Ислам: происхождение суннитов, шиитов и хариджитов

Различия суннизма и шиизма: основные отличия и ключевые принципы Суннизм

Основные отличия суннитов от шиитов

По настоящему трудно сказать, что разница между этими течениями велика. Например в христианстве намного больше противоречий между католиками и православными. К какому бы из двух течений не относился мусульманин, он почитает лишь одну книгу — «Коран». Бытует ложное мнение будто у шиитов к «Корану» есть дополнение из десяти заповедей, это не более чем выдумка.
Вот самые распространенные выдумки, которые рассказывают сунниты про шиитов:

  • Сунниты думают, будто шииты считают настоящим Пророком не Мухаммеда, а Али, на самом деле это абсолютная лож. Ни один уважающий себя шиит никогда с этим утверждением не согласится. Они уважают власть Али, лишь из-за того, что он имеет родственные связи с самим Мухаммедом. Авторитет самого Пророка Мухаммеда здесь не подлежит сомнению.
  • Еще одно заблуждение, многие сунниты думают, что шииты признают имамов равными Мухаммеду. В реальности это совсем не так. Все началось с 12 потомков Пророка, ставших в последствии имамами, все они почитаются и уважаются шиитами. Они были не обычными детьми Али, они были кровными родственниками Пророка. Только за эту связь они и пользуются таким огромным авторитетом, считается что имамы — это потомки Мухаммеда, неуважительно относится к ним, значит уменьшать авторитет самого Пророка.
  • У мусульман существует такой налог, как закят — это обязательное пожертвование, его сбором занимаются специальные сборщики закята, все средства полученные таким путем идут на помощь нищим. Шииты признают этот налог, но считают что выплачивать его необходимо не сборщикам закята, которые могут распорядиться частью этих средств по своему личному усмотрению, а напрямую самим нищим. Так же у шиитов есть еще один налог — хумс, пятая часть свободных от основных расходов денег отдается в пользование имама.

Шииты Ирана

Сунниты Ирака

Убийство шиитов в Ираке

Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.

Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.

Сходство между суннитами и шиитами

Две секты, хотя и разные, также разделяют многие убеждения. Они оба верят, что есть только один всемогущий Бог, который создал мир и всю жизнь в нем. Они также верят в дьявола, ангелов и демонов. Шииты и сунниты верят, что ислам начался в 610 году, когда Мухаммед, последний пророк, начал получать послания от Бога. Эти откровения были записаны в Коране его последователями, которые оба секты уважают как священную книгу.

Исповедуя свою религию, обе группы признают пять столпов ислама, которые обеспечивают основу для повседневной жизни. Эти столпы включают в себя: свидетельство существования только одного Бога и Мухаммеда в качестве его пророка, участие в молитве 5 раз в день, благотворительность, пост во время Рамадана и паломничество в Мекку (Мекку). Эти две секты также верят, что цель человеческой жизни — хвалить Бога, чтобы однажды врата Рая открылись для них.

Убийство шиитов в Ираке

Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.

Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.

Раздел 3: Принципы веры и практика

Сунниты и шииты имеют различные принципы веры и практики, которые определяют их религиозные убеждения и обряды.

Сунниты:

  • Вера в Единого Аллаха и признание пророка Мухаммада как последнего пророка.
  • Учитывание Сунны, то есть исполнение суннитами практик и обычаев, установленных пророком Мухаммадом.
  • Пять столпов ислама: исповедание веры, выполнение пятикратных молитв, совершение поклонений в Мекке (хадж), платеж обязательного пожертвования (закат) и пост в месяц Рамадан.
  • Исламские школы права (мазхабы), такие как Ханафитская, Маликитская, Шафеитская и Ханбалистская.

Шииты:

  • Вера в Единого Аллаха и признание пророка Мухаммада имиам Али и его потомков как непосредственных наследников пророка.
  • Уверование в существование двенадцатого имама, Махди, который вернется перед Судным Днем и установит справедливость на земле.
  • Значение

Раздел 2: Правовые и политические аспекты

Суннитский ислам приверженцы считают, что их правители должны быть выбраны на основе консенсуса сообщества (умма). Это приводит к возникновению суннитской доктрины о калифате, который рассматривается как политическая должность, исполняемая выбранными мусульманами. Сунниты также привержены принципу шуры (совета), который предполагает, что принятие политических решений должно осуществляться путем консультаций и согласования.

В отличие от этого, шииты считают, что право на лидерство и наследование власти принадлежит потомкам Али, зятья и кузена пророка Мухаммеда, которых они считают божественно назначенными имамами. Шииты полагают, что назначение имама происходит через принцип имамата, который дает ключевую роль в определении политической линии.

Политическая и правовая структура также различается между суннитами и шиитами. В большинстве суннитских стран государственные законы основаны на мусульманском праве (шариате), но без преобладания одной конкретной школы права. Сунниты обычно придерживаются принципа толерантности и уважения к различным правовым школам.

С другой стороны, шииты имеют более установленную правовую школу, называемую джафари или имамитской. В странах, где шииты составляют большую часть населения, такие как Иран, Ирак и Бахрейн, шиитская вера оказывает сильное влияние на конституцию и законы, и шиитская юриспруденция становится официально признанным и законодательным источником.

Таким образом, суннизм и шиизм имеют различия в правовых и политических аспектах, таких как система наследования власти, политическая структура и влияние религиозного права на законодательство. Принципы согласия и наследования имеют свою уникальную роль в обеих ветвях ислама, формируя разные системы управления и правовые структуры.

Ваххабиты

Одним из новых радикальных направлений в исламской религии выступают ваххабиты. Они на первый взгляд похожи на салафитов. Ваххабиты отрицают нововведения в вере, борются за концепцию единобожия. Они не приемлют всего, чего не было в первоначальном исламе. Однако отличительной чертой ваххабитов является их агрессивный настрой и свое понимание основных устоев мусульманской веры.

Такое течение возникло в 18-м веке. Это поборническое движение берет свое начало от проповедника Наджада Мухаммада Абдель Ваххаба. Он хотел «очистить» ислам от нововведений. Под этим лозунгом им было организовано восстание, в результате которого были захвачены соседние земли оазиса Аль-Катиф.

В 19-м веке ваххабитское движение было разгромлено Османской империей. Спустя 150 лет идеологию смог возродить Аль Саудов Абдельазииз. Он разбил своих противников в Центральной Аравии. В 1932 году им было создано государство Саудовская Аравия. При разработке нефтяных месторождений американская валюта потекла рекой в ваххабитский клан.

В 70-х годах прошлого столетия, во времена войны в Афганистане, были созданы салафитские школы. Они носили радикальный тип ваххабитской идеологии. Бойцов, которых готовили эти центры, назвали моджахедами. Это движение часто ассоциируется с терроризмом.

Оцените статью