Сунниты: основные принципы и вероисповедание

Сунниты Суннизм

Салафиты

Является одним из наиболее радикальных течений в суннизме. Последователи его активно выступают за «чистый ислам» и борьбу с «неверными», к которым они традиционно причисляют и своих оппонентов и внутри мусульманского сообщества. Понятие салафизм весьма расплывчато: в наиболее широком смысле, это обобщённое название для всех фундаменталистских направлений суннизма.

1. Адепты и распространение.

Салафизм в чистом виде более всего распространён на Ближнем Востоке – в Египте, Саудовской Аравии, Ираке, Ливии, Секторе Газа и Сирии. В России пик активизации салафитского движения пришёлся на годы конфликта в Чечне (1994 – 2009 гг.). Число его сторонников в мире значительно возросло в начале третьего тысячелетия, что проявляется в активизации ряда радикальных религиозно-политических организаций, идеологически тесно связанных с салафизмом: «Аль-Кайеда», ИГИЛ, «Джебхат-ан-Нусра», «Братья мусульмане», «Боко Харам», «Хамас», и т.п.

2. Название.

Салафия (سلفية) переводится с арабского как «предки», что связано с их борьбой за возврат к «вере праведных предков».

3. История возникновения.

Идеи салафизма, как призывов к возвращению «чистого ислама» можно усмотреть ещё в конце 7 века, во времена большого раскола мусульманской уммы (сообщества). В 18 — 19 веках идеи салафизма были взяты на вооружение борцами за национальное освобождение арабов от европейской и турецкой экспансии. Первоначальная, «не испорченная» вера предков пропагандировалась салафитами как основа побед армий «праведных халифов» над своими врагами.

Но в целом салафиты достаточно снисходительно относились к религиозным особенностям различных течений ислама. В ходе преследования властей, многие салафитские проповедники вынуждены были бежать на родину пророка — в Саудовскую Аравию. В итоге салафия тесно переплелась с господствующим там ваххабизмом, вобрав в себя многие его радикальные положения, превратившись в довольно экстремистское и непримиримое течение.

4. Идеология и обычаи.

Главное положение, на котором основана салафия, это тахиуд – вера в единого Бога. Кратко тахиуд выражается изречением «Нет Бога кроме Аллаха». Главной сферой деятельности салафитов является борьба за очищение веры от различных нововведений. Истинный ислам для них – это вера, бытовавшая во времена Мухаммеда и четырёх «праведных халифов». Все же остальные наслоения и традиции салафиты называют «бида» — ересь.

Так, салафия запрещает совершать паломничество к могилам мусульманских святых, в том числе и к мавзолею Мухаммеда, обосновывая это как возрождение культа усопших. В салафии запрещено обращаться с молитвами или просьбами о заступничестве к пророку или иным святым, поскольку «на всё на земле есть воля Аллаха», и только ему дано управлять судьбой человека. Салафиты отрицательно относятся к любым мусульманским философским или правовым школам, считая их попытками переосмысления, искажения положений Корана.

К примеру, салафиты крайне отрицательно относятся к попыткам суфиев философского постижения Корана и сунны. Между тем, салафия не является однородным течением. Внутри неё имеются как фундаменталистские организации, действующие методами террора, так и миролюбивые направления, отрицающие всякое насилие. К числу последователей мирной борьбы за чистоту ислама, с помощью проповеди и убеждения, относятся салафиты-пуристы.

Вопрос вождения

Зона распространения ислама: преимущественно суннитская территория в зеленом цвете

Распространение исламских религиозно-правовых школ в мире

) с хорошей моралью, достаточной доктриной и здоровым телом и разумом может получить доступ к политическому и духовному руководству (однако не строго религиозному) Сообщества . Тот факт, что он был мужчиной, мекканцем или, по крайней мере, арабом , был предпочитаемым, но не обязательным элементом. С этой точки зрения, суннизм, таким образом, решительно отверг утверждение харигитов о том, что лидерство в исламском обществе было зарезервировано для лучших из верующих: качество, которое трудно идентифицировать и еще труднее поддерживать, потому что простой грех, даже если и не серьезный. , лишило бы его этого качества имама («руководителя», но понимается здесь как синоним халифа ), в результате чего он лишился бы своей верховной должности.

Политические разногласия маскировались теологической дискуссией о том, кого можно квалифицировать как мусульманина, и о природе греха, способен ли он привести к потере статуса верующего. Традиционное суннитское упоминание халифата является примером « хорошо управляемых халифов », то есть первых четырех после Мухаммада ( Абу Бакр , Умар ибн аль-Хаттаб , Осман и Али ). Следует отметить, что все четверо были избраны (узким кругом знати) и поэтому суннизм имел бы в теории, если не всегда на практике, склонность к демократии (см. Исламская демократия , существующая в суннизме в Тунисе , Пакистане , Бангладеш , Малайзия , Сенегал , Мавритания , Индонезия , Бахрейн , Иордания , Кувейт , Марокко , Косово , Кот-д’Ивуар и с другими исламскими конфессиями или другими религиями в Ливане , Албании , Боснии и Герцеговине , Северной Македонии и Ираке ).

С года суннитские страны ссылаются на Организацию исламского сотрудничества (которую некоторые считают наследницей халифата, с халифом генеральным секретарем) для защиты ценностей ислама, суннитские демократические с года — на Парламентский союз государства-члены ОИС .

Священные места

Священными местами суннизма являются для первых трех мест те же, что и у шиитов и хариджитов ( т . Четвертое место занимает исламский университет аль-Азхар в Каире (конкретно его мечеть ) в Египте . Далее следуют другие места (без единодушного согласия и без определенного порядка предпочтения, но рассматриваемые наравне с аль-Азхаром), в том числе мечеть Омейядов в Дамаске , Сирия , Великая мечеть Кайруана (номинально посвященный Сиди Укба б.Нафи’ ) в Тунисе , Гробница Патриархов (или Усыпальница Авраама) в Хевроне , Бухара в Узбекистане , Эйюп (район Стамбула) и Аясофья в Стамбуле в Турции , затем Харар в Эфиопии .

Сравнение суннизма с другими исламскими течениями

Суннизм, как одно из основных течений ислама, имеет свои отличительные особенности и существенные различия с другими направлениями. Наиболее известным течением, противостоящим суннизму, является шиизм.

Суннизм:

Приверженцы суннизма признают первых четырех калифов (Абу Бакр, Умар, Утман, Али) легитимными правителями мусульманского сообщества.
Они считают, что их вероучение основано на соблюдении сунн и примеров, установленных пророком Мухаммедом.
Многие суннитские мусульмане принимают сунну, как второй источник после Корана, и уделяют внимание хадисам (рассказам и действиям пророка Мухаммеда).
Сунниты образуют преобладающую мусульманскую группу во всем мире, и суннизм является официальным направлением ислама в большинстве мусульманских стран.

Шиизм:

  • Шииты считают, что право на лидерство мусульманского сообщества принадлежит потомкам пророка Мухаммеда (имамам). Они признают только Али и его прямых потомков.
  • Шииты верят в то, что их правители наделены особыми духовными и священными качествами.
  • Шиизм отличается от суннизма в некоторых ритуалах, праздниках и обычаях.
  • Шииты составляют значительную часть мусульманского населения в ряде стран, включая Иран, Ирак, Бахрейн и ряд других стран на Ближнем Востоке.

Кроме суннизма и шиизма, в исламе существует также ряд других течений, таких как суфизм, ханафиты, маликиты, шафеиты и ханбалииты. Каждое из этих течений имеет свои особенности, методы толкования и законов. Однако все они признают Коран и пророка Мухаммеда как свои основные источники вероучения.

Роль суннизма в исламском сообществе

Суннизм является самой распространенной ветвью ислама, составляя около 85-90% всех мусульман в мире. Сунниты проживают во многих странах, и их сообщество играет важную роль в исламской и мировой политике.

Суннизм также остается ключевым источником религиозного образования и духовной практики для многих мусульман. Крупные исламские учебные заведения и мечети, где обучаются и проповедуют суннитскому исламу, являются центром развития и распространения суннитских учений.

Однако, в современном мире суннизм стал предметом различных интерпретаций и внутренних конфликтов. В ряде стран, включая Саудовскую Аравию, Египет и Пакистан, сунниты играют ключевую роль в политике и общественной жизни. Однако, эти политические и культурные различия могут приводить к напряженности и конфликтам как внутри суннитского сообщества, так и между различными религиозными группами.

Причины разногласий между шиитами и суннитами

Одна из основных проблем современного ислама – это конфликт шиитов и суннитов. Их несходства во взглядах стали еще более заметными на фоне событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке.

Главное различие между этим двумя течениями заключается в разнице взглядов на вопросы, касающиеся источников власти. Сунниты во всем мире считают, что правителей должна выбирать мусульманская община, опираясь при этом на традиционные подходы. Что же касается шиитов, то они стоят на позициях выбора власти по принципу родства и наследия.

По мнению первых, община должна следовать тем предписаниям, которые занесены в Сунну и Коран, и исходить из них, выбирая правителей. В противовес им шииты полагают, что власть должна передаваться по наследству, а воля Всывышнего Аллаха приходит не столько из Священных писаний, сколько через имама, являющегося прямым потомком пророка Мухаммеда. При этом шиитские богословы сегодня ожидают пришествия последнего 12 имама, и в ожидании его представляют власть в общине.

Еще одно различие между суннитами и шиитами касается вопроса разделения власти. Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника (например, в Иране – аятолла).

Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию.

О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. Суннизм исповедуют почти 90% всех правоверных мусульман, это свыше 1,5 миллиарда человек. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну – это Йемен, Ирак и Сирия.

Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться.

Оцените статью