Сравнение суннитов и ваххабитов: ключевые различия

Отличие суннитов от шиитов - списки различий в религиозных взглядах. религиозные убеждения шиитов и суннитов. Суннизм

Когда и почему последователи ислама раскололись на суннитов и шиитов?

Мусульмане раскололись на суннитов и шиитов по политическим причинам. Во второй половине VII века после окончания правления халифа Али
в Арабском халифате возникли споры о том, кто займёт его место. Дело в том, что Али был зятем Пророка Мухаммеда
, и часть мусульман считала, что власть должна перейти именно его потомкам. Эту часть стали называть «шиитами», что в переводе с арабского значит «власть Али». В то время, как другие последователи ислама ставили под сомнение исключительную привилегированность этого рода и предлагали большинством мусульманской общины выбрать другую кандидатуру из потомков Мухаммеда, объясняя свою позицию выдержками из сунны — второго после Корана источника исламского права, отчего стали называться «суннитами».

Общие черты

Раскол, начавшийся в середине седьмого века, разделил мусульманский мир на два основных течения – суннизм и шиитизм

Тогда же появились секты, которые не принимались во внимание в силу малочисленности

Но среди суннитов тоже нарастали небольшие разногласия, что выразилось в появлении нескольких направлений – мазхабов (богословско-правовые школы). С течением времени признание получили только четыре из них:

  1. Маликитский. Его основатель – Малик ибн-Анас.
  2. Ханафитский.
  3. Щафиитский, основанный Мухаммедом ибн Идрис аш-Шавии, который объединил в себе два первых направления.
  4. Ханбалитский – четвертая школа ортодоксального суннитского ислама. Основатель – Абу Абдуллах ибн Мухаммад аш-Шибани.

Все эти ответвления в суннизме признают главные исламские ценности, приоритет Корана, правильное прочтение сунн Пророка Мухаммеда, «законность» друг друга.

Каждый мусульманин имеет право выбирать любую из школ, становясь ее последователем.

Одним из основных объединяющих вопросов является признание четырех праведных халифов. Это:

  • Абу Бакра ас-Сиддик – тесть и друг Пророка, защищавший его во время хаджа (паломничества). Один из трех мужчин, которые первыми приняли ислам, как свою религию. Стал первым праведным халифом, избранным после смерти Мухаммеда. Уже тогда была попытка раскола – вносилось предложение о выборе двух халифов отдельно для ансаров и мухаджиров (остальные не могли претендовать на власть в силу слабости и малочисленности).
  • Умар, второй праведный халиф. По некоторым источникам, сам Мухаммед дал ему имя аль-Фарук – «различающий истину от заблуждения». До 616 года считал ислам отступничеством. Был советником первого халифа, после смерти Абу Бакра (август 634 г.) принял должность.
  • Усман, халиф, во время правления которого завершено собрание частей Корана в одну книгу.
  • Али ибн Абу Талиб – четвертый из праведных халифов. Он был братом Мухаммеда и его зятем. Для шиитов только его потомки – законные наследники и преемники Пророка.

Али ибн Абу Талиб

Помимо этого, приверженцы суннитского течения признают три школы ортодоксальных вероубеждений – ашаритскую, матуридитскую и асаритскую.

Ибадизм: отличительные черты и практика

Главная отличительная черта ибадизма – идея избегания политики и мирской власти. По мнению ибадитов, право на лидерство принадлежит только справедливому имаму, который должен быть честным и независимым от политической системы. Ветвь ибадизма, распространенная в Омане, признает только одного легитимного вождя, считая, что остальные правители не соответствуют их требованиям.

Практика ибадизма основана на строгих нормах и моральных принципах. Они руководствуются Кораном и сунной – привычками, обычаями и решениями, принятыми пророком Мухаммадом

Ибадиты придерживаются традиции Пророка с особым вниманием к его поступкам, словам и жизни

Одной из особенностей ибадизма является его консервативный и устойчивый характер. Ибадиты стремятся сохранить свою независимость и неприкосновенность, соблюдая религиозные обряды и часто живя в изолированных общностях. По своей сути, ибадизм является строгой и консервативной версией ислама, верящей в необходимость поддержания чистоты всеобщей веры и избегания идолопоклонства.

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Сунниты — это в первую очередь история таких могущественных государств как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Шииты – их извечная оппозиция, подчиняющаяся принципу «такия» («благоразумие» и «осмотрительность»). Вплоть до конца XX столетия взаимоотношения двух ветвей ислама обходились без серьезных вооруженных столкновений.

Разница на взгляд правопреемника пророка

Декларация веры, с которой соглашаются все мусульмане, такова:

Однако, шииты делают в конце добавление к шахаде. Шахада у шиитов:

Из-за того, что шииты заявляют, что Али является преемником Мухаммеда, в исламском мире возникло много распрей и разногласий, мало чем отличающихся от вражды между протестантами и католиками в Европе во время Реформации. Однако раскол не связан с доктринальными проблемами, как было у протестантов и католиков, а основан на личности «истинного преемника» Мухаммеда.

Среди ближайших учеников Мухаммеда был Али — его зять, лучше всего знакомый с его учением. Однако, когда Мухаммед умер в 632 году нашей эры, то вместо Али двоюродный брат третьего преемника Мухаммеда, Усмана (644–656 гг. н. э.), по имени Муавия Омейяд, объявил себя халифом. После его смерти халифат узурпировал сын Язид, вместо младшего сына Али, Хусейна.

Вражда между законными преемниками и действующими халифами произошла в битве при Кербеле. Хусейн был убит, но его единственный сын Али выжил. Язид же положил начало линии преемственности Омейядов, из которой возник современный суннизм.

ваххабитом

Вахаби – человек из строгой и фундаменталистской суннитской мусульманской группы, основанной Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом (1703–92). Он выступает за приход к раннему исламу Корана и Сунны, отвергая последующие события; Орден по-прежнему распространен в Саудовской Аравии. Многочисленные мусульмане-сунниты и шииты не могут не противоречить развитию ваххабитов, и широко распространенное внушаемое страхом мнение считает, что это было результатом попыток британских мистических выгод положить конец Османской империи. Улемы, в том числе исследователи Аль-Азхара, часто осуждают ваххабизм в формулировке, например, «Злой идеологии». Ваххабизм обвиняют в том, что он «источник психологического угнетения во всем мире», пробуждая систему верований в Исламском Государстве Ирак и Леванте. (ИГИЛ), а также за разобщенность в группе мусульман, назвав мусульман, которые не могли не оспаривать ваххабитский смысл монотеизма, как перебежчиков (такфир) и отстаивая свою бойню. Он был дополнительно исследован на предмет сноса памятных мазааров, катакомб и других мусульманских и немусульманских сооружений и древних раритетов.

Сунниты

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название
По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая – признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути. полный текст

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

По всему миру:
Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору. полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда. По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Ибадиты

Что обозначает название

По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.

Когда возникло

В конце VII века.

Сколько приверженцев

Менее 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Оман.

Идеи и обычаи

По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.

К слову, в Омане действительно много чернокожих выходцев (кара) из Эфиопии и Восточной Африки.

Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.

Суфизм: путь мистического познания

Основными принципами суфизма являются медитация, контроль над эмоциями и самосовершенствование. Суфийские мистики, называемые суфиами, стремятся достичь состояния близости к Богу, называемого фаной. Это состояние восприятия, когда человек полностью объединяется с божественным.

Суфизм также придерживается концепции «шейха» – духовного наставника, ученичество у которого помогает суфию обрести истинное познание и одухотворение. Суфийскими школами часто управляют шейхи, которые прошли долгий и сложный путь духовного развития и признаны авторитетными в суфийском сообществе.

Суфизм включает в себя также ряд практик, например, частое повторение молитвы, посты и аскетические практики. Суфии часто используют танцы, похожие на вертящиеся движения, чтобы достичь состояния экстатического транса, где они смогут общаться с божественным и почувствовать его присутствие.

Суфизм открыт для всех мусульман, независимо от их этнической принадлежности или принадлежности к определенной культуре

Он подчеркивает важность прямого переживания связи с Богом и индивидуального духовного развития

Суфизм играл значительную роль в исламской культуре, воздействуя на литературу, искусство и философию. Он также оказал влияние на другие религиозные и философские традиции. Суфизм акцентирует не только на внешних ритуалах, но и на внутренней трансформации и просветлении.

Суфизм – это уникальное течение в исламе, которое стремится не только к ритуальному соблюдению принципов религии, но и к духовной глубине и слиянию с Богом. Он предлагает путь мистического познания, который открывает новые горизонты духовной аутентичности и осознания для поклонников этой философии.

Суфии

1. Адепты и распространение.

Суффизм – достаточно гибкое и многоликое явление в современном исламском обществе. Являясь частью суннизма, данное направление распространено во многих исламских странах. При этом, ввиду размытости и многоликости, точное число адептов этого учения установить достаточно сложно. На территории России суфизм особенно распространён на Северном Кавказе, где его последователи именуются мюридами.

2. Название.

Этимология слова «суфизм» (تصوف) восходит к арабскому «суф» – шерсть. Грубое шерстяное одеяние было традиционным для странствующих суфиев-аскетов. Другие версии происхождения названия – «ас-сафа» – «духовная чистота», или «ас-суфа» – нищие последователи Мухаммеда, кормившиеся с его стола.

3. История появления.

Возникновение суфизма относят к 7 – 8 веку, когда в традиционном исламе (будущий суннизм) возникло мистическо – аскетическое направление. Оформился суфизм в качестве обособленной части суннизма в 9 – 10 веках. В это время в разных частях халифата появляются суфийские школы, оформляются основы идеологии данного учения. В 12 – 14 веках суфизм становится важным фактором, влияющим на развитие исламского общества во многих странах. Развитие институтов суфизма сопровождалось увеличением числа его сторонников. Особенно это проявилось в Османской империи, где возникают многочисленные «братства» – таррикаты. В России особого развития суфизм достиг в 19 веке в Дагестане и Чечне, где было образовано государство мюридов во главе с имамом Шамилем.

4. Идеология и обычаи.

В основе учения суфиев лежит постулат аскетизма как основного пути духовного воспитания и роста. Богословы-суфии проповедовали презрение ко всем земным богатствам – деньгам, власти, пище и т.д. При этом отмечается большая роль мистицизма и даже эзотерики в данном учении. Учёные суфии всегда отличались склонностью к философскому осмыслению Корана и других священных писаний мусульман, разработке собственной теологической терминологии. Кроме этого, первоначально суфиям было свойственно строгое соблюдение положений Корана и неукоснительное следование сунне пророка.

Ученики суфийских богословов именовались мюридами, из среды которых вышло много теологов и моджахедов («борцов за веру»). Также непосредственно с суфизмом связан институт дервишей – мусульманских монахов-аскетов. В дальнейшем суфийские школы, расположенные в различных частях мира начинают испытывать влияние других религий и философских направлений, а само течение всё больше отдалятся от нужд и потребностей простых мусульман, замыкаясь в себе. За это суфизм часто подвергается критике со стороны адептов так называемого «чистого ислама».

Сунниты и шииты: главные различия

Сунниты и шииты представляют две основные категории мусульман и они имеют ряд глубоких различий. Главное различие между ними касается последователей Пророка Мухаммада и их дальнейшей истории.

Сунниты Шииты
Следуют сунне — традициям Пророка Мухаммада Считают, что их истинные вожди только потомки Пророка
Применяют концепцию «кальфата» — правления верных после смерти Пророка Верят в имамат — священное лидерство их имамов
Считают, что кто угодно из мусульман может быть лидером сообщества Убеждены, что только их имамы способны быть лидерами
Преобладают в таких странах, как Саудовская Аравия, Египет и Индонезия Основная часть практикующих мусульман в Иране, Ираке, Сирии и Ливане

Это лишь некоторые главные различия между суннитами и шиитами. Несмотря на эти различия, обе группы исповедуют ислам и считают Пророка Мухаммада своим основателем.

Другие секты ислама

Ал-муджбира (Джабариты, Джабриты).
Ахмадие –
Кадиани,
Лахори.
Аят.
Гайланиты.
Кадариты.
Кадиани.
Мутакаллимы –
Ашариты,
Каррамиты,
Матуридиты,
Мутазилиты.
Рошани.
Субуд.
Хариджиты (Харуриты, Шарииты) –
Аджрадиты,
Азракиты,
Байхаситы,
Ибадиты,
Мурджиты,
Мухаккимиты,
Надждиты,
Са-алабиты,
Суфриты.
Черный ислам:
Мавро-американский научный храм –
Нация ислама (Черные мусульмане);
Джамаат ул-Фукра (Совет джихада в Северной Америке);
Черные ханафиты.

На главную

Ислам:
Течения магометанства |
Исламоподобные учения

История и мифология |
Иностранные языки |
Страны мира |

Книги

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц (Alt-Shift-):

А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |

0-9 |
A-Z |
Акр


Ключевые слова для поиска сведений о направлениях в исламе:

На русском языке: традиционные направления ислама, мусульманские конфессии, течения суннизма, ветви шиизма, мистический суфизм,
религия дервишей, радикальные сунниты, учения шиитов, аскеты-суфии, основные секты магометанства;

На английском языке: Muslim branches.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец – Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 28.09.2022

4 интересных фактов про жизнь современного мусульманина

  1. Количество жен. Любой мусульманин может находиться в браке с четырьмя женами. Вторая, и следующие жены, смогут прийти в дом только после одобрения первой. Мусульманин должен заботиться о материальном достатке каждой из них, не выделяя при этом кого-то отдельно.
  2. Права женщины. Времена, когда женщина существовала только для интимной связи с мужчиной, ушли в прошлое. В большинстве мусульманских стран, представители женщины получили расширенные права: учиться, работать, водить машину и т.п.
  3. Старые исламские традиции. Использовать правую руку для приема пищи, произносить имя Аллаха до и после еды, запрет на мясо свиньи и другие старинные традиции, неуклонно исполняются и в 21 веке.
  4. Алкоголь. До прихода Пророка, мусульмане активно принимали алкогольные напитки. Сейчас мусульманину нельзя не только пить крепкие напитки, но и дарить, покупать или продавать алкоголь.

Отличие суннитов от шиитов не слишком и очевидно. И те и другие, любят Аллаха и чтят Коран, а вражда возникла, скорее всего, на почве борьбы за власть.

Видео об отличиях шиитов и суннитов

В этом видео ролике Проповедник Закир Найк расскажет, в чем основные отличия религиозных взглядах шиитов и суннитов, их мировоззрение и принципы:

https://youtube.com/watch?v=mfOLmiWRYI8

Направления суннитов

Сунниты – крупнейшее течение в исламе, приверженцы которого считают истинными наследниками пророка Мухаммеда первых правителей халифата:

  • Абу Бакра ас-Сиддика;
  • Умара;
  • Усмана;
  • Али.

Авторитетными источниками веры, помимо Корана, сунниты признают большое количество преданий (сунн) о пророке Мухаммеде, наиболее авторитетными из которых считаются сборники хадисов аль-Бухари и Муслима).

Сунниты провозглашают истинность исламских ценностей, содержащихся в Священном предании (тексты, посвященные учению ислама, ниспосланные Аллахом) а также признают верховенство общины при решении особо важных вопросов.

Сунниты сформировали четыре богословско-правовые школы (мазхаба), признающие правомерность друг друга:

  • маликитская;
  • шафиитская;
  • ханафитская;
  • ханбалитская.

Каждый мусульманин вправе выбрать один из них по своему внутреннему убеждению.

Rate article