Салафиты:
Салафиты стремятся привести себя и своих последователей к истинной исламской практике и вере, основываясь на примере первых трех поколений мусульман, называемых сахабами (сподвижниками пророка Мухаммада). Основную роль в их вероисповедании играют Коран, сунна (примеры и наставления пророка Мухаммада) и анализ действий первых мусульман.
- Одной из основных и общепризнанных учений салафитов является идея монотеизма, или веры в единого Бога (Аллаха), без партнеров или сопричастных. Коран говорит: «Скажи: Он Бог — Единственный; Аллах — Всеобъемлющий; Он не родился и не родил; и ничто не равно Ему. » (Коран, 112:1-4).
- Салафиты также возвращаются к примерам и наставлениям пророка Мухаммада, чтобы определить свои действия и поведение. Они стремятся следовать его подлинной сунне, которая описывает его жизнь и деятельность.
- Также важными учениями салафитов являются таухид (единобожие), сира (биография пророка Мухаммада), адаб (хорошие манеры и этикет), акхлаак (нравственность и мораль) и джихад (стремление к духовному прогрессу и защите ислама).
Пять главных столпов религии
Практически все направления признают 5 основных столпов Ислама:
- Свидетельство – шахада. Нет Божества, кроме Аллаха. И Мухаммед — Пророк Его: «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах»;
- Совершение намаза, состоящей из пяти обязательных молитв (всего 17 ракатов);
- Выдача закята – годового «налога» в пользу малоимущих мусульман. Закят является обязательной установленной милостыней. А садака – добровольное подаяние.
- Ураза в месяц Рабадан – 30-дневный обязательный пост в 9-й месяц мусульманского календаря Хиджры. Пост держится ежедневно с рассвета солнца до его заказа, во время которого правоверные мусульмане воздерживаются от интимной близости, сквернословия, еды и питья.
- Совершение Хаджа – паломничество в Мекку и Медину, где расположены главные исламские святыни. В Медине расположена могила Пророка, а в Мекке – Кааба.
Что такое суфий?
Суфий означает «тот, кто носит шерсть». Ведь шерстяную одежду раньше носили аскеты и мистики. Суфии существовали в Исламе с очень древних времен как индивидуальная внутренняя вера.
Суфии верят в клятву верности, данную Мухаммедом, поскольку она устанавливает духовную связь между ищущим и Богом. Али Худжвири считается одним из суфиев, которые первыми дали присягу на верность Мухаммеду.
Суфий – это не какая-то другая секта, как это каждый раз предполагается. Это расширение или ответвление ислама. Суфий может быть как суннитом, так и шиитом. Подход суфиев к религии и их методы очень разные.
Суфий занимается очищением души и внутреннего ума. Он пытается установить прямую связь с Богом. Примерно в 11 веке суфизм начал систематизироваться в надлежащем порядке.
В суфизме существует несколько орденов. Эти ордена были основаны некоторыми исламскими учеными, которые были очень популярны, такими как Сухравардийа, Кадирийя, Рифаийя, Чиштийя, Шадилия, Хамадания и т. д.
Суфизм стал одним из самых распространенных вездесущих аспектов ислама. Она стала распространяться по разным регионам, от Индии до Ирака и Сенегала. Особенно в Африке и Азии его философия стала одним из самых сильных приверженцев.
Суфий верит, что можно приблизиться к Богу и принять божественное присутствие в жизни, став единым с Богом. Для суфиев характерен зикр, т.е. практика вспоминания Бога после молитв.
В чем проявляются различия
Как большинство мусульман, салафиты приняли суннизм, как единственно верное учение. Противоречий в вопросах Ислама у них нет. Салафиты, как и все суннитское общество, категорически отрицают терроризм и не идут по пути активного распространения исламской религии в мире
Для них важно сохранение чистоты мусульманской веры среди «истинно верующих»
Между тремя акыдами, по сегодняшний день представляющими суннитскую доктрину, имеются внутренние отличия.
Проблема состоит в том, что суннизм не приемлет фанатизма ни в какой форме. Эта ветвь придерживается, в основном, «умеренного» пути.
Очень важным принципом считается не силовое «обращение в веру», исправление оступившихся, решение других вопросов.
Терпение, пассивное сопротивление, упование на милость Аллаха. Одним из важных моментов суннизма является рационалистический подход к богословию (калам).
Салафиты – приверженцы ханабалитского мазхаба и асаритского акыда. Самая малочисленная часть суннитов.
Наиболее ортодоксальное ответвление этого течения, не приемлющее никаких отклонений от Корана, только частично соглашающихся с каламом.
Все, кто не считает Коран прямой несотворённой речью Бога – немусульмане (джахмиты).
По мнению салафитов, ни один человек не имеет возможности толковать Коран. Признается только прямое прочтение священных книг, без малейшей попытки внести ясность в малопонятные вопросы, потому, что это идет от человека и не может быть верным. Только Аллах знает смысл всего.
Салафиты не рассуждают над смыслом Сунны, Корана и словами сподвижников Мухаммеда. Основная цель – борьба за восстановление Ислама в первозданном виде, без влияния внешних факторов. Категорически отвергаются малейшие нововведения в любой сфере жизни – от веры, до житейских мелочей.
Паломничество к святым местам считается поклонением мёртвым, обращение к пророкам и праведникам причислено к отрицанию единого Бога.
Любая попытка разделения исламского общества считается раскольничеством. Категорический запрет на разногласия среди мусульман. Все возникающие конфликтные ситуации должны решаться мирным путем, только с помощью Корана и Сунны Мухаммеда.
Салафиты убеждены, что все, кто не мусульмане, не придерживается их догм, в лучшем случае, «заблуждающиеся». В худшем – «неверные». Правила решения спорных вопросов мирным путем по «букве Корана», на них не распространяются.
В наше время салафизм тоже не является единым – делится на «радикалов», «умеренных», «истинных» и «отступников».
Именно в этой части и проявляетсо основное отличие обще суннитскокго течения от салафитского. Потому, что радикальное движение – ваххабиты, причисляют себя к приверженцам салафии и считают свое направление только религиозным.
«Классические» салафиты отрицают ваххабизм, как составную часть своего учения. Этот вопрос до сих пор вызывает споры, как среди мусульман, так и в остальной части мира.
Суфизм и его развитие
Суфизм – это мистическое направление в исламе, ориентированное на духовное развитие, постижение божественного и близкое отношение к Аллаху. Он подчеркивает личную духовную практику и поиск глубокого понимания веры.
Историю суфизма можно разделить на несколько этапов:
Возникновение (7-8 века): Суфизм начал свою историю в ранние годы ислама, во времена пророка Мухаммада и его ближайших последователей. В это время многие верующие искали глубокое понимание и близкое отношение с Аллахом. Эти ранние суфии практиковали аскезу, сосредотачивались на духовных поисках и стремились к духовной прозрению.
- Формирование (8-10 века): В этот период суфизм стал организовываться в братства и ордена. Ключевыми фигурами были аскеты и мистики, которые разработали первые суфийские практики и концепции. Важными орденами этого времени были мальматия и кадирия.
- Становление (11-13 века): Суфизм продолжал распространяться и приобретал большую популярность в мусульманском мире. Великие суфийские мастера, такие как Джалалуддин Руми и Ибн аль-Араби, стали известными фигурами и создали многочисленные произведения о суфизме. В это время сформировались такие ключевые концепции, как “таухид” (единство Аллаха), “тасаввуф” (суфизм) и “шейх” (духовный наставник).
- Интеллектуализация (14-18 века): В этот период суфизм столкнулся с критикой со стороны некоторых исламских ученых, которые считали его аскетическими практиками сомнительными. Это время также характеризовалось ростом исламской философии и размышлений о духовных практиках.
- Современный суфизм (19 век – настоящее время): Суфизм остается живым и важным в современном исламском мире. Суфийские ордена и шейхи продолжают привлекать верующих, предоставляя им духовное руководство и инструкции по пути к близкому отношению с Аллахом. Современный суфизм может принимать разные формы и ориентироваться на различные аспекты духовной практики.
Особенности суфизма
Суфизм, как мистическое направление в исламе, обладает несколькими особенностями, которые отличают его от других аспектов исламской традиции:
- Духовный опыт: Одной из главных особенностей суфизма является акцент на духовном опыте и индивидуальной близости к Аллаху. Суфии считают, что вера и религиозная практика должны быть не только формальными, но и основанными на личном, внутреннем опыте встречи с Богом.
- Любовь и преданность: Суфизм придает огромное значение любви к Аллаху и преданности Ему. Любовь к Богу считается мощным мотивирующим фактором для духовного роста и сближения с Ним.
- Дикр и медитация: Суфизм активно использует медитативные практики, такие как дикр (память о Боге), которые помогают сосредотачиваться на Аллахе и углублять духовную связь. Эти практики позволяют суфиистам переживать духовные состояния.
- Поиск духовной истины: Суфизм подчеркивает поиск духовной истины и понимания божественной реальности. Суфии ищут глубокое понимание и внутреннее осознание божественной истины через медитацию и контемпляцию.
- Шейх и духовное наставничество: В суфизме играет важную роль духовное наставничество. Ученики ищут руководство и духовное руководство у опытных мастеров, называемых “шейхами”. Шейхи помогают ученикам на пути духовного развития.
- Путь к Богу (тарика): Суфизм признает разные “пути к Богу” (тарика), которые представляют собой разные методы и подходы к духовному развитию. Каждый путь может быть адаптирован к личным наклонностям и потребностям верующего.
- Символизм и метафоры: В суфизме часто используется символизм и метафоры для передачи духовных истин. Суфийские тексты могут содержать множество символов и аллегорий.
- Аскетизм и отречение: Суфизм наставляет на отказ от мирских удовольствий и желаний в пользу духовных практик и развития. Аскетический образ жизни считается средством очищения души.
Малочисленные исламские направления
Шиизм и суннизм – не единственные современные течения ислама. Существует целый ряд других направлений, некоторые из которых вызывают серьезные споры как у самих идейных вдохновителей религии, так и у этнографов-исследователей. Стоит упомянуть друзов, которые изначально относились к шиитской ветви, но постепенно отходили от ее моральных и духовных ценностей.
Это вероучение зародилось в 11 веке. В настоящее время друзы называют себя единобожниками и верят в переселение душ. Они весьма специфически относятся к такому вопросу, как обман и притворство в вере, и считают, что друз, попав в окружение людей, исповедующих другую веру, может с легкостью сделать вид, что принимает ее. Это отступлением от истинной веры не считается. Кроме того, принять веру друзов, отказавшись от другой веры, невозможно – правил такого перехода не существует.
Кроме мирных направлений, имеются и радикальные течения в исламе, которые осуждаются самими мусульманами. К таким течениям можно отнести хариджизм. Его приверженцы отличаются нетерпимостью к представителям иных конфессий и, в основном, проживают в Омане. Кстати, так широко известное понятие «исламизм» не является течением. Это идеология, направленная не только на шариатское регулирование жизни мусульман, но и на установление шариатских норм во всех странах.
Основные различия между суннитами и суфиями
- Слово «суннит» происходит от «Ахль-ас-Сунна», что означает «люди традиции». Считается, что суфий возник после смерти Мухаммеда в 632 г. до н.э.
- Суннитские верования включают Ангелов, Единобожие, День Страшного Суда, Коран и некоторые Книги, Предопределение и Пророков. Суфий считается мистиком, который подчеркивает любовь и преданность Богу и сострадание к людям.
- Суннитские учения включают в себя страх перед адом. Суфий выступает за божественную и вечную любовь.
- У суннитов есть пять основных школ, связанных с теологией и правом. У Суфи есть для них много приказов.
- Сунниты практикуют следующие вещи, такие как Декларация веры, благотворительность, пост, молитва и паломничество. У суфиев есть следующие практики Анашид, Муракаба, Каввали, Сама, Зикр, Кружение Зиярат и т. д.
Рекомендации
- https://www.cambridge.org/core/journals/international-journal-of-middle-east-studies/article/sufi-response-to-political-islamism-alahbash-of-lebanon/1F2B854DD7B22FCEFF7F498E304CBB5E
- https://scholarlypublications.universiteitleiden.nl/handle/1887/17326
Шииты
Схема основных течений в Исламе
Шииты (от араб. شيعة шӣ‘а — приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата). По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.
Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)
Шииты-двунадесятники
Шииты-двунадесятники, иснаашариты или имамиты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также представленным и в других странах. Придерживаются в основном джафаритского мазхаба.
Исмаилизм
В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование.
После смерти в 1094 году фатимидского халифа аль-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов (восточных исмаилитов), поддерживающих приход к власти старшего сына аль-Мустансира — Низара, и на мусталитов, признающих имамом фатимидского халифа аль-Мустали. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины.
К ответвлениям исмаилитов относят друзов и карматов.
Зейдиты
Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённое на северо-востоке Йемена; также одна из ветвей — нуктавиты, распространены в Иране. Зейдиты по своим идеологическим воззрениям являются наиболее близкой группой к суннитам.
Гулат
Гулат (араб. غلاة ‘преувеличение’, мн. ч. араб. غلو гулув) — термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки Мухаммада по линии Али — шиитские имамы — обладают качествами божественности.
- Алевиты — верят, что Али был представителем бога, а не Мухаммад.
- Гурабиты (от араб. غراب ‘ворон’) — верили, что Али был внешне похож на Мухаммада, «как один ворон на другого», поэтому Джибриль ошибочно предоставил пророчество Мухаммаду.
- Алавиты (нусайриты) — верят в троицу ‘айн-мим-син, первые буквы от имен Али, Мухаммада и Сальмана Перса. В основном они проживают в Западной Сирии, а также в Северном Ливане и Турции.
- Дамийты — верят, что Али был богом, а Мухаммад его посланником.
- Базигиты — верили, что Шестой имам Джафар ас-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками.
- Йафуриты — верили, что некий Му’аммар из Куфы был богом.
- Кайсаниты — верили в имамат, который после смерти Хусайна ибн Али перешёл на Абуль-Касима Мухаммада ибн аль-Ханафию; после его смерти распались на несколько мелких групп.
- Ахл-е Хакк — крайнее шиитское эзотерическое учение, коренящееся в месопотамских течениях гулата и распространённое на западе Ирана и востоке Ирака преимущественно среди курдов.
Политическое и региональное распределение
В России сунниты являются преобладающей мусульманской группой. Они составляют около 90-95% всех мусульман в стране. Шииты в России представлены значительно меньшей долей и составляют около 5-10% мусульманского населения.
Политически сунниты и шииты в России сосуществуют и обычно не проявляют значительных конфликтов. Оба течения идентифицируют себя как мусульмане и придерживаются общих принципов и верований. Однако иногда между ними могут возникать разногласия по поводу религиозных практик и толкования исламского закона.
Распределение суннитов и шиитов по регионам России неоднородно. Большинство суннитов живет в различных регионах страны, включая Москву, Санкт-Петербург, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Шииты в основном проживают в регионах Кавказа, таких как Дагестан, Чечня и Ингушетия. В этих регионах шииты представляют существенную часть мусульманского населения. Однако и в остальных регионах России можно найти шиитские общины и организации.
Следует отметить, что в России также присутствуют другие течения и группы, отличные от суннитов и шиитов. Например, суфизм, который распространен среди многих российских мусульман. Суфизм является мистическим течением и подразделением ислама. Кроме того, в России можно найти и другие мусульманские группы, которые могут иметь свои уникальные верования и практики, отличные от основных течений.
Региональное распределение мусульман в России
Регион
Сунниты, %
Шииты, %
Москва
85
15
Санкт-Петербург
90
10
Урал
95
5
Сибирь
90
10
Дальний Восток
95
5
Дагестан
10
90
Чечня
15
85
Ингушетия
10
90
Таким образом, политическое распределение мусульман в России не строго соотносится с их региональным преобладанием. Столкновений между суннитами и шиитами в стране обычно не происходит, и они мирно сосуществуют друг с другом, придерживаясь общих принципов ислама.