Суннизм: основные принципы и вероисповедание

Суннизм

Алавиты(нусайриты) и алевиты(кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

IX век.

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов

Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты

Башар Асад, президент Сирии.

Суннитские термины

Термин ахлю сунна происходит из двух арабских слов «ахль» и «сунна». «ахль» с арабского означает группа людей, которая учувствует в одном деле или являются частью чего-то, например: Ахль уль-Байт, которых скрепляет родственная связь, или Ахлуль-Ислам, которых скрепляет одна вера в сердце. Слово «сунна» означает путь или чистую приемлемую традицию .

Значения термина сунна

Термин сунна имеет разные значения:

  1. желательное (мустахаб), совершение которого подразумевает награду, а за невыполнение нет наказания.
  2. действия, соответствующие поведению пророка (с). Антонимом этого слова является — нововведение.
  3. В первом и втором веках под сунной подразумевались дошедшая до нас устная традиция посланника Аллаха (с), через его сподвижников — асхабов и учеников сподвижников — табиинов.
  4. Сунна – это слово, действие или согласие пророка (с) у суннитов. У шиитов, слово, действие и согласие пророка (с) переданные или подтвержденные непорочными из рода пророка (с) .

История происхождения суннитов

В средние десятилетия второго века по хиджре ахлю сунне, противоречили асхабуль-рай, которые в правовых вопросах предавали больше значения мнению основанному на рациональных доводах, и следовали «асару» (наследие), то есть преданиям, содержащим в себе слова и поведения посланника Аллаха (с), сахабов и табиинов. Это течения получило название «асхабуль-хадис» (приверженцы хадисов). Так продолжалось пока во втором веке хиджры факих — правовед Шафии не установил в фикхе образцовый порядок и привёл источники права в книге «Ар-Рисаля». В этой книге он раскритиковал прежних факихов ахлю-асар, и исключил из понятия «сунна» слова сахабов и табиинов, ограничив сунну только хадисами от пророка (с).

После Шафии его ученик Ахмад бин Ханбал противостоял мутазилитам, отстаивая мнение, что Коран не является творением Аллаха (а является Словом Аллаха). Ахмад бин Ханбал стал ведущим ученым школы Ахлю — Хадис , и, не смотря на некоторые противоречия, продолжил путь Шафии. Сунну он толковал так: «сунной мы называем устное наследие посланника Аллаха (с). Основой сунны является приверженность практики сахабов — сподвижников пророка (с). Он считал мнение хадисоведов, мнением «ахлю сунны», а тех, кто ему противоречил он называл «нововведенцами». Ахмад бин Ханбал составил книгу «Основы сунны» и пользуясь покровительством Мутавакиля – аббаситского халифа, а также используя свои знания оставил после себя много значительных трудов на которые опираются сегодня догматико — правовой школы ахлю сунны . Дело дошло до того, что ахлю сунну или ахлю-хадис ограничили следованием Ахмаду бин Ханбалу, а мутакаллимов и мыслителей, сторонников рассудительно — рациональных методов, а также тех, кто хоть как-то пытался применить разумный довод в определении убеждений, исключали из рядов ахлю сунны. Подобных убеждений не было не у кого, кроме последователей асхабуль-хадис под предводительством Ахмада бин Ханбала .

В начале четвёртого века Абу-ль-Хасан Ашари в соборной мечети города Басры покаялся в том, что был мутазилитом и объявил себя последователем Ахмада бин Ханбала. Ашари принялся систематизировать убеждения суннитов по примеру Ахмада бин Ханбала, и в то же время на востоке Исламского мира с похожей концепцией выступил Абу Мансур Матурди Самарканди. В последствии эти двое стали имамами ахлю-сунны ва-ль-джамаа в науке «Калам» .

Ваххабиты

Одним из новых радикальных направлений в исламской религии выступают ваххабиты. Они на первый взгляд похожи на салафитов. Ваххабиты отрицают нововведения в вере, борются за концепцию единобожия. Они не приемлют всего, чего не было в первоначальном исламе. Однако отличительной чертой ваххабитов является их агрессивный настрой и свое понимание основных устоев мусульманской веры.

Такое течение возникло в 18-м веке. Это поборническое движение берет свое начало от проповедника Наджада Мухаммада Абдель Ваххаба. Он хотел «очистить» ислам от нововведений. Под этим лозунгом им было организовано восстание, в результате которого были захвачены соседние земли оазиса Аль-Катиф.

В 19-м веке ваххабитское движение было разгромлено Османской империей. Спустя 150 лет идеологию смог возродить Аль Саудов Абдельазииз. Он разбил своих противников в Центральной Аравии. В 1932 году им было создано государство Саудовская Аравия. При разработке нефтяных месторождений американская валюта потекла рекой в ваххабитский клан.

В 70-х годах прошлого столетия, во времена войны в Афганистане, были созданы салафитские школы. Они носили радикальный тип ваххабитской идеологии. Бойцов, которых готовили эти центры, назвали моджахедами. Это движение часто ассоциируется с терроризмом.

Сунниты

1. Адепты и распространение.

Суннизм является наиболее распространённым течением в исламе. Общее количество его последователей составляет 1млрд. 550 млн. человек, что составляет порядка 85 — 90% всех мусульман мира. Крупнейшие государства, где преобладают сунниты – Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Египет, Саудовская Аравия, Турция. Большая часть мусульман бывшего СССР, в том числе и России, также исповедуют ислам суннитского толка. К суннитам относятся как вполне миролюбивые религиозные течения, так и многие исламские фундаменталисты («Аль-Кайеда», ИГИЛ, «Талибан»).

2. Название.

На арабском языке полное наименование суннизма звучит как «ахль-ас-сунна валь-джамаа» (أهل السنة والجماعة) – «люди сунны и согласия общины». Сунна – сборник преданий о жизни и деятельности пророка Мухаммеда. Таким образом, первая часть данного арабского названия осмысливается как «следующие по пути пророка». Джамаа по-арабски означает «единство», что традиционно трактуется как признание миссии всех сподвижников Мухаммеда в развитии ислама.

3. История появления.

Истоки суннизма восходят к концу 7 – началу 8 веков, когда в результате борьбы за власть между первыми халифамив мусульманском обществе произошёл раскол. Как следствие политической и религиозной смуты, в исламе появляется большое количество местных течений и сект. В этих условиях ряд наиболее видных исламских богословов, таких как аль-Басри, ан-Нахаи, абу-Хани-аль-Куфи, попытались систематизировать религиозные знания, «очистив их от посторонних примесей». Как итог – в начале 8 века появился суннизм, как воплощение «традиционного ислама», противостоящего еретикам и раскольникам.

4. Идеология и обычаи.

Главными отличительными признаками суннизма являются: Признание шести сборников преданий о высказываниях и деяниях пророка (хадисов), составленных наиболее авторитетными учёными-мухаддисами, в качестве единственно достоверных источников. Признание единственно легитимными четырёх школ шариатского права (масхабов) — малакит, шафиит, ханафит, ханбалит. Признание трёх религиозных школ изучения и преподавания исламских догматов, как символов истинной веры (ахль-уль-асар, ашарит, аль-матуридийа). Признание правления четырёх первых халифов законным и праведным. Все остальные существующие в исламе догмы, учения и трактовки традиционный суннизм считает ересью и вероотступничеством.

Особое значение адепты суннизма придают сунне, которая наряду с Кораном является основным источником религиозных знаний. Высшим религиозным лидером у суннитов является халиф.

Религиозные убеждения суннитов

Сунниты (от люди сунны —
священное предание, рассказывающее о жизни Пророка) являются самым огромным ответвлением исламского мира. Общая численность составляет более 1,1 миллиарда
человек.

Религиозные убеждения суннитов
:

  • Коран является первоисточником источником духовных знаний, и является словом Аллаха.
  • Сподвижник и духовный лидер (халиф) выбирается среди людей, имеющих огромный авторитет в общине.
  • Не допускается выходить замуж за христианина или еврея. А вот жениться на представительницах любых религий можно.
  • Мольба происходит со скрещенными на груди руками 5 раз в день: на заре, полдень, вечер, заход солнца, перед сном.
  • Верят, что Аллаха можно увидеть в вечном мире
    .

Раздел мусульман на два лагеря, шиитов и суннитов, произошел после смерти Пророка Мухаммада
. Именно тогда, сунниты выбрали своим лидером тестя Мухаммада — Абу Бакра
. Он был одним из четырех лидеров суннитов, который следовал делам Пророка. Другая, малочисленная часть мусульман, выбрала в качестве своего духовного наставника зятя Пророка — Али ибн Абу Талиб.

Шииты и Сунниты — одни из десяток концессий мусульман, хоть и являются самыми крупными. Есть еще исламизм, друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. течения. Сейчас, странами
c
мусульманским
строем являются сорок государств мира
.

Представление в Исламе про душу человека и загробную жизнь
, ничем не отличается от христианских. Душа это сверхъестественная и бессмертная часть человека, которая может жить вне тела. Загробный мир состоит из:

  • Джанна
    (аналог Рая у христиан). Место (прекрасный сад), куда после смерти попадает душа мусульманина-праведника.
  • Джаханнам
    (подобие Ада) Неверные и грешники попадают в полыхающий огнем глубокий ров.

Но самое главное учение в Исламе состоит в том, что каждый мусульманин должен минимум один раз в своей жизни, посетить святыню мусульман — Мекку

. Если у человека нет денег, или ему мешают в совершении паломничества плохое физическое состояние (болезни, инвалидность), он обязательно должен направить в Мекку своего заместителя.

Сунниты будут допускать интерпретацию Корана

Сунниты, являющиеся одним из основных течений в исламской религии, применяют принципы толерантности и гибкости при интерпретации Корана. В отличие от других течений, в которых интерпретация Корана считается строго установленной и неизменной, сунниты признают возможность различных толкований и понимания священного текста.

Для суннитов важным является контекст и исторические обстоятельства, которые влияли на откровение Корана, и поэтому они могут предлагать различные интерпретации, основанные на этих факторах. Это позволяет адаптировать религиозные нормы к современным условиям и потребностям сообщества.

Гибкость в интерпретации Корана позволяет суннитам учиться и развиваться, учитывая современные научные и культурные достижения. Такой подход способствует обновлению религиозного понимания и адаптации к изменяющемуся миру.

Сунниты верят, что их религия не должна быть жестко ограничена одним толкованием Корана, а должна допускать разные точки зрения и диалог с другими верующими. Это позволяет создать более толерантное и открытое общество, где каждый может свободно выражать свои убеждения и идеи.

Пророк Мухаммед — основатель ислама

Как известно, до появления Мухаммеда на востоке было многобожие. После полученных от архангела Джебраила божественных посланий, Пророк стал проповедовать единобожие. Путь его был достаточно труден, ведь люди к новой религии отнеслись с недоверием. Первыми последователями Мухаммеда стали его жена Хадиджа, племянник Али и два вольноотпущенника Зайд и Абу-Бекр.

Дальнейшее обращение арабов происходило трудно. Первую публичную проповедь Мухаммед совершил в 610 году в Мекке. По историческим исследованиям, она содержала элементы иудаизма и христианства. Однако ее плюсом было то, что читалась она рифмой, что значительно облегчало ее восприятие для слушателей, в своем большинстве неграмотных.

К слову сказать, написанная с его слов Священная Книга — Коран — содержит библейские сюжеты, которые тщательно пересмотрены с точки зрения восточной традиции. Таким образом, ислам и христианство имеют точки соприкосновения, пусть и несколько отличаются в догматическом плане. Однако главный момент — единобожие — присутствует в обоих.

После переселения Мухаммеда в Медину, он постепенно добавлял новые аспекты в свою религию, что вскоре и привело к обособлению ислама от иудаизма и христианства. Минусом в развитии мусульманства стало то, что после смерти Пророка, началась борьба за власть. Все это привело к тому, что последователи разделились на два лагеря — суннитов и шиитов. Такая ситуация сохраняется и по нынешнее время, только политическое разделение повлекло за собой еще и теологическое (правда, небольшое).

История возникновения суннизма

При жизни пророка Мухаммеда и правлении трех Праведных халифов (Абу-бакры, Умара и Усмана) община (умма) сохраняла единство. После того, как в 656 г. халиф Усман был убит, начался раскол, усугубившийся в период конфронтации Али с лидером династии Омеядов – Муавией.

Расширение халифата за счет других народов привело к развитию сектантских и крайних течений, и, в итоге, к расколу в обществе. Против сектантства начала вестись активная борьба во главе с Хасаном аль-Басри. Халиф систематизировал “умеренные” убеждения суннитов, критиковал методы властвования Омеядов, выступив против их тирании.

Именно он впервые употребил понятие «ахль аль-сунна» и другие для определения единой чистой веры и умеренного пути шиитов. Официально это название было введено Ибн Сирином и стало ассоциироваться с правоверным большинством мусульман. Объединяющий термин «ахль ас-сунна валь-джама‘а» стал распространяться среди преобладающего числа верующих, которые следовали по пути Мухаммеда и его сподвижников.

Мусульманам-суннитам удалось сохранить единство уммы, противостоять сектантам при попытке извратить исламское учение и добавить к нему новые элементы, противоречащие священному писанию. Однажды Пророк предсказал раскол общины на множество сект и спасение группы мусульман (наджия), члены которой станут истинными суннитами.

Теоретическая основа ислама у суннитов образовалась благодаря дискуссии с представителями шиизма, хариджизма, мутазилизма и философскими школами. Сейчас наблюдается разница между суннитами, так как учение проповедуют ашаризм, матуридизм и асария (салафия).

Военные действия между течениями

Война суннитов и шиитов долгое время сдерживалась. Да, были многочисленные столкновения, однако это никогда не выливалось в большую резню мирного населения, с большим количеством жертв. Долгое время эти два течения мирно уживались друг с другом. Новый всплеск нетерпимости начался в 1979 году, когда произошла Исламская революция в Иране.

С тех пор войной разных направлений в исламе заняты многие страны, где жителями являются мусульмане. К примеру, в Сирии противостояние длится уже долгое время. Все начиналось как борьба между действующим правительством и оппозиционерами, а переросло в кровавый конфликт между суннитами и шиитами. Так как в Сирии больше мусульман первого течения, а правительство было из второго, то совсем скоро это стало иметь большое значение. Помимо того, правящую верхушку данного государства поддерживает Иран, шииты в котором являются большинством.

Также следует сказать и о Пакистане, где в последнее время религиозная вражда направлена практически на всех иных представителей религиозных течений. Радикальным силам в стране не по вкусу не только пакистанские шииты, но и христиане, и другие конфессии, которые представлены в этом государстве. Ведь само оно было образовано для всех мусульман (считая и меньшинства, которые проживали на тот момент на территории).

Следует отметить и непрекращающийся конфликт на территории Ирака. Только в 2013 году в государстве погибло больше шести миллионов мирных жителей. Считается, что это самая большая цифра за последние пять лет. Еще нужно сказать о войне в Йемене, где значительная часть населения — шииты.

Как видно, в конфликте находится очень большое количество территорий и стран. Однако действительно ли все так просто? На самом ли деле это естественный ход событий? Возможно, это кому-то выгодно? Ведь война всегда — это чьи-то интересы, причем, не всегда государственные. Зачастую конфликт нужен тогда, когда всплывают меркантильные желания власть имущих. Ведь до сих пор все войны на востоке не урегулированы, продолжаются столкновения с радикальными группировками, в странах имеется большое количество оружия, которое широко применяется.

Сунниты уважают традиции предков

Уважение к традициям в суннизме приводит к тому, что сунниты стремятся сохранить и передать своим потомкам все то, что было накоплено их предками. Они считают, что эти традиции обогащают их жизнь, помогают им лучше понимать свою веру и укрепляют их связь с прошлым.

Традиции предков охватывают различные сферы жизни суннитов, начиная от ритуалов и молитв, заканчивая семейными обычаями и социальными нормами. Сунниты стремятся соблюдать эти традиции и передавать их дальше, чтобы сохранить свою идентичность и прочные корни в исламе.

Уважение к традициям предков у суннитов проявляется в их обычаях и поведении. Они пытаются соблюдать все то, что было установлено их предками, и стараются не нарушать эти обычаи. Они считают, что это помогает им быть более близкими к своей вере и наследию.

Салафиты

Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.Что обозначает название

Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло

Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев

По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания

Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи

Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители

Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю

К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане»

Особенности суннизма

Суть учения суннитов в обязательном следовании сунне Пророка, его поступкам и высказываниям, соблюдении традиции, участии уммы (общины) в выборе своего лидера – халифа.

Главные признаки суннизма – это признание:

  • достоверности шести величайших сборников хадисов – источников сообщений о высказываниях, действиях и помыслах пророка Мухаммеда;
  • четырех юридических школ – мазхабов (маликитская, шафиитская, ханафитская и ханбалитская);
  • три школы акиды – мусульманского фонда догматов, идей и представлений (асаритская, ашаритская и матуридитская);
  • законности правления Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (Праведных халифов).

В отличие от шиизма суннизм обладает более конкретным содержанием, учит следовать жизненному пути пророка Мухаммеда. Шииты же только признают правопреемство потомками Али как светского и духовного главы общины.

Суннизм — часть исламской религии

Суннизм является одной из основных ветвей ислама, которая почитает примеры и наставления пророка Мухаммада. Суннизм считается самой распространенной формой ислама и отличается от шиитской веры. В этом разделе мы рассмотрим основные принципы суннизма и его отличия от шиитского ислама.

Основные принципы суннизма

  1. Поклонение Аллаху: Поклонение всемогущему Аллаху считается основой суннитской веры. Верующие совершают молитвы пять раз в день и стремятся следовать предписаниям Корана и примеру пророка Мухаммада.

  2. Традиции пророка Мухаммада: Сунниты привержены традиционным обычаям и наставлениям, оставленным пророком Мухаммадом. Они считают, что эти традиции, называемые сунной, являются важным источником религиозной мудрости и понимания.

  3. Общность учения: Сунниты соблюдают общие учения и какое-то разделение на различные школы или мазхабы, каждая из которых следует немного отличным подходом к исламскому праву.

Отличия суннизма от шиитского ислама

Хотя суннизм и шиитство — это обе ветви ислама, у них есть некоторые различия в верованиях и практиках. Основные различия между суннизмом и шиитством включают:

  • Лидерство: В суннизме лидер выбирается обществом и считается политической и религиозной властью, в то время как в шиитстве лидер должен быть прямым потомком пророка Мухаммада и обладать религиозной властью.

  • Источник власти: Сунниты считают, что власть должна быть основана на согласии мусульманского общества, в то время как шииты считают, что лидер должен быть назначен Аллахом и его Настоящим Имамом.

  • Подход к религиозным практикам: У суннитов и шиитов есть некоторые различия в практиках, таких как подход к молитвам, праздничным дням и посту.

Заключение

Суннизм является одной из двух главных ветвей ислама и имеет свои уникальные особенности и принципы веры. Верующие сунниты стремятся следовать правилам, установленным Кораном и примеру пророка Мухаммада. Они также отличаются в некоторых верованиях и практиках от шиитского ислама.

Эскалация конфликта

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.

Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном.

Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое.

Так, ирано-иракский конфликт рассматривался с позиции «войны персов и арабов», а для США, вторгнувшихся в Ирак в 2003 году, это был вопрос поддержки шиитского меньшинства «угнетенного» суннитским режимом Саддама Хусейна. Пройдет время и уже шиитский Иран окажется главной угрозой для американского Госдепартамента.

Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен. Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии.

В свое время имам Хомейни заметил: «Вражда между суннитами и шиитами – это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого – тот не суннит и не шиит».

« Наина Ельцина: в чем подозревали супругу первого президента России

Оцените статью