Сунниты и шииты: различия и сходства

Суннизм

Убийство шиитов в Ираке

Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.

Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.

Религиозные убеждения шиитов

Шииты (от shiat
A
li
партия Али
) являются меньшинством в ветке ислама. Их общая численность не превышает 110 миллионов человек. Основные принципы религиозных убеждений шиитов
:

  • После смерти халифа Али, верят, что управлять мусульманским движением должны его потомки.
  • Найдя противоречия в Коране, часть шиитов ставят под сомнение истинность писания.
  • Позволяют себе вступить во временный брак (mu»tah), который легально заключается на определенное время.
  • Молятся утром, днем и вечером.
  • Утверждают, что Аллаха нельзя увидеть ни в жизни, ни после смерти (в вечном мире). Связь с ним можно поддерживать через имам
    — выдающего богослова, который заведуют мечетью.

Раздел 3: Принципы веры и практика

Сунниты и шииты имеют различные принципы веры и практики, которые определяют их религиозные убеждения и обряды.

Сунниты:

  • Вера в Единого Аллаха и признание пророка Мухаммада как последнего пророка.
  • Учитывание Сунны, то есть исполнение суннитами практик и обычаев, установленных пророком Мухаммадом.
  • Пять столпов ислама: исповедание веры, выполнение пятикратных молитв, совершение поклонений в Мекке (хадж), платеж обязательного пожертвования (закат) и пост в месяц Рамадан.
  • Исламские школы права (мазхабы), такие как Ханафитская, Маликитская, Шафеитская и Ханбалистская.

Шииты:

  • Вера в Единого Аллаха и признание пророка Мухаммада имиам Али и его потомков как непосредственных наследников пророка.
  • Уверование в существование двенадцатого имама, Махди, который вернется перед Судным Днем и установит справедливость на земле.
  • Значение

Религиозные направления и принципы веры

Современный, как и традиционный, суннизм представляет собой религиозное течение, построенное на полном подчинении общине и положениям сунны и Корана. На сегодняшний день сунниты – это подавляющая часть правоверных мусульман во всем мире. Лишь в некоторых странах шииты занимают преобладающее положение ( , Иран, Бахрейн, Ливан и т.д.).

Принципы течения были сформированы еще в средних веках, на этапе становления учения. С тех пор они не изменились. Основными положениями суннизма являются признания:

  1. Законности правления халифов.
  2. Подлинности шести сводов хадисов.
  3. Догматических школ.
  4. Школ шариатского права — мазхабов.

Праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али были первыми четырьмя правителями, которые правили Великим Халифатом. Сунниты считают, что вся верховная власть должна быть сосредоточена в руках халифов, избираемых общиной.

Как известно, мусульмане суннитского толка утверждают, что ислам держится на и двух основах – Коране и Сунне, которая представляет собой свод хадисов – это рассказы о пророке Мухаммеде. О его поступках и словах, касающихся жизни общины в правовом, социальном или религиозном разрезе.

Изначально такие предания распространялись только в устной форме – их рассказывали друг другу, не записывая. Составление письменных хадисов началось позже, в период раннего возникновения суннизма. А основные своды правил на основе хадисов появились не менее чем через 200 лет после кончины Пророка.

Все эти правила были объединены в шесть сборников, имеющих общее название Кутуб ас-Ситта. Однако нужно заметить, что религиозные и богословские разногласия настолько велики, что даже в этом вопросе взгляды исследователей относительно деяний Пророка и всего ислама не всегда сходятся. Не все хадисы, включенные в этот сборник, признаются достоверными.

На сегодняшний день известны три догматические школы. К ним относятся:

  • асариты;
  • ашариты;
  • матуридиты.

Асариты придерживаются жестких традиций в толковании Священных писаний. Для них невозможной считается сама мысль о том, что Коран можно трактовать как-либо иносказательно. Если какие-либо положения в них остаются неясными, то асариты и не стремятся вникнуть в их смысл. При этом они не воспринимают их и буквально.

Если какое-либо место в Сунне, либо Коране остается для них не слишком ясным, они не объясняют его и не ищут какой-то отдельный смысл в сообщении, оставляя это на усмотрение Аллаха. В глазах асаритов Всевышнему ведомо все, а что касается людей, они должны просто воспринимать откровения как данность.

Ашаризм – второе направление суннизма, оно несколько отходит от тех взглядов, которые исповедуют асариты. Ашариты полагают, что религиозным догмам не стоит следовать бездумно, а подход толкования их истинности вполне рационален. При этом они считают, что между различными явлениями не может быть причинно-следственной связи. В отличие от асаритов, они не признают авторитаризм в вере, подходя к религиозным положениям философски и стараясь их осмысливать.

Матуридиты во многом сходны по взглядам с ашаритами. Это течение сформировалось позже остальных. Основоположником его является Абу Мансур аль-Матуриди, который призывал разумно относиться к различным явлениям и осмысливать их. Однако матуридиты, как и асариты, считают, что повеления Аллаха нельзя рационализировать и нужно покоряться им без раздумий.

Еще один принцип суннитского учения – это наличие четырех богословско-правовых школ. Это так называемые мазхабы:

  • шафиитский;
  • ханбалитский;
  • маликитский;
  • ханафитский.

Каждый из них опирается на догмы Корана и Сунны, однако ханбалитский мазхаб жестко стоит на позициях непринятии нововведений в исламе, а источником права здесь помимо священных книг являются еще и решения сподвижников Пророка.

Ханафитский же мазхаб признает кроме Сунны, Корана и решений сподвижников еще и местные обычаи. Так, многие сунниты, проживающие в России (в основном на ), являются ханафитами – это , черкесы, ногайцы, кабардинцы, башкиры, татары.

Суннизм: большинство мусульманского мира

Поклонники суннитского ислама придерживаются священного исламского писания, Корана, и пророческого примера (сунны), который основывается на посланиях Мухаммада, переданных через его слова и действия. Поэтому суннизм лежит в основе повседневной практики многих мусульман.

Шииты, в свою очередь, критикуют эту позицию и подчеркивают, что Мухаммад явно указал на своего ближайшего соратника, Али, как будущего лидера сообщества. Однако, исторический контекст привел к тому, что контроль над Исламской государственной властью был передан другим калифам, а после этого Али столкнулся с противостоянием и был убит.

Суннизм считается более консервативной и официальной формой ислама. Он преобладает в большинстве стран, преимущественно в Азии, включая Индонезию, Пакистан, Египет и Саудовскую Аравию. Сунниты также составляют большинство мусульманского населения в России, Китае и Африке.

В своей основе, суннитский ислам подразумевает почитание и исполнение Корана, а также посланий пророка Мухаммада. Он представляет способ жизни, стремясь к соблюдению веры и моральных норм. Сунниты признают официальные епископаты — потомков арабского племени Корейшитов — в качестве лидеров сообщества.

Религиозные убеждения суннитов

Сунниты (от люди сунны —
священное предание, рассказывающее о жизни Пророка) являются самым огромным ответвлением исламского мира. Общая численность составляет более 1,1 миллиарда
человек.

Религиозные убеждения суннитов
:

  • Коран является первоисточником источником духовных знаний, и является словом Аллаха.
  • Сподвижник и духовный лидер (халиф) выбирается среди людей, имеющих огромный авторитет в общине.
  • Не допускается выходить замуж за христианина или еврея. А вот жениться на представительницах любых религий можно.
  • Мольба происходит со скрещенными на груди руками 5 раз в день: на заре, полдень, вечер, заход солнца, перед сном.
  • Верят, что Аллаха можно увидеть в вечном мире
    .

Раздел мусульман на два лагеря, шиитов и суннитов, произошел после смерти Пророка Мухаммада
. Именно тогда, сунниты выбрали своим лидером тестя Мухаммада — Абу Бакра
. Он был одним из четырех лидеров суннитов, который следовал делам Пророка. Другая, малочисленная часть мусульман, выбрала в качестве своего духовного наставника зятя Пророка — Али ибн Абу Талиб.

Шииты и Сунниты — одни из десяток концессий мусульман, хоть и являются самыми крупными. Есть еще исламизм, друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. течения. Сейчас, странами
c
мусульманским
строем являются сорок государств мира
.

Представление в Исламе про душу человека и загробную жизнь
, ничем не отличается от христианских. Душа это сверхъестественная и бессмертная часть человека, которая может жить вне тела. Загробный мир состоит из:

  • Джанна
    (аналог Рая у христиан). Место (прекрасный сад), куда после смерти попадает душа мусульманина-праведника.
  • Джаханнам
    (подобие Ада) Неверные и грешники попадают в полыхающий огнем глубокий ров.

Но самое главное учение в Исламе состоит в том, что каждый мусульманин должен минимум один раз в своей жизни, посетить святыню мусульман — Мекку

. Если у человека нет денег, или ему мешают в совершении паломничества плохое физическое состояние (болезни, инвалидность), он обязательно должен направить в Мекку своего заместителя.

Разделение на суннизм и шиизм

Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло из-за разногласий в вопросе преемственности пророка Мухаммада после его смерти. За основу суннизма было взято учение «сунна», то есть примеры и наставления, оставленные Мухаммадом, и его последователей.

При этом сунниты признают первым праведным халифом Абу Бакром, а затем Умара и Усмана. Они верят, что должно быть соблюдение суннатов пророка и его сподвижников и признают, что право на выбор халифа есть у верховного мусульманского совета.

Шииты отдельные от общества мусульман, еще в период первых халифов. Они считают, что только османе, последнему из первых халифов, Мухаммад передал официальное право на преемственность. Однако по мнению шиитов, наследниками должны были стать непосредственные родственники пророка.

Разногласия по этому поводу привели к третью главную ветку ислама — шиизм. Шииты считают, что халифом должен быть только представитель Алии, который был женат на дочери Мухаммада и есть ее потомок.

История разделения на суннизм и шиизм была изначально политической, но со временем проблемы стали вероучением. Обе конфессии считаются официальными в Исламе — абсолютное большинство мусульман сунниты, и только около 10-15% мусульман шииты.

4 интересных фактов про жизнь современного мусульманина

  1. Количество жен
    . Любой мусульманин может находиться в браке с четырьмя женами. Вторая, и следующие жены, смогут прийти в дом только после одобрения первой. Мусульманин должен заботиться о материальном достатке каждой из них, не выделяя при этом кого-то отдельно.
  2. Права женщины
    . Времена, когда женщина существовала только для интимной связи с мужчиной, ушли в прошлое. В большинстве мусульманских стран, представители женщины получили расширенные права: учиться, работать, водить машину и т.п.
  3. Старые исламские традиции
    . Использовать правую руку для приема пищи, произносить имя Аллаха до и после еды, запрет на мясо свиньи и другие старинные традиции, неуклонно исполняются и в 21 веке.
  4. Алкоголь
    . До прихода Пророка, мусульмане активно принимали алкогольные напитки. Сейчас мусульманину нельзя не только пить крепкие напитки, но и дарить, покупать или продавать алкоголь.

Отличие суннитов от шиитов не слишком и очевидно. И те и другие, любят Аллаха и чтят Коран, а вражда возникла, скорее всего, на почве борьбы за власть
.

Видео об отличиях шиитов и суннитов

В этом видео ролике Проповедник Закир Найк расскажет, в чем основные отличия религиозных взглядах шиитов и суннитов, их мировоззрение и принципы:

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции ­– растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

История разделения и основные отличия

После смерти пророка Мухаммада был выбран Абу-Бакр как первый халиф, или преемник. Сунниты признают этот выбор и привержены принципу выборного лидера. Они считают, что следующие три халифа — Омар, Осман и Али — также были законными лидерами. Сунниты верят, что верный исторический контекст и исчерпывающие источники, такие как Коран и Сунна (примеры поведения пророка Мухаммада), должны использоваться для определения правил и норм ислама.

С другой стороны, шииты считают, что Али был законным преемником пророка Мухаммада и первым их Имамом. Шииты верят в существование линии имамов, праведных и божественно вдохновленных лидеров. Они отвергают первых трех халифов и придают особое значение потомкам Али и Фатимы, дочери пророка. Шииты верят, что их имамы являются связью между Богом и миром, способными правильно толковать и применять исламский закон.

Кроме разных взглядов на вопрос преемничества, сунниты и шииты также различаются в ритуалах, обычаях и доктринах. У них есть различные иерархические структуры и традиции, отражающие разные представления об исламе и его практике. Конфликты между суннитами и шиитами продолжают существовать в некоторых регионах, но многие мусульмане придерживаются идеи единства и приверженности вере, несмотря на различия в их вероучении.

Сунниты Шииты
Верят в выборное лидерство Верят в божественно избранных имамов
Иерархическая структура отсутствует Имамат – иерархическая структура с главными имамами
Отвергают концепцию мученичества имамов Учитывают память о мученичестве имамов и их потомков
Источники науки – Коран и Сунна Источники науки – Коран, Сунна, передача знания от имамов
Обычно являются большинством в мусульманском мире Составляют меньшинство в мусульманском мире

Список отличий суннитов от шиитов

Раскол и вражда среди мусульман, длится на протяжении последних тринадцати веков. Как ни прозаично, но причина вражды кроется не в отличиях верования. И одни и другие верят в Аллаха. Главный вопрос, над которым спорят поколения суннитов и шиитов — кто унаследовал божественные достоинства творца мира
?

  • Шииты
    . Считают что после смерти пророка Мухаммада, вся политическая и духовная власть должна отойти одаренному человеку с рода Пророка.
  • Сунниты
    . Полагают, что другого достойного духовного руководителя, способного заменить Мухаммада, нет. Лидер должен выбираться избирательным способом.

Основные отличия между суннитами и шиитами:

  1. Места паломничества
    . Шииты ездят молиться в Эн-Наджаф или Кербелу, что в Ираке. Сунниты паломничают в Саудовскую Аравию — в Мекку и Медину.
  2. Текст сунны
    . В священном писании, рассказывающем о жизни Пророка, шииты признают только те части, которые исходят от членов рода Мухаммада.
  3. Обряды
    . Шииты, во время совершения намазов, на свой коврик кладут плитку из глины — символ преклонение перед Пророком.
  4. Намазы
    . Сунниты исполняют пять намазов в сутки, а их идеологические противники — только три раза.

Причины разногласий между шиитами и суннитами

Одна из основных проблем современного ислама – это конфликт шиитов и суннитов. Их несходства во взглядах стали еще более заметными на фоне событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке.

Главное различие между этим двумя течениями заключается в разнице взглядов на вопросы, касающиеся источников власти. Сунниты во всем мире считают, что правителей должна выбирать мусульманская община, опираясь при этом на традиционные подходы. Что же касается шиитов, то они стоят на позициях выбора власти по принципу родства и наследия.

По мнению первых, община должна следовать тем предписаниям, которые занесены в Сунну и Коран, и исходить из них, выбирая правителей. В противовес им шииты полагают, что власть должна передаваться по наследству, а воля Всывышнего Аллаха приходит не столько из Священных писаний, сколько через имама, являющегося прямым потомком пророка Мухаммеда. При этом шиитские богословы сегодня ожидают пришествия последнего 12 имама, и в ожидании его представляют власть в общине.

Еще одно различие между суннитами и шиитами касается вопроса разделения власти. Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника (например, в Иране – аятолла).

Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию.

О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. Суннизм исповедуют почти 90% всех правоверных мусульман, это свыше 1,5 миллиарда человек. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну – это Йемен, Ирак и Сирия.

Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться.

За последние десять лет, на международной политической арене Ислам проявил себя не только как вероисповедание, но и как крупное идеологическое движение. Сейчас эта религия играет большую роль в мировой политике. Но Ислам неоднороден, и слушая новости о событиях с восточной части Азии, простой обыватель пытается разобраться в отличие суннитов от шиитов, которые провоцирует многогодовое противостояние мусульман.

Раскол шиитов и суннитов

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли
. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Ислам: религия мира со своими особенностями

В исламе существуют две основные ветви: суннизм и шиизм. Несмотря на то, что обе ветви исповедуют ислам, у них есть ряд отличий и исторических разногласий.

Суннизм — это наиболее крупная ветвь ислама, которая является основной и широко распространенной во многих странах. Сунниты считают себя приверженцами соблюдения традиций пророка Мухаммада (сунна), которые были записаны и переданы от поколения к поколению. Они придают большое значение суннитским хадисам, которые являются сборниками вербальных передач пророка Мухаммада.

Шиизм, с другой стороны, является меньшей ветвью ислама, но она также имеет значительное количество последователей во многих странах. Шииты верят в то, что после смерти пророка Мухаммада вождями должны быть его потомки, начиная с его кузена и зятя Али и продолжая через двенадцать имамов. Они придают большое значение шиитским хадисам, которые являются версиями событий и статуса имамов, передаваемыми отборным группам ученых-шейхов.

Суннизм
Шиизм
Большинство мусульман исповедуют суннизм
.
Шиизм является меньшинством среди мусульман.
Ориентированы на традицию и обычаи, учитывая суннитские хадисы.
Ориентированы на духовное руководство имамов и их претензии на наследство от Мухаммада.
Лидеры избираются в соответствии с традицией мусульманского сообщества (умма).
Лидеры должны быть непосредственными потомками пророка Мухаммада, часто через его дочь Фатиму и ее мужа Али.
Фокусируются на практике веры, этике и правилах поведения.
Уделяют большое внимание праведности и социальной справедливости, а также особому духовному истолкованию Корана.

Таким образом, ислам, особенно его две основные ветви — суннизм и шиизм, имеют свои особенности и отличия. Несмотря на это, ислам все же остается религией мира, приверженцы которой стремятся подчиняться воле Аллаха и жить в гармонии со своими ближними.

Раздел 2: Правовые и политические аспекты

Суннитский ислам приверженцы считают, что их правители должны быть выбраны на основе консенсуса сообщества (умма). Это приводит к возникновению суннитской доктрины о калифате, который рассматривается как политическая должность, исполняемая выбранными мусульманами. Сунниты также привержены принципу шуры (совета), который предполагает, что принятие политических решений должно осуществляться путем консультаций и согласования.

В отличие от этого, шииты считают, что право на лидерство и наследование власти принадлежит потомкам Али, зятья и кузена пророка Мухаммеда, которых они считают божественно назначенными имамами. Шииты полагают, что назначение имама происходит через принцип имамата, который дает ключевую роль в определении политической линии.

Политическая и правовая структура также различается между суннитами и шиитами. В большинстве суннитских стран государственные законы основаны на мусульманском праве (шариате), но без преобладания одной конкретной школы права. Сунниты обычно придерживаются принципа толерантности и уважения к различным правовым школам.

С другой стороны, шииты имеют более установленную правовую школу, называемую джафари или имамитской. В странах, где шииты составляют большую часть населения, такие как Иран, Ирак и Бахрейн, шиитская вера оказывает сильное влияние на конституцию и законы, и шиитская юриспруденция становится официально признанным и законодательным источником.

Таким образом, суннизм и шиизм имеют различия в правовых и политических аспектах, таких как система наследования власти, политическая структура и влияние религиозного права на законодательство. Принципы согласия и наследования имеют свою уникальную роль в обеих ветвях ислама, формируя разные системы управления и правовые структуры.

Оцените статью