Сунниты и шииты: основные различия и исторический контекст

Ислам суннизм Суннизм

В чем проявляются различия

Как большинство мусульман, салафиты приняли суннизм, как единственно верное учение. Противоречий в вопросах Ислама у них нет. Салафиты, как и все суннитское общество, категорически отрицают терроризм и не идут по пути активного распространения исламской религии в мире

Для них важно сохранение чистоты мусульманской веры среди «истинно верующих»

Между тремя акыдами, по сегодняшний день представляющими суннитскую доктрину, имеются внутренние отличия.

Проблема состоит в том, что суннизм не приемлет фанатизма ни в какой форме. Эта ветвь придерживается, в основном, «умеренного» пути.

Очень важным принципом считается не силовое «обращение в веру», исправление оступившихся, решение других вопросов.

Терпение, пассивное сопротивление, упование на милость Аллаха. Одним из важных моментов суннизма является рационалистический подход к богословию (калам).

Салафиты – приверженцы ханабалитского мазхаба и асаритского акыда. Самая малочисленная часть суннитов.

Наиболее ортодоксальное ответвление этого течения, не приемлющее никаких отклонений от Корана, только частично соглашающихся с каламом.

Все, кто не считает Коран прямой несотворённой речью Бога – немусульмане (джахмиты).

По мнению салафитов, ни один человек не имеет возможности толковать Коран. Признается только прямое прочтение священных книг, без малейшей попытки внести ясность в малопонятные вопросы, потому, что это идет от человека и не может быть верным. Только Аллах знает смысл всего.

Салафиты не рассуждают над смыслом Сунны, Корана и словами сподвижников Мухаммеда. Основная цель – борьба за восстановление Ислама в первозданном виде, без влияния внешних факторов. Категорически отвергаются малейшие нововведения в любой сфере жизни – от веры, до житейских мелочей.

Паломничество к святым местам считается поклонением мёртвым, обращение к пророкам и праведникам причислено к отрицанию единого Бога.

Любая попытка разделения исламского общества считается раскольничеством. Категорический запрет на разногласия среди мусульман. Все возникающие конфликтные ситуации должны решаться мирным путем, только с помощью Корана и Сунны Мухаммеда.

Салафиты убеждены, что все, кто не мусульмане, не придерживается их догм, в лучшем случае, «заблуждающиеся». В худшем – «неверные». Правила решения спорных вопросов мирным путем по «букве Корана», на них не распространяются.

В наше время салафизм тоже не является единым – делится на «радикалов», «умеренных», «истинных» и «отступников».

Именно в этой части и проявляетсо основное отличие обще суннитскокго течения от салафитского. Потому, что радикальное движение – ваххабиты, причисляют себя к приверженцам салафии и считают свое направление только религиозным.

«Классические» салафиты отрицают ваххабизм, как составную часть своего учения. Этот вопрос до сих пор вызывает споры, как среди мусульман, так и в остальной части мира.

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

Распространение суннитского направления

Суннитское направление в исламе является самым распространенным среди всех мусульман. Сунниты составляют около 85–90% всех мусульманских верующих в мире.

Причины такого широкого распространения суннитского направления можно найти в его истории и основных принципах.

Исторически, сунниты получили свое название от слова «сунна», которое означает путь, традицию или уклад жизни, установленный пророком Мухаммадом. Сунниты верят в то, что учение Мухаммада и его действия послужили примером для всех верующих и должны быть следованы.

Суннитский ислам также получил массовую поддержку от правителей и племенных лидеров на территории современного Ближнего Востока, арабского полуострова и Северной Африки. Это помогло распространению суннитского учения среди мусульманской общины в этих регионах.

Большинство стран с существенным мусульманским населением, таких как Эгипет, Индонезия, Пакистан и Бангладеш, являются преимущественно суннитскими. Также сунниты проживают во многих других странах мира, включая Турцию, Иран, Афганистан, Иорданию и многие другие.

Центры исламской учености и образования, такие как Ал-Азхар в Каире, также играли и продолжают играть важную роль в распространении суннитского учения.

Распространение суннитского направления также способствовалось через получение суннитами значительной политической власти в истории ислама. Многие исламские империи и государства, такие как Омейяды, Аббасиды и Османская империя, отождествляли себя с суннитским направлением и использовали его как основу своего политического и культурного единства.

Страна Процент суннитов
Индонезия 87%
Пакистан 75%
Египет 90%
Турция 80%
Алжир 99%

Таким образом, суннитское направление получило широкое распространение благодаря историческим и политическим факторам, а также своим основным принципам истинного исповедания ислама.

Определение исламских течений

Исламское политическое и религиозное учение претерпевало изменения и развивалось в течение всей своей истории. В результате возникло несколько различных течений внутри ислама, среди которых наиболее известными являются суннизм и шиизм.

Суннизм и шиизм — это две основные ветви ислама. Сунниты составляют более 85% всех мусульман в мире, а шииты — около 15%. Основное различие между этими течениями связано с вопросом преемственности после пророка Мухаммеда.

Сунниты признают пример посланника Аллаха и поэтому следуют традиционным обычаям и поступкам пророка Мухаммеда. Они придерживаются пяти основных столпов ислама, включая веру в единого Бога, произношение шахады, осуществление молитв, проведение поста и совершение хаджа в Мекку.

Шииты, с другой стороны, считают, что только потомки Мухаммеда, начиная с его зятя и кузена Али, могут быть его законными преемниками. Шииты также придерживаются пяти столпов ислама, но различаются в практиках, связанных с поклонением и религиозными обрядами.

Другие исламские течения включают суфизм, который уделяет большое внимание мистицизму и контемпляции, и переменные формы исламского активизма, фундаментализма и экстремизма. Однако суннизм и шиизм стоят во главе списка наиболее широко изучаемых и понятых исламских течений

В конечном счете, суннизм и шиизм представляют разные интерпретации исламской веры, которые влияют на практику мусульман в разных частях мира. Эти различия могут быть подробно исследованы и поняты через изучение исторических и религиозных текстов, а также культурного контекста, в котором ислам развивался.

Шииты

Что обозначает название

Шийа – «приверженцы», «последователи».

Когда возникло

После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

По разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания

Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.

Идеи и обычаи

Признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 — 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места

Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

Чем отличаются шииты от суннитов в исламе: таблица сравнения

Характеристика Шииты Сунниты
Вероисповедание Верят в принцип непосредственного наследования духовного и политического лидерства от пророка Мухаммада и его потомков, начиная с Имама Али и дальше по линии Имамов. Верят в выбор исламского лидера из числа ведущих исламской общины людей и должностных лиц от имени пророка Мухаммада и советоваться соучастниками Имама.
Имамат Считают, что только потомки пророка Мухаммада могут быть Имамами и обладают особыми духовными и политическими полномочиями для ведения общины. Не придерживаются принципа наследования Имаматом и смотрят на Имамов как на духовных и правовых лидеров, выбранных общим голосованием или доверенностью от имени общины.
Верховный руководитель Признают верховное духовное и политическое руководство Великого Аятоллы, являющегося источником советов и решений по важным вопросам. Не имеют официально признанного верховного руководства, но придерживаются исламской учености и советов авторитетных имамов и ученых.
Праздники Празднуют Хусейню и Ашура как священные и траурные дни для отметки событий, связанных с мучением Имама Хусейна. Отмечают передержку пророка Мухаммада, такие как Рамадан, Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха, и другие исламские праздники.

Шииты и сунниты имеют свои особенности, которые формируют их веру и практику в исламе. Эти различия, хотя и существуют, не должны стоять на пути сотрудничества и взаимопонимания между представителями различных конфессий и верующими. Ислам призывает к мирному сосуществованию и уважению друг друга, независимо от вероисповедания.

Оцените статью