Суннитский ислам: основные принципы и вероучение

Каким образом ислам был разбит на шиизм и суннизм Суннизм

Суннизм

Суннизм – основное направление ислама. Сунниты считают первых трех халифов – Абу-Бекра, Омара и Османа –
законными преемниками Магомета и признают многочисленные предания (сунны) о Магомете.

С VIII века в суннизме сложились пять юридических школ, которые определили и религиозные ветви суннизма:
1) Захиритская школа (основатель ибн Али аль-Асфахани). Школа впоследствии исчезла.
2) Маликитская школа (основатель Малик ибн Анас).
3) Ханбалистская школа (основатель Ахмад ибн Ханбал),
к которой принадлежат ваххабиты и салафиты (Гамаат аль-ихван аль-муслимин и Общество братьев-мусульман).
4) Ханифитская школа (основатель Абу-Ханиф).
5) Шафитская школа (основатель Аш-Шафия).

Кроме того, отдельно выделяются сенсуисты.

В X – XII вв. суннизм сблизился с умеренным суфизмом, который, будучи адаптирован к официальному исламу,
существенно расширил рамки суннизма, внеся в него эмоциональные и чувственные компоненты.
Численность суннитов на конец XX века – 800 миллионов человек.

Ваххабизм

Радикальное религиозно-политическое течение в суннитском исламе ханбалитского толка. Появилось в конце XVIII века.
Название получено от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, выступившего с пуританской проповедью среди бедуинских племен в Неджде.
Основано на идеях салафитов о возвращении к исходному исламу.

В начале XIX века ваххабиты под руководством Саудидов образовали в Неджде самостоятельное государство,
влияние которого распространилось на большую часть Аравийского полуострова.
В 1818 году, в результате походов египетских войск, государство ваххабитов было ликвидировано.
В течение долгого времени ваххабиты были под властью Рашидидов, вассалов Турции.
В 1902 г. эмир Абд аль-Азиз ибн Сауд захватил Эр-Рияд.
В 1924-1925 гг. ваххабиты завоевали Хиджаз и в 1927 г. образовали ваххабитское государство (современная Саудовская Аравия).
В начале XIX в. ваххабиты получили распространение на Суматре и в 1821 г. инициировали восстание против голландских колонизаторов.
С 1824 по 1864 гг. в Индии ваххабиты вели активную борьбу против английского колониализма.

Ваххабиты проповедуют восстановление чистоты изначального ислама и единобожия.
Ваххабиты отвергают культ пророков, святых, паломничество к святым местам, отрицают суеверия ,
требуют от мусульман ведения аскетического образа жизни.
В общественно-политической сфере ваххабиты проповедуют социальную гармонию, братство и единство всех мусульман,
выступая с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство.

Важное место в ваххабизме занимает идея священной войны (джихада) против многобожников и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама
.

Ваххабиты преимущественно распространены в Саудовской Аравии, других странах Аравийского полуострова,
в значительно меньшей степени – в Индии, Индонезии, Средней Азии, Кавказе, Северной Африке.

Суннизм в исламе: основные принципы и история

Суннизм является одним из главных направлений в исламе и основан на традициях и поведении Пророка Мухаммада. Слово «суннит» происходит от слова «сунна», что означает «путь» или «образ жизни». Приверженцы суннизма считают, что они следуют оригинальным учениям Пророка Мухаммада и его ближайших сподвижников.

Основные принципы суннизма включают следующее:

  • Следование Сунне. Сунниты признают сборник хадисов (сообщений Пророка Мухаммада) как дополнение к Корану, и считают, что эти хадисы являются источником руководства по вере и поведению. Они стараются следовать обычаям Пророка, воспринимая его как пример для подражания.
  • Уважение к предшественникам. Сунниты признают яснейший авторитет первых четырех калифов, которые правили после смерти Пророка Мухаммада и считают их праведными вождями. Они считают, что следование пути этих калифов является идеальной моделью для всех мусульман.
  • Доктринальная гибкость. Сунниты признают возможность различных мнений и интерпретаций исламского закона, но всегда стремятся к единству и согласию. Они считают, что мусульманскому сообществу должно быть разрешено развиваться и адаптироваться к новым условиям, сохраняя основные принципы и веру в Аллаха.

Исторически, суннизм возник после смерти Пророка Мухаммада в 632 году, когда возникла необходимость найти его преемника. Это привело к конфликтам между различными группами, и в итоге сунниты признали первым калифом Абу Бакра. Он был последователем Пророка и стал первым праведным калифом.

Суннизм стал основным направлением в исламе, и сунниты составляют примерно 85-90% всего мусульманского населения. Их лидерами стали султаны и эмиры, которые правили в Суннитских халифатах, таких как Омейяды, Аббасиды и другие. Суннитская теология и юриспруденция также развились и стали базой для официальной религиозной практики и законов в большинстве мусульманских стран.

Суннизм является одним из основных столпов исламской веры и имеет богатую историю, формирующую понимание ислама по сей день.

Хронология американских войн на Ближнем Востоке

Кризис с заложниками в Иране 1979 года – После революции Соединенные Штаты разрешили свергнутому шаху Мухаммеду Резе Пехлеви в страну для лечения. В знак протеста аятолла допустил захват посольства США. Девяносто человек были взяты в заложники, в том числе 62 американца. После неудачного военного спасения Соединенные Штаты согласились освободить активы шаха, чтобы освободить заложников.

Иранско-иракская война – Иран вел войну с Ираком с 1980 по 1988 год. Война привела к столкновениям между ВМС США и иранскими вооруженными силами в период с 1987 по 1988 год. Соединенные Штаты назначили Иран государственным спонсором терроризма за пропаганду “Хизбаллы” в Ливане. Несмотря на это, Соединенные Штаты финансировали восстание «контрас» в Никарагуа против правительства Сандинистов, тайно продавая оружие Ирану. Это привело к скандалу между Ираном и Контра в 1986 году, Администрация Рейгана в незаконной деятельности.

Война в Персидском заливе 1991 года – в 1990 году Ирак вторгся в Кувейт. Соединенные Штаты привели силы, чтобы освободить Кувейт в 1991 году.

2001 – настоящее время Война в Афганистане – Соединенные Штаты отстранили талибов от власти за укрытие Усамы бен Ладена и Аль-Каиды.

2003 – 2011 Война в Ираке – Соединенные Штаты вторглись в Ирак, чтобы заменить лидера суннитов Саддама Хусейна лидером шиитов. Президент Обама выведены действующие войска в 2011 году. Он возобновил авиаудары в 2014 году, когда группа Исламского государства обезглавила двух американских журналистов.

2011 арабская весна – Эта серия антиправительственных протестов и вооруженных восстаний распространилась по всему Ближнему Востоку и Северной Африке. Это произошло из-за восстания людей, которые устали от высокой безработицы и репрессивных режимов. Призывая к демократии, они привели к гражданским войнам в Сирии, Ираке, Ливии и Йемене. Они свергли правительства Туниса, Египта, Ливии и Йемена.

С 2011 по настоящее время Сирийский конфликт – Это началось как часть движения арабской весны. Его целью было свергнуть президента Башара Асада.

История[править | править код]

В период жизни пророка Мухаммада и первых трёх Праведных халифов мусульманская община (умма) была единой. После убийства халифа ‘Усмана () в мусульманском обществе произошёл раскол, который ещё более углубился в процессе противостояния Али с Муавией. После расширения Халифата некоторые народы[какие?], принявшие ислам, пытались привнести в исламскую доктрину привычные им воззрения из своих прошлых верований. Это способствовало развитию сектантства и крайностей в воззрениях, приведших к расколу общества. Против сектантства и крайностей выступили многие сподвижники и их последователи (табиины), придерживавшиеся умеренного пути. Основоположниками этого пути можно считать Ибн ‘Умара, Ибрахима ан-Нахаи, Хасана аль-Басри и Абу Ханифу и других исламских богословов.

Большую роль в систематизации «умеренных» убеждений суннитов сыграл Хасан аль-Басри, изложивший своё видение политических проблем и сектантства. Он подверг критике методы правления Омейядской династии и выступил против их тирании. Хасан аль-Басри заявил о запрете поддерживать власть, повеления которой противоречат положениям Корана и сунны. Это заявление он сделал, основываясь на хадисе Пророка о запрете подчинения повелению людей, которые призывают к греху против Аллаха. Он был сторонником терпения и пассивного сопротивления, уповая на помощь Аллаха, а не вооружённых выступлений против власти. При этом мусульмане должны действовать только в соответствии с предписаниями факихов, избегая самодеятельности.

Хасан аль-Басри также занял жесткую позицию, «обособив» основоположника мутазилизма Васила ибн Ата, пытавшегося привнести свои взгляды по вопросу людей, совершивших большие грехи (кабаир), и по проблеме предопределения (кадар). Воззрения «крайних» шиитов и хариджитов, которые считали людей, совершивших грехи, вышедшими из лона ислама, он также отверг. Для обозначения «умеренного» пути и единой и чистой веры, которая была до возникновения смуты, сектантства и гражданского противостояния в обществе, Хасан аль-Басри использовал такие термины, как «ахль аль-сунна», «ахль аль-хакк», «ахль аль-джама‘а», «ахль аль-хадис». Термин «Ахль аль-Сунна» впервые был введён Ибн Сирином (ум. 728), которым стали называть представителей правоверного большинства мусульман. В отношении суннитов применялся также термин «ахль аль-хакк ва-ль-джама‘а», введённый Абу аль-Лейсом ас-Самарканди (ум. 898). Со II века хиджры для обозначения суннитов употреблялись также термины «ахль аль-хакк ва аль-истикама», «ахль ас-сунна ва-н-накль», «асхаб аль-хадис». Ещё позднее для подавляющего большинства мусульман, следовавших путём пророка Мухаммада и его сподвижников, появился обобщающий термин «ахль ас-сунна валь-джама‘а», который также встречается впервые у Абу аль-Лейса ас-Самарканди в работе «аш-Шарх аль-фикх аль-акбар».

Понятие «ахль ас-сунна» являлось выражением противодействия против деятельности различных раскольничьих сект. Сунниты сохранили единство уммы, не позволив членам различных сект привнести в религию недозволенные нововведения и исказить исламское вероучение. Согласно традиции, пророком Мухаммадом предсказано разделение исламской общины на многочисленные секты, а также о том, что среди мусульман будет «спасённая» группа (наджия), которой и будут представители «ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а».

В результате ожесточённой полемики с шиитами, хариджитами, мутазилитами и различными философскими школами в исламе выработались и систематизировались теоретические основы убеждений суннитов. Все это нашло отражение в суннитских мировоззренческих школах матуридитов, ашаритов и асаритов (салафитов), которые по сегодняшний день представляют доктрину суннитов. Эти три направления ортодоксальной исламской мысли имеют между собой некоторые различия, которые не носят принципиального характера. Выдающимися учёными, развившими положения ортодоксального ислама, были Абу Мансур аль-Матуриди, Абу-ль-Хасан аль-‘Ашари, Абу Хамид аль-Газали, Ибн Таймия и другие. Одновременно с мировоззренческими школами развивались и правовые школы (мазхабы) суннитов, среди которых получили широкое распространение ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхаб. Большинство представителей ханафитского мазхаба является матуридитами, большинство маликитов и шафиитов — ашариты, а ханбалиты — салафиты.

Страны с долей мусульман больше 10 % — зелёный: сунниты, фиолетовый: шииты, чёрный: ибадиты

Rate article