Знакомство с суннитской верой: распространение в мире

Сунниты и шииты: в чем отличия? - русская семерка Суннизм

Основные различия между суннитами и шиитами

  • Этимология: Слово «суннит» происходит от арабского слова «Сунна», которое означает «путь» или «правило». Слово «шиит» происходит от арабского слова «Шииа», что означает «партия» или «группа».
  • Убеждения: Основным различием между суннитами и шиитами является их отношение к преемственности власти после смерти пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что последователь пророка должен быть избран по шуре (совету мусульманской общины), в то время как шииты считают, что пророк передал власть своему зятю и кузену Али и что власть должна принадлежать его потомкам.
  • Иерархия: В исламе нет централизованной церковной иерархии, но шииты имеют своих духовных лидеров, которых они называют имамами. Сунниты же придерживаются принципа коллегиального управления и обычно не признают особого духовного лидера.
  • Представители: Большинство мусульман в мире являются суннитами — около 85-90%. Шииты составляют примерно 10-15% мусульманской общины и преимущественно проживают в Иране, Ираке, Ливане и Бахрейне.
  • Обряды: Шииты и сунниты исповедуют разные обряды и праздники. Например, сунниты празднуют Эйд аль-Фитр и Эйд аль-Адха, в то время как шииты особое значение придают празднованию мухаррама и ашуры.

Хотя сунниты и шииты различаются по некоторым вопросам вероучения и практики, их основные ценности и принципы ислама остаются общими для всех мусульман.

Основные различия между суннитами и шиитами

1. Принцип власти и преемственности

Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов — Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.

2. Особая роль имама Али (р.а.)

Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана — призыва на молитву — шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)

Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка (с.г.в.), что содержатся в 6 сборниках: Бухари, Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи, Ибн Маджи. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка (с.г.в.). У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.

Сунниты, шииты, алавиты, – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.

Юридические школы

Великая мечеть Кайруан (также называемый Oqba Ибн Нафи мечеть), основанный в 670 году , является колыбелью суннитского ислама в мусульманском Западе , и это был учебный центр для первых поколений мусульманских ученых в этой области. Расположенный в Кайруан в Тунисе , он был также, с IX — го  века, репутация является одним из наиболее важных образовательных центров Малики юриспруденции.

Четыре школы права ( мазхаб ) разошлись по вопросам юриспруденции, но единодушны в основах веры ( Акида ), а именно в Коране и Сунне Мухаммеда в соответствии с пониманием его сподвижников . Эти два источника имеют фундаментальное значение только для суннитов.

Четыре школы признают друг друга действительными и истинными, и различия между ними относительно невелики.

Ханафи школы из Абу Ханифа Аль-Нуман ибн Сабит  : он является самым старым и самым распространенным из школ, созданных , когда религиозные времени, современники пророка, решили переехать в Куфе в Ираке. Это наиболее открытая школа с точки зрения вычетов, поскольку она настаивает на свободе мнений, личных суждений и поиске наилучшего решения (на индивидуальной основе, в зависимости от удобства момента и справедливости). Следовательно, по крайней мере на начальном этапе, есть определенное пространство для интерпретационного маневра

Обряд подчеркивает важность текстов и традиций. Постепенно эта школа потеряет способность к инновациям, и понятие иджтихад (интерпретация) уступит место понятию таклид (подражание, традиция)

Ханафитская школа распространена в основном среди турецкого , индо-пакистанского , афганского и китайского народов и Леванта (Сирия и Ливан).

Malikite школа была основана Малика ибн Анаса , основывая правовую теорию на Medina обычаи в то время , когда Мухаммед жил там. Он существенно отличается от трех других школ источниками, которые используются для определения прецедентного права. В то время как четыре школы используют Коран, сунну, а также иджму (консенсус экспертов) и аналогии ( кийас ), в маликизме также используются практики жителей Медины ( Амаль ахл аль-медина ) времен Мухаммеда как источники юриспруденции ( фикх ). Это важное место, отведенное обычаям, способствовало принятию народных обычаев, отвергнутых другими течениями. Интерпретация ( иджтихад ), рекомендуется первый есть (некоторые правоведы) закрыла X — го  века. Школа в основном распространена в Северной Африке и Западной Африке, а также в меньшинстве в Сирии и Объединенных Арабских Эмиратах . Значительное маликитское меньшинство также присутствует в священных городах Мекки (откуда происходит знаменитый имам Мухаммад ибн ‘Алави аль-Малики аль-Макки ) и Медине. Мусульманская Испания ( Аль-Андалус ) была оплотом маликского суннизма. Однако он по-прежнему присутствует на Западе, особенно в Западной Европе и США.

Chafeite школа из Мухаммада ABU Абдаллах бен Идрис ас-šāfi`ī , потомок племени курайшитов, из которого Мухаммад также приходит, представляет собой компромисс между двумя предыдущими школами. Эта школа ценит сунну как источник закона и настаивает на консенсусе всего сообщества, но точка зрения ученых побеждает, тем самым отвергая личное мнение. Особенно широко он распространен в Египте , Аравии , Йемене , Кувейте , Индонезии , Малайзии , Вьетнаме , Филиппинах и Таиланде .
Школа Ханбали вдохновлена ​​имамом Ахмадом ибн Ханбалом (умер в 855 г.). Это по преимуществу считается традиционалистской школой. На большинстве жителей Аравийского полуострова, в частности в Саудовской Аравии , школа ханбалитов оказывала и продолжает оказывать важное интеллектуальное влияние.

Для развития мусульманского права сунниты соглашаются с четырьмя источниками права: Коран , книга, открытая пророку ислама Мухаммеду; в хадисах (формирование Сунны ), которые уточняют и дополняют Коран; затем консенсус мусульманских юристов и, наконец, аналогичные правовые рассуждения ( кийас ).

Государства Южной Азии с мусульманским населением

  • Афганистан: большинство населения Афганистана исповедует ислам, причем примерно 80% граждан страны являются суннитами, а около 19% — шиитами. В стране также проживают и представители других религий, но мусульмане составляют основную часть населения.
  • Бангладеш: ислам является государственной религией в Бангладеш, где проживает большое число мусульман. Примерно 90% населения исповедуют суннитский ислам, а остальные 10% — шииты и представители других направлений ислама. В Бангладеш также проживает значительное число хиндуистов и буддистов.
  • Индия: Индия — это многонациональное и многоконфессиональное государство. Однако население Индии также включает мусульман, преимущественно суннитов. Они составляют примерно 14% от общего населения страны. В Индии также проживают христиане, сикхи, буддисты и представители других религий.
  • Мальдивы: Ислам является государственной религией на Мальдивах. Все граждане Мальдивов должны исповедовать ислам, и другие религии недопустимы. Мальдивы являются одной из самых мусульманских стран в мире, где ислам играет ключевую роль в общественной и политической жизни.
  • Пакистан: Пакистан — страна, основанная на основах ислама. Ислам является государственной религией, и большинство населения Пакистана исповедует ислам. Пакистан расположен в регионе Южной и Центральной Азии, и его культура и общество тесно связаны с мусульманским наследием и традициями.
  • Сри Ланка: население Шри-Ланки включает мусульман, представители которых составляют около 10% от общей численности населения страны. Большинство мусульман Шри-Ланки являются тамильскими, и они представляют основную мусульманскую общину в стране. Ислам является второй по численности религией в Шри-Ланке после буддизма.

Это лишь небольшой перечень государств Южной Азии с мусульманским населением. Каждая из этих стран имеет свою специфическую историю, множество культурных традиций и значимость ислама в общественной жизни.

Оцените статью