Расхождение в исламе: различия между суннитами и шиитами

Суннизм

Список отличий суннитов от шиитов

Раскол и вражда среди мусульман, длится на протяжении последних тринадцати веков. Как ни прозаично, но причина вражды кроется не в отличиях верования. И одни и другие верят в Аллаха. Главный вопрос, над которым спорят поколения суннитов и шиитов — кто унаследовал божественные достоинства творца мира
?

  • Шииты
    . Считают что после смерти пророка Мухаммада, вся политическая и духовная власть должна отойти одаренному человеку с рода Пророка.
  • Сунниты
    . Полагают, что другого достойного духовного руководителя, способного заменить Мухаммада, нет. Лидер должен выбираться избирательным способом.

Основные отличия между суннитами и шиитами:

  1. Места паломничества
    . Шииты ездят молиться в Эн-Наджаф или Кербелу, что в Ираке. Сунниты паломничают в Саудовскую Аравию — в Мекку и Медину.
  2. Текст сунны
    . В священном писании, рассказывающем о жизни Пророка, шииты признают только те части, которые исходят от членов рода Мухаммада.
  3. Обряды
    . Шииты, во время совершения намазов, на свой коврик кладут плитку из глины — символ преклонение перед Пророком.
  4. Намазы
    . Сунниты исполняют пять намазов в сутки, а их идеологические противники — только три раза.

Религиозные убеждения шиитов

Шииты (от shiat
A
li
партия Али
) являются меньшинством в ветке ислама. Их общая численность не превышает 110 миллионов человек. Основные принципы религиозных убеждений шиитов
:

  • После смерти халифа Али, верят, что управлять мусульманским движением должны его потомки.
  • Найдя противоречия в Коране, часть шиитов ставят под сомнение истинность писания.
  • Позволяют себе вступить во временный брак (mu»tah), который легально заключается на определенное время.
  • Молятся утром, днем и вечером.
  • Утверждают, что Аллаха нельзя увидеть ни в жизни, ни после смерти (в вечном мире). Связь с ним можно поддерживать через имам
    — выдающего богослова, который заведуют мечетью.

Лидеры и иерархия в исламе

Исламский учитель и лидерам играют важную роль в ориентировании и руководстве мусульманской общиной. Они служат не только пастырями и наставниками, но и представляют связь между верующими и их религиозными обязанностями. В Коране, Аллах говорит: «О вы, обратившиеся верою! повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь послу его и посланным из вас» (Сура Ан-Ниса: 59).

Ислам признает имамов и руководителей мусульманской общины, которые являются образцом для других верующих. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Люди – пастухи: и каждый из вас ответственен за своего стада» (Абу Давуд). Это означает, что в исламе лидерство не сводится просто к власти и управлению, но также включает ответственность и заботу о своих подопечных.

Ислам также признает иерархию в рамках вероисповедания. Сура Ан-Ниса 59 аллах говорит: «О вы, обратившиеся верою! повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь послу его и посланным из вас». В этой айе указывается на то, что мусульмане должны повиноваться своим лидерам и следовать их наставлениям в рамках исламского Учения.

Обратившись к исламу как руководству в вопросах повседневной жизни, мы получаем напутствие от аллаха сура: «…И будьте послушными Аллаху и послушивайтесь послов, чтобы вам снисходили милость» (Али имран: 132).
Пророк Мухаммад, мир ему, также сказал: «Тот, кто послушен посланнику, тем самым послушен Аллаху» (Аль-Бухари, Муслим).
Мусульмане учатся от своих лидеров и проявляют верность следуя их примеру

Восприятие верности и послушания обретает важное значение в исламе: «Те из вас, кто повинуется Аллаху и Своему посланнику, добьются великого блага» (Сура Аль-Ахзаб: 71).

Ибадиты

Что обозначает название

По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.

Когда возникло

В конце VII века.

Сколько приверженцев

Менее 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Оман.

Идеи и обычаи

По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.

К слову, в Омане действительно много чернокожих выходцев (кара) из Эфиопии и Восточной Африки.

Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.

Различия в вероучении:

1. Шииты считают, что итальянцем является Али, двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, и предавшая его умаха Айша, его жена. Они считают его и его потомков высокими духовными лидерами, имамами, которые имеют руководящую роль в религиозных и политических делах мусульманского сообщества. В то же время, сунниты считают, что первые четыре калифа, Абу Бакр, Умар, Усман и Али, являются правовыми калифами, но не имамами.

2. Шииты и сунниты также различаются в понимании сущности халифата и его роли. Шииты считают, что халифат должен быть передан по наследству наследникам пророка Мухаммада, и, таким образом, их имамы имеют божественное назначение на лидерство мусульманского сообщества. В то время как сунниты придерживаются идей, что халиф должен быть выбран из числа верных мусульман.

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание — ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Идеи

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

История Возникновения Трех Направлений Ислама: Сунниты, Шииты и Хариджиты

Ислам, одна из крупнейших мировых религий, возник в седьмом веке на Аравийском полуострове благодаря пророку Мухаммаду (мир ему). Но после смерти пророка возникли разногласия по поводу его преемника, что привело к разделению мусульман на различные направления в исламе.

Одно из этих направлений – сунниты, которые считают, что новый лидер должен быть выбран демократическим путем. Сунниты слагает большинство мусульман и относятся к разным школам юриспруденции, включая главные школы, такие как Ханафиты, Малики, Шафи и Ханбали. Они признают Коран и сунна – учение пророка Мухаммада (мир ему), которое передается через хадисы, как руководство в религиозных и жизненных вопросах.

Шииты – это второе по величине направление в исламе. Они считают, что вождем сообщества должен быть потомок Мухаммада через его дочь, Фатиму, и зятя, Али. Шииты неразрывно связаны с понятием имамата, который они считают духовным и политическим руководителем. Главный имам для шиитов – имам Али, которого они считают первым после пророка и 11-тым праведным имамом. Шииты имеют различные образования, например, двелеры и исмаилиты. Они также признают Коран и сунну, но у них есть свои хадисы, которые рассказывают о героях и имамах.

Третье направление – хариджиты – является самым малочисленным. Хариджиты возникли во время первой гражданской войны в Исламе из-за проблемы выбора лидера. Они отвергают право как суннитов, так и шиитов на лидерство и считают, что лидер должен быть наиболее достойным мусульманином. У хариджитов есть свои учения и взгляды на Коран и сунну.

Важно помнить, что эти направления ислама имеют много общего и сходных учений, их разногласия основаны в основном на вопросах преемника пророка и политического лидерства, и не должны препятствовать взаимному уважению и сотрудничеству между различными группами мусульман

Сунниты

Сунниты являются одной из двух основных групп мусульман, второй группой являются шииты. Сунниты считаются более консервативной из двух групп и придерживаются более консервативных интерпретаций исламского закона.

Сунниты также узнают четыре книги хадисов — собрание рассказов Мухаммеда и его последователей, которые являются основой исламского права.

Сунниты придерживаются понимания исламской теологии в рамках государственных законов и устоявшейся традиции, которая включает в себя исламскую философию, экономическую теорию и общественное устройство.

Однако, как и в любой религии, есть сунниты, которые переходят черту и становятся радикалами, отвергающими лояльность к правительству и государству и отрицающими другие ереси.

Оцените статью