исламе. Они отличаются от суннитов и шиитов в своем подходе к политическим и социальным вопросам. Хариджиты отвергают последовательность калифата и выступают за собственные правила и выбор правителей из сообщества. Они также придерживаются строгих правил и наказаний согласно священным текстам.

  • Суфизм: суфизм — это мистическое направление в исламе, которое сосредоточено на духовном развитии и достижении объединения с Богом. Суфизм отличается от суннитов в своей практике зикра (медитации и повторения духовных формул) и использовании музыки и танцев в ритуалах.

Хотя все эти направления имеют свои отличия, они все придерживаются основных принципов ислама, включая единство Бога, веру в пророка Мухаммеда и выполнение пяти столпов ислама.

Исмаилиты

Что обозначает название

По имени сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика – Исмаила.

Когда возникло

Конец VIII века.

Сколько приверженцев

Около 20 миллионов

Основные районы проживания

Индия, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Сирия, Иран, Аравия, Йемен, Восточная Африка, Ливан, эмигранты в англоязычных странах.

Идеи

Исмаилизм несет в себе некоторые черты христианства, зороастризма, иудаизма и мелких древних культов. Приверженцы считают, что Аллах вселял свой божественный дух в пророков от Адама до Мухаммеда. Каждого пророка сопровождает «самит» (молчащий), который только толкует слова пророка. С каждым появлением такого пророка Аллах раскрывает людям тайны вселенского разума и божественную истину.

Человек обладает полной свободой воли. В мир должны прийти 7 пророков, а между их появлениями общиной должны управлять 7 имамов. Возвращение последнего пророка – Мухаммеда, сына Исмаила, будет последним воплощением Бога, после которого воцарится божественный разум и справедливость.

Известные исмаилиты

Насир Хосров, таджикский философ XI века;

Фирдоуси, великий персидский поэт X века, автор «Шахнаме»;

Рудаки, таджикский поэт, IX-X век;

Якуб ибн Киллис, еврейский ученый, основатель Каирского университета Аль-Азхар (X век);

Насир ад-Дин Туси, персидский математик, механик и астроном XIII века.

Факт

Именно исмаилитов-низаритов, применявших индивидуальный террор против турок, называли ассасинами.

Сунниты исповедуют пять столпов ислама

Первый столп — шахада, или исповедание веры, в котором сунниты признают, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед является Его пророком.

Второй столп — салат, или обязательные молитвы, которые сунниты выполняют пять раз в день по определенным правилам и обрядам.

Третий столп — закят, или обязательные пожертвования, которые сунниты совершают на благотворительные цели и помощь нуждающимся.

Четвертый столп — саум, или пост во время месяца Рамадан, когда сунниты воздерживаются от пищи и питья с рассвета до заката.

Пятый столп — хадж, или паломничество в Мекку, который сунниты обязаны совершить хотя бы один раз в жизни, если у них есть финансовая возможность и они находятся в состоянии физической и психической готовности.

Сунниты и шииты: различия и причины разделения

Сунниты и шииты представляют два основных направления в исламе. Это две крупнейшие конфессии, которые возникли вследствие разделения мусульманского сообщества после смерти пророка Мухаммеда в 632 году.

Основными причинами разделения мусульман были вопросы преемственности во власти и лидерстве после смерти пророка. Сунниты, утверждающие принцип избрания вождей посредством шуры (консультативного совета), поддержали правоупорядочение Абу-Бакра, первого вероначальника после смерти Мухаммеда. Шииты, в свою очередь, привержены идеи, что первым вероначальником после пророка должен был стать его родственник и зятей, Али.

Таким образом, сунниты представляют большинство мусульманского сообщества и господствуют в таких странах, как Саудовская Аравия, Египет, Турция и Индонезия. Шииты, в свою очередь, преимущественно проживают в Иране, Ираке, Ливане и Бахрейне.

Сунниты и шииты имеют некоторые различия в понимании правовых и религиозных вопросов. Например, сунниты полагают, что второй источник исламской юриспруденции может быть человеческим толкованием Корана и Сунны (прецедентов, связанных с деяниями и словами пророка), в то время как шииты придают более весомое значение имамам – религиозным лидерам, которые являются потомками Али. Кроме того, шииты относятся к мартиры Али и его потомкам, а также горько скорбят о Хусейне и его смерти. Некоторые шиитские обряды включают изображения и траурные песнопения, причем некоторые из них чрезмерными знаками горя.

Различия в практике:

1. Шииты отличаются от суннитов в практике религиозных обрядов. Одним из самых известных различий является празднование Ашуры. Шииты ритуально скорбят в память о смерти имама Хусейна, внука пророка Мухаммада, в мусульманском месяце Мухарраме, раскалывая свои груди и устраивая парады с плакатами и флагами. Сунниты, с другой стороны, не празднуют Ашуру в такой интенсивной форме, это для них время поста и самоотречения, но без ритуальных самопораний.

2. Еще одно отличие состоит в подходе к учению. Шииты придерживаются учения Али, который считается непогрешимым источником священного знания (имамат). Это приводит к более централизованной структуре религиозного лидерства и более строгому соблюдению религиозных законов. Сунниты также признают значимость учения имамов, но они полагаются на глубокое изучение Корана и хадисов и различные школы мусульманской юриспруденции для понимания и интерпретации учений ислама.

Исторические основы

Ислам, основанный пророком Мухаммадом в VII веке, стал одной из крупнейших религий в мире и бьет рекорды по численности последователей. Однако в истории развились две главные ветви ислама: суннизм и шиизм.

Истоки раскола между суннитами и шиитами лежат в халифате первых правителей Ислама. Сунниты придерживались взглядов на преемственность власти халифов, их избирали из числа сообщества мусульман. Шииты же считали, что истинными преемниками Мухаммада могут быть только его потомки, именно они должны править, начиная с имамов.

Сунниты Шииты
Сообщество мусульман выбирает халифа. Имамы должны быть потомками Мухаммада.
Основной авторитет — Коран и сунна (примеры и поступки пророка). Коран и сунна в сочетании с учениями и решениями имамов.
Мажхабы — право школ толкования Корана и сунны. Всеиты — наследники Мухаммада, в своих решениях важна знание внутренних дел пророка.

Исторические события и политические конфликты в разных периодах привели к укреплению этих различий. Шииты претерпели преследования, и это закрепило их убеждения в отличии от суннитов. Со временем шиизм стал доминирующей ветвью в иранском и иракском мире, в то время как суннизм преобладает в остальных странах, где преобладает ислам.

Краткая история возникновения суннизма

Сунниты называют себя «ахль ас-сунна валь-джамаа», что в переводе означает «наследование пути пророка и миссия его последователей». Такое сложное название можно объяснить, однако об этом течении кратко никак не расскажешь. Главенствующее слово в этом определении – «сунна», именно оно и дало название религиозному течению. В переводе с арабского «сунна» – это дорога, путь.

Путь суннитов действительно был миссионерским и нелегким. Ислам возник в 7 столетии и начал довольно быстро распространяться в арабских странах. При пророке Мухаммеде (с.а.в.) исламская община выглядела цельной, однако раскол в ней произошел в 656 году, после того, как был убит праведный халиф Абу Амр Усман ибн Аффан аль-Умави аль-Кураши – третий Праведный халиф.

После того как Халифат начал расширяться, раскол стал еще более заметным, поскольку отдельные группы старались вернуть ислам к истокам. В результате повсеместно начали возникать секты и радикальные течения. Всему этому пытались противостоять люди, придерживающиеся некоего либерального взгляда на ислам.

https://youtube.com/watch?v=QlU3L2p9gGk

Сторонниками умеренности были исламский богослов Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи, богослов Абу Имран Ибрахим ибн Язид ан-Нахаи и другие, не менее уважаемые последователи исламских традиций. Так началась история суннитов, которая разделила весь исламский мир на два основных лагеря и на множество побочных течений.

Одним из первых убежденных последователей суннизма стал богослов Хасан аль-Басри, родившийся и выросший в Саудовской Аравии, который смог выстроить все суннитские взгляды в стройную систему религиозных положений. Он предложил запретить поддержку той власти, которая поступает вразрез с учением Корана.

Свое предложение он внес на основании хадиса Пророка, где тот призывал не подчиняться людей, склоняющих к греху, противному самому Аллаху. Дело в том, что сунниты изначально считали Сунну и Коран основополагающими принципами мусульманской веры. Аль-Басри призывал к смирению, выступал против радикализма и считал, что сопротивление должно быть пассивным.

Этот же богослов обозначил для своих последователей путь, который основывается на безграничной вере без сопротивления и самостоятельности. Именно таким, в его представлениях, и был изначально ислам. Призыв оказался очень привлекательным, после чего суннизм начал повсеместно распространяться.

Спустя некоторое время другой богослов АбуБакр Мухаммад ибн Сирин аль-Басри вел термин «ахль аль-сунна». Это понятие стало общим для подавляющей части мусульманского общества, которое отвергало любые проявления сектантства. В исламе сунниты отказались от различных религиозных новшеств, сохраняя единство общины. Они и сегодня придерживаются мнения, что еще пророк Мухаммед (с.а.в.) предсказал появление различных сект и предостерегал от расколов. Согласно преданию, Пророк говорил о том, что среди множества мусульман будет только одна истинная группа спасенных в Аллахе, которые и пойдут по пути Корана.

Суннитам идейно противостояли не только шииты, но и представители других богословских школ. Полемика осуществлялась на протяжении всех веков существования мусульманства. Однако на базе этих споров суннитские убеждения лишь четко сформировались и окрепли. Возникли несколько философских школ, каждая из которых поддерживает идеи суннизма.

Список отличий суннитов от шиитов

Раскол и вражда среди мусульман, длится на протяжении последних тринадцати веков. Как ни прозаично, но причина вражды кроется не в отличиях верования. И одни и другие верят в Аллаха. Главный вопрос, над которым спорят поколения суннитов и шиитов – кто унаследовал божественные достоинства творца мира?

  • Шииты. Считают что после смерти пророка Мухаммада, вся политическая и духовная власть должна отойти одаренному человеку с рода Пророка.
  • Сунниты. Полагают, что другого достойного духовного руководителя, способного заменить Мухаммада, нет. Лидер должен выбираться избирательным способом.

Основные отличия между суннитами и шиитами:

  1. Места паломничества. Шииты ездят молиться в Эн-Наджаф или Кербелу, что в Ираке. Сунниты паломничают в Саудовскую Аравию – в Мекку и Медину.
  2. Текст сунны. В священном писании, рассказывающем о жизни Пророка, шииты признают только те части, которые исходят от членов рода Мухаммада.
  3. Обряды. Шииты, во время совершения намазов, на свой коврик кладут плитку из глины – символ преклонение перед Пророком.
  4. Намазы. Сунниты исполняют пять намазов в сутки, а их идеологические противники – только три раза.

История

В период жизни пророка Мухаммада и первых трёх Праведных халифов мусульманская община (умма) была единой. После убийства халифа ‘Усмана () в мусульманском обществе произошёл раскол, который ещё более углубился в процессе противостояния Али с Муавией. После расширения Халифата некоторые народы[какие?], принявшие ислам, пытались привнести в исламскую доктрину привычные им воззрения из своих прошлых верований. Это способствовало развитию сектантства и крайностей в воззрениях, приведших к расколу общества. Против сектантства и крайностей выступили многие сподвижники и их последователи (табиины), придерживавшиеся умеренного пути. Основоположниками этого пути можно считать Ибн ‘Умара, Ибрахима ан-Нахаи, Хасана аль-Басри и Абу Ханифу и других исламских богословов.

Большую роль в систематизации «умеренных» убеждений суннитов сыграл Хасан аль-Басри, изложивший своё видение политических проблем и сектантства. Он подверг критике методы правления Омейядской династии и выступил против их тирании. Хасан аль-Басри заявил о запрете поддерживать власть, повеления которой противоречат положениям Корана и сунны. Это заявление он сделал, основываясь на хадисе Пророка о запрете подчинения повелению людей, которые призывают к греху против Аллаха. Он был сторонником терпения и пассивного сопротивления, уповая на помощь Аллаха, а не вооружённых выступлений против власти. При этом мусульмане должны действовать только в соответствии с предписаниями факихов, избегая самодеятельности.

Хасан аль-Басри также занял жесткую позицию, «обособив» основоположника мутазилизма Васила ибн Ата, пытавшегося привнести свои взгляды по вопросу людей, совершивших большие грехи (кабаир), и по проблеме предопределения (кадар). Воззрения «крайних» шиитов и хариджитов, которые считали людей, совершивших грехи, вышедшими из лона ислама, он также отверг. Для обозначения «умеренного» пути и единой и чистой веры, которая была до возникновения смуты, сектантства и гражданского противостояния в обществе, Хасан аль-Басри использовал такие термины, как «ахль аль-сунна», «ахль аль-хакк», «ахль аль-джама‘а», «ахль аль-хадис». Термин «Ахль аль-Сунна» впервые был введён Ибн Сирином (ум. 728), которым стали называть представителей правоверного большинства мусульман. В отношении суннитов применялся также термин «ахль аль-хакк ва-ль-джама‘а», введённый Абу аль-Лейсом ас-Самарканди (ум. 898). Со II века хиджры для обозначения суннитов употреблялись также термины «ахль аль-хакк ва аль-истикама», «ахль ас-сунна ва-н-накль», «асхаб аль-хадис». Ещё позднее для подавляющего большинства мусульман, следовавших путём пророка Мухаммада и его сподвижников, появился обобщающий термин «ахль ас-сунна валь-джама‘а», который также встречается впервые у Абу аль-Лейса ас-Самарканди в работе «аш-Шарх аль-фикх аль-акбар».

Понятие «ахль ас-сунна» являлось выражением противодействия против деятельности различных раскольничьих сект. Сунниты сохранили единство уммы, не позволив членам различных сект привнести в религию недозволенные нововведения и исказить исламское вероучение. Согласно традиции, пророком Мухаммадом предсказано разделение исламской общины на многочисленные секты, а также о том, что среди мусульман будет «спасённая» группа (наджия), которой и будут представители «ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а».

В результате ожесточённой полемики с шиитами, хариджитами, мутазилитами и различными философскими школами в исламе выработались и систематизировались теоретические основы убеждений суннитов. Все это нашло отражение в суннитских мировоззренческих школах матуридитов, ашаритов и асаритов (салафитов), которые по сегодняшний день представляют доктрину суннитов. Эти три направления ортодоксальной исламской мысли имеют между собой некоторые различия, которые не носят принципиального характера. Выдающимися учёными, развившими положения ортодоксального ислама, были Абу Мансур аль-Матуриди, Абу-ль-Хасан аль-‘Ашари, Абу Хамид аль-Газали, Ибн Таймия и другие. Одновременно с мировоззренческими школами развивались и правовые школы (мазхабы) суннитов, среди которых получили широкое распространение ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхаб. Большинство представителей ханафитского мазхаба является матуридитами, большинство маликитов и шафиитов — ашариты, а ханбалиты — салафиты.

Страны с долей мусульман больше 10 % — зелёный: сунниты, фиолетовый: шииты, чёрный: ибадиты

Религиозные убеждения шиитов

Шииты (от shiat
A
li
партия Али
) являются меньшинством в ветке ислама. Их общая численность не превышает 110 миллионов человек. Основные принципы религиозных убеждений шиитов
:

  • После смерти халифа Али, верят, что управлять мусульманским движением должны его потомки.
  • Найдя противоречия в Коране, часть шиитов ставят под сомнение истинность писания.
  • Позволяют себе вступить во временный брак (mu»tah), который легально заключается на определенное время.
  • Молятся утром, днем и вечером.
  • Утверждают, что Аллаха нельзя увидеть ни в жизни, ни после смерти (в вечном мире). Связь с ним можно поддерживать через имам
    — выдающего богослова, который заведуют мечетью.
Оцените статью