Различия в суннизме и шиизме: направления и особенности

Течения в суннизме и шиизме Суннизм

Чем отличаются эти течения

Главным отличием рассматриваемых направлений ислама считается способ избрания власти, а также отношение к ней. Сунниты воспринимают имама как духовное лицо, которое является главным в мечети.

Шииты имеют к этому совершенно иное отношение. По их религии, имам считается духовным лидером, который занимается не только верой, но и вопросами политики. Это лицо стоит над государственными органами. Оно обязательно должно быть потомком пророка Мухаммеда.

По религиозным взглядам

Сунниты чтут только пророка Мухаммеда. Отличием шиитов считается то, что они поклоняются и его двоюродному брату Али. Сунниты чтят весь текст сунны, а шииты – лишь ее часть, которая относится к самому пророку и членам его семьи.

По истории появления

Раскол мусульман на два религиозных направления был связан с политическими факторами. Во второй половине седьмого века после завершения правления халифа Али в Арабском халифате появились споры относительно того, кто должен занять его место. Шииты считали, что власть должна перейти к его потомкам.

Другие последователи ислама не хотели наделять род исключительными привилегиями и предлагали выбрать другую кандидатуру. Свою позицию сторонники этой теории объясняли выдержками из сунны. Именно поэтому их стали называть суннитами.

По численности сторонников

Кого из мусульман больше? Этот вопрос интересует многих. Большая часть представителей религии принадлежит к суннизму. По разным подсчетам, их доля составляет 85-90 %.

По прочим факторам

К другим отличиям между суннитским и шиитским направлениями ислама относят следующее:

  1. Крупнейшие мусульманские праздники – Ураза-байрам и Курбан-байрам – обе ветви ислама отмечают одинаково. При этом празднование дня Ашура отличается. В шиизме этот день считается поминальным.
  2. Представители этих религий отличаются отношением к временному браку. Шииты считают его нормальным, тогда как сунниты воспринимают эту меру незаконной, поскольку пророк Мухаммед отменил эту норму.
  3. Существуют отличия в местах традиционного паломничества. Сунниты предпочитают совершать их в Медину и Мекку, которые расположены в Саудовской Аравии. В шиизме чтят Кербелу и Эн-Наджаф, которые находятся в Ираке.
  4. Суннитам требуется совершать 5 намазов в день. В шиизме достаточно 3 молитв.

Шииты

Шииты — это один из двух главных направлений в исламе, второе — сунниты. Шииты составляют около 15% мусульманской общины и в основном проживают в Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. Их основная разница с суннитами заключается в том, кто должен был стать последним пророком в исламе.

Шииты считают, что Имам Али, кузен и зять Пророка Мухаммада, должен был стать представителем исламской веры после Мухаммада. В то время как сунниты считают, что должен был стать первым калифом Абу-Бакр, друг и верный сподвижник пророка Мухаммада.

Шииты отличаются своими обрядами и практиками. Они склонны к более славному оформлению своей молитвы и попросту не делают несколько действий, которые сунниты считают обязательными. Также в шиитском изламе имеются свои великие годовщины в честь мучеников, в то время как у суннитов это не распространено.

В современном мире шииты eсть втянуты во многие конфликты и имеют много противоречий с суннитами. Особенно сильные противоречия наблюдаются между иранским шиитским правительством и саудовскими суннитскими властями. Эта борьба между суннитами и шиитами может привести к кризисам в различных регионах мира, особенно там, где у них есть свои общины.

Эскалация конфликта

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.

Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном.

Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое.

Так, ирано-иракский конфликт рассматривался с позиции «войны персов и арабов», а для США, вторгнувшихся в Ирак в 2003 году, это был вопрос поддержки шиитского меньшинства «угнетенного» суннитским режимом Саддама Хусейна. Пройдет время и уже шиитский Иран окажется главной угрозой для американского Госдепартамента.

Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен. Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии.

Салафиты

Сунниты породили множество направлений внутри своей религиозной группы, к которой принадлежат самые разные мусульмане. Салафиты являются одной из таких организаций.

Они сформировали свои основные взгляды в 9-14-м вв. Их основным принципом идеологии считается следование образу жизни предков, которые вели праведное существование.

Во всем мире, в том числе и в России, насчитывается около 50 миллионов салафитов. Они не приемлют никаких нововведений относительно трактовки веры. Это направление еще называют фундаментальным. Салафиты верят в единого Бога, критикуют другие мусульманские течения, позволяющие себе совершать трактовку Корана и Сунны. По их мнению, если какие-то места в этих святынях непонятны человеку, они должны приниматься в том виде, в каком представлен текст.

В нашей стране мусульман этого направления насчитывается около 20 миллионов человек. Безусловно, салафиты в России также проживают небольшими общинами. Большее неприятие у них вызывают не христиане, а «неверные» шииты и производные от них течения.

Малочисленные исламские направления

Шиизм и суннизм – не единственные современные течения ислама. Существует целый ряд других направлений, некоторые из которых вызывают серьезные споры как у самих идейных вдохновителей религии, так и у этнографов-исследователей. Стоит упомянуть друзов, которые изначально относились к шиитской ветви, но постепенно отходили от ее моральных и духовных ценностей.

Это вероучение зародилось в 11 веке. В настоящее время друзы называют себя единобожниками и верят в переселение душ. Они весьма специфически относятся к такому вопросу, как обман и притворство в вере, и считают, что друз, попав в окружение людей, исповедующих другую веру, может с легкостью сделать вид, что принимает ее. Это отступлением от истинной веры не считается. Кроме того, принять веру друзов, отказавшись от другой веры, невозможно – правил такого перехода не существует.

Кроме мирных направлений, имеются и радикальные течения в исламе, которые осуждаются самими мусульманами. К таким течениям можно отнести хариджизм. Его приверженцы отличаются нетерпимостью к представителям иных конфессий и, в основном, проживают в Омане. Кстати, так широко известное понятие «исламизм» не является течением. Это идеология, направленная не только на шариатское регулирование жизни мусульман, но и на установление шариатских норм во всех странах.

Шиитская точка зрения

Шииты являются сторонниками более толерантного и открытого подхода к другим верованиям и культурам, в том числе к иноверцам. Верования шиитов основаны на принципе относительности и понимании разнообразия. Они утверждают, что каждый человек имеет право на свободу мысли, веры и выражение своей религиозной идентичности.

Шиитские источники нередко подчеркивают важность мирного сосуществования и терпимости. Они указывают на примеры Пророка и его наставлений, которые призывают к уважительному обращению с не-мусульманами

В шиитской традиции отношение к иноверцам определяется понятием «ахлюль-китаб», что можно перевести как «народ книги». Этим термином обозначаются приходчане других религий, включая христианство и иудаизм, которые признаются в исламе и считаются особыми субъектами в обществе мусульман.

Исмаилиты

1. Адепты и распространение.

На настоящий момент в мире насчитывается около 15 миллионов исмаилитов, являясь одним из крупнейших шиитских направлений. Проживают в основном на территории Ирана, Ирака, Средней Азии, а также на юге Саудовской Аравии.

3. История возникновения.

Возникновение исмаилизма восходит к 765 г., когда шестой имам шиитов лишил своего сына, Исмаила, права наследовать духовную власть. Причиной послужили радикальные настроения наследника, стремившегося вступить в борьбу за власть с Омейядскими халифами. В результате в среде шиитов произошёл раскол: наиболее радикальные признали своим имамом Исмаила. Расцветом исмаилизма принято считать 10 – 12 века, когда на территории Египта существовало государство исмаилитов со столицей в Каире, а сама религиозная доктрина распространилась от Афганистана и Средней Азии до Магриба.

4. Идеология и обычаи.

Данное течение во многом вобрало в себя фрагменты соседних религий и культов: зороастризма, христианства, иудаизма. Главным отличием исмаилитов от остальных шиитов заключается в принятие ими догмы о божественной сущности всех шести пророков, от Адама и Авраама до Иисуса и Мухаммеда. По представлению исмаилитов, Аллах вселил в сущность каждого из них часть своей божественной сути. В качестве мессии они признают не имама Махди, а своего основоположника Исмаила.

Интересные факты об Исламе

Раздел мусульман на два лагеря, шиитов и суннитов, произошел после смерти Пророка Мухаммада. Именно тогда, сунниты выбрали своим лидером тестя Мухаммада – Абу Бакра. Он был одним из четырех лидеров суннитов, который следовал делам Пророка. Другая, малочисленная часть мусульман, выбрала в качестве своего духовного наставника зятя Пророка – Али ибн Абу Талиб.

Направление ислама

Страны, где среди населения преобладают представители одного движения

Шииты

Иран, Азербайджан, Ирак, Бахрейн.

Значительное количество (около 30% от всего населения) – Ливан и Кувейт.

Сунниты

Самые большие страны — Сирия, Турция, Узбекистан, Саудовская Аравия, Алжир, Египет.

Шииты и Сунниты – одни из десяток концессий мусульман, хоть и являются самыми крупными. Есть еще исламизм, друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. течения. Сейчас, странами c мусульманским строем являются сорок государств мира.

Географическое положение

Самые крупные представители

Европа

Албания

Африка

Судан, Алжир, Марокко, Египет…

Азия

Афганистан, Ирак, Иран, Садовская Аравия, Сирия…

Европа и Азия

Турция

Представление в Исламе про душу человека и загробную жизнь, ничем не отличается от христианских. Душа это сверхъестественная и бессмертная часть человека, которая может жить вне тела. Загробный мир состоит из:

  • Джанна (аналог Рая у христиан). Место (прекрасный сад), куда после смерти попадает душа мусульманина-праведника.
  • Джаханнам (подобие Ада) Неверные и грешники попадают в полыхающий огнем глубокий ров.

Но самое главное учение в Исламе состоит в том, что каждый мусульманин должен минимум один раз в своей жизни, посетить святыню мусульман – Мекку. Если у человека нет денег, или ему мешают в совершении паломничества плохое физическое состояние (болезни, инвалидность), он обязательно должен направить в Мекку своего заместителя.

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Фикх

Что делать, если имам совершает масх на простые носки?

Вопрос: Я понимаю, что делать масх на обычные носки во время вуду не является допустимым. Но, в офисе я замечаю, что большинство людей п…

20 429

7 ноября, 14

Течения и секты

Современная наука опровергает убеждения, что Аллах находится буквально «вверху»

«Достоверные научные данные подтверждают, что Земля вращается вокруг собственной оси. Это приводит к постоянному смещению ее сторон, так …

7 480

16 октября, 14

Хадис

Дайте определение сахих хадисам, не совершая таклид

Когда шейх был в Медине, к нему подошел один человек и сказал: «Я хочу обсудить с вами некоторые вопросы. Однако, у меня есть условие: мы…

8 036
12 июня, 14

Манхадж

Кто знает лучше?

Некоторые наши современники, принижающие фикх четырех Имамов и их последователей, на самом деле поступают так из-за того, что рассматрива…

11 021

25 апреля, 14

Манхадж

Таклид в Коране

Мы ясно дали понять ранее, что: «Опора ставится на общие слова аята, а не на отдельное положение, для которого он был ниспослан». Таким о…

12 458

7 апреля, 14

Манхадж

Как я стал ханафитом

В детстве я жил в деревне. И вот возник вопрос, куда отправить меня учить Коран. В деревне была всего одна мечеть, где почти каждую пятни…

25 554

5 января, 14

Друзы

1. Адепты и распространение.

Численность друзов на 2016 год составляет порядка 1,5 миллионов человек. Проживают они по большей части на Ближнем Востоке – в Сирии, Ливане, Израиле.

2. Название.

Слово «друз» является видоизменённым от имени Дарази, шиитского богослова, проповеди которого легли в основу религиозного учения друзов. Между тем, сами себя друзы называют «мувахиддун» («люди единого Бога»).

3. История возникновения.

Большая часть друзов происходит из южноливанских племён, поэтому данное течение является не только религиозным, но и этническим. Религия друзов возникла в 10 веке под влиянием проповедей Дарази. Этнически друзы представляют собой смесь арабов с местными племенами – самаритянами, потомками хеттов и арамеев. В религиозном смысле друзы образовались как одна из ветвей исмаилитов.

4. Идеология и обычаи.

Особенностью данного направления является то, что принять веру друзов постороннему человеку невозможно. По религиозной доктрине, стать друзом может только человек, родителями которого были друзы. Это привело к формированию друзов как обособленной этнической группы, со своими традициями и обычаями. В целом же религия друзов полна изотерики и мистицизма. Так, они единственное мусульманское течение, которое проповедует догму о переселении душ после смерти. Друзы не соблюдают обязательный для других мусульман пост, также у них не обязательна молитва и запрещено многожёнство. В то же время они признают Аллаха единым Богом, а Мухаммеда – его пророком.

Течения суннитского ислама

Наряду с религиозно-правовыми школами в исламе различают также исламские течения, которых насчитывается несколько десятков. Расхождения между этими течениями заключаются в ряде религиозных вопросов.

Суфизм

Одно из течений суннитского ислама, суть которого заключается в том, что в центре этого учения находятся призыв к тому, чтобы человек очистил для Всевышнего Аллаха свое сердце. Суфизм основывается на концепции, которая предписывает человеку стремиться достичь связи с Аллахом. По суфизму, это достижимо посредством тарикатов и орденов, сформированных и возглавляемых лидерами, которые представляют собой духовных преемников учителей древности.

В традиционной религии ислам суфизм доминирует в ряде стран, но существуют и страны, где отношение к суфизму остается неоднозначным, поскольку оппоненты этого течения говорят о том, что суфизм искажает ислам в определенных вопросах посредством традиций индуизма и христианства. По мнению оппонентов суфизма, некоторые практики суфизма вступают в противоречие с исламом – чрезмерное почитание почивших предков, возведение покойникам мавзолеев, экстатические пляски представителей суфизма. Критике подвергается и основополагающая концепция суфизма, суть которой сводится к тому, что суфий растворяется в Боге.

Большое количество людей в мире причисляют себя к суфизму, применяя те практики, которые приведены выше. А поскольку в своей практике они используют и те методы, которые вызывают критику, отклоняясь от ислама истинного, критика переходит и на весь суфизм, хотя различия между суфийскими организациями, орденами и тарикатами могут быть весьма существенными.

Салафия

Салафия – это еще одно исламское религиозное течение или направление, и его название в переводе с арабского языка на русский означает «предки» или «предшественники». В этом исламском течении нашли точку соприкосновения многие мусульманские деятели, которые придерживались того варианта веры, который преобладал во времена первой мусульманской религиозной общины, и на разных исторических этапах развития ислама призывали к этому своих последователей.

Салафия предполагает, что ориентироваться мусульмане должны на праведных мусульман, которые стояли у истоков ислама, а все то, что впоследствии было введено в ислам, салафиты считают ересью (бида). По мнению салафитов, бида:

  • трактовка священной Книги Аллаха Коран с точки зрения символико-аллегорического метода;
  • нововведения, привнесенные в религию ислам после контакта исламской цивилизации с западным миром.

К числу известных салафитов относят таких ученых-богословов ислама, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, , а также других богословов. В литературе Запада для обозначения салафии и ее идеологии используются преимущественно такие термины, как «фундаментализм», «возрожденчество» и «традиционализм».

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб считал, что настоящий ислам исповедовали первые три поколения мусульман, которые являлись последователями Пророка Мухаммада ﷺ. Это объясняло то, что Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб был противником нововведений, вошедших в более поздние исторические периоды в мусульманскую религию.

Салафиты, а именно последователи Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба оказали серьезное влияние на то, как закончилась освободительная война против Турции на территории нынешней Саудовской Аравии. Движение салафитов было признано основателем Саудовской Аравии принцем, а в последствии первым королем саудитов Абдуль-Азизом ибн Саудом.

Шииты

Название второй по величине в исламе ветви, шиизма, в переводе с арабского языка означает «партия» «приверженцы». Она сформировалась в результате того, что спустя некоторое время после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ отделилась группа мусульман, считавших, что в мусульманской общине власть должна принадлежать потомкам Фатимы и Али, то есть дочери Пророка Мухаммада ﷺ и двоюродного брата Пророка Мухаммеда ﷺ.

Шииты, в отличие от мусульман суннитов, придерживаются мнения, что право на имамат, то есть верховное руководство общиной, должно принадлежать только потомку из рода Али по божественному установлению. Сначала шииты были не столько религиозной, сколько политической партией, но позднее они стали самостоятельным религиозно-правовым течением – это произошло уже во время жизни и деятельности Джафара ас-Садыка, шестого имама.

Шиитов традиционно подразделяют на умеренных и крайних шиитов, к которым относятся шииты-двунадесятники или шииты-имамиты, алавиты, исмаилиты и прочие.

Шииты-двунадесятники

Шиитов-двунадесятников также называют иснаашаритами или имамитами, и эта группа преобладает в шиитском исламе. Преимущественно шииты-двунадесятники распространены в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне, Ливане и некоторых других странах. Шииты-двунадесятники в большей свой части придерживаются джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

Исмаилиты разделились на две группы в девятом веке. Для фатимидских исмаилитов характерно признание скрытых имамов, а для карамитов было характерно мнение, что имамов должно быть семь. Ветвь карамитов прекратила свое существование в конце одиннадцатого – начале двенадцатого веков.

Фатимиды раскололись после смерти ал-Мустанасира, фатимидского халифа, в 1094 году на восточных исмаилитов или низаритов, которые поддерживали приход к власти Низара, старшего сына Мустанасира, и на мусталитов, которые признавали имамом только аль-Мустали, фатимидского халифа. Из низаритских сект самую большую известность получили хашшашины или ассасины. Друзы и карматы также являются ответвлениями исмаилитов.

Зейдиты

Зейдиты относятся к ветви умеренных шиитов и распространены преимущественно в Йемене на северо-востоке страны, а нуктавиты, одна из ветвей зейдитов, получили распространение в Иране. По идеологическим воззрениям зейдиты ближе всего к суннитам из всех шиитских групп, хотя в последнее время наблюдается принятие многими зейдитами убеждений шиитов-имамитов.

Гулат

Группа исламских шиитских сект объединена названием «Гулат», что в переводе с арабского языка означает «чрезмерствующие». Представители этих групп верят в обладание шиитскими имамами, являющимися потомками Пророка Мухаммада ﷺ и Али, качествами божественности. К группе сект «Гулат» относятся:

  • гурабиты, название которых произошло от арабского слова «ворон», верящие в схожесть внешности Али и Пророка Мухаммада ﷺ как «одного ворона на другого», что и стало причиной того, что пророчество было предоставлено Пророку Мухаммаду ﷺ ошибочно, поскольку ангел Джибриль просто перепутал их;
  • алавиты или нусайриты, верящие в троицу айн-мим-син (название, произошедшее от первых букв имени Али, Мухаммад и Сальман Перс). Представители алавитов сосредоточены в западной части Сирии, в Турции и на севере Ливана. Они верят в Али как представителя Бога на земле вместо Пророка Мухаммада ﷺ;
  • даймиты, верящие в то, что Мухаммад ﷺ был посланником бога, а богом был Али;
  • базигиты, верящие в шестого имама Джафара аль-Садыка как бога, чьими посланниками были все предшествующие ему имамы;
  • йафуриты, верящие в то, что богом был Муаммар из Куфы;
  • кайсаниты, верящие в то, что имамат перешел после смерти Хусайна ибн Али на Абуль-Касима Мухаммада ибн аль-Ханафию, а после смерти аль-Ханафии распался на несколько групп;
  • эзотерическое учение крайних шиитов «Ахлю-ль-Хакк», которое возникло в Месопотамии и было распространено в западной части Ирана и восточной части Ирака среди курдского населения;
  • к «гулат» или чрезмерствующим шиитам относят всех крайних шиитов, как шииты-имамиты, исмаилиты и прочие.

Влияние суннизма и шиизма на исламскую культуру

Суннизм и шиизм — два основных течения в исламе, которые оказывают значительное влияние на исламскую культуру и обычаи. Оба течения имеют свои отличительные черты и особенности, которые формируют религиозные практики и культурные традиции исламского сообщества.

Совместное влияние суннизма и шиизма

Суннизм и шиизм имеют общие основы: веру в единого Аллаха, пророка Мухаммеда, Коран и исламский закон — шариат. Оба течения ценят справедливость, милосердие и добродетель.

Исламская культура, формировавшаяся под влиянием суннизма и шиизма, отразила эти ценности в своих искусственных проявлениях. Исламское искусство, архитектура и литература во многом основаны на символизме и этнической особенности. Классическая арабская поэзия и сказания передают глубокие духовные ценности и моральные принципы ислама.

Оба течения также способствовали формированию общественных норм и моральных ценностей в исламской культуре. Следование религиозным обрядам и традициям, семейные ценности, воспитание и образование, уважение к старшим и миролюбие — все это является частью исламской культуры.

Отличия в влиянии суннизма и шиизма на исламскую культуру

Несмотря на совместные черты, суннизм и шиизм оказывают различное влияние на развитие исламской культуры. Суннизм, являясь более массовым направлением, представляет собой большую часть исламского мира, и его практики и традиции имеют более широкое распространение.

Исламская культура, связанная со суннизмом, отличается своей открытостью и толерантностью. Это отражается в приветствии гостеприимства, стремлении к соблюдению моральных принципов и справедливости, уважении к другим религиям и культурам. Суннитская культура активно взаимодействует с другими культурами и распространяет исламские ценности и идеалы по всему миру.

Шиизм, в свою очередь, оказывает значительное влияние на исламскую культуру через свои ритуалы и обряды. Шиитская архитектура и искусство отличаются своими особыми стилями и символами. Шиитская культура также обладает более глубоким пониманием имаматов и их роли в общине, что отражается в обрядовой практике и общественных нормах.

Заключение

Суннизм и шиизм являются двумя основными течениями ислама, каждое из которых оказывает влияние на исламскую культуру. Оба течения способствуют формированию традиций, ценностей, общественных норм и искусства в исламском мире. Однако различия в практиках, обычаях и ритуалах также приводят к разнообразию исламской культуры и ее проявлений.

Раскол шиитов и суннитов

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Кровавая Верблюжья битва

Две армии встретились на подступах города Басра. Сначала стороны пытались вести переговоры, но постепенно между двумя лагерями разгорались стычки. Это закончилось полномасштабным ударом. Битва вошла в историю как Битва верблюдов. Как отсылка к животному, на котором ехала Айша и которое сыграло ключевую роль в событиях.

Айша сидела в хауде – платформе, привязанной к спине верблюда. Со своей позиции она могла обозревать поле боя и была хорошо видна как своим войскам, так и врагу.

По имеющимся данным, битва получилась невероятно кровопролитной. Говорят, что поле боя было усеяно грудами павших солдат и отрубленными частями тел. Возможно, в течение дня погибло до 10 000 человек.

Армия повстанцев начала сражение, но силы Али вскоре одержали верх. Самые ожесточенные бои развернулись вокруг верблюда Айши, где последователи отчаянно пытались защитить ее.

Стрелы вились вокруг ее хауды и вонзались в древесину. Однако, 45-летняя Айша оставалась невредимой, но в конце концов солдатам Али удалось отрезать ноги животному и повалить его на землю. Силы Айши сдались, а их лидер была взята в плен.

Али относился к Айше с большим уважением. Он сохранил ей жизнь и отправил обратно в Медину. Там она прожила еще двадцать лет, но не принимала активного участия в жизни государства.

Битва при Сиффине

Верблюжья битва была не только очень кровавой. Это также было первое крупное сражение между последователями ислама. Таким образом, этот инцидент нанес глубокую рану исламскому сообществу.

Не смотря на победу, у Али тоже не было возможности отдохнуть. Убийцы Усмана все еще оставались на свободе, и бои продолжались. Теперь Али бросил вызов губернатор Сирии, Муавия. Он принадлежал к тому же клану, что и Усман. Эти события стали известны как фитна (смута, война).

В следующем году силы Али и Муавии столкнулись в крупном сражении при Сиффине в Сирии. В течение трех дней войска сражались на равнинах реки Евфрат. Но долгие и ожесточенные бои, оставили исход битвы неопределенным. Али был вынужден вступить в переговоры с Муавией.

Харджиты подняли новое восстание

Многие сторонники Али не могли смириться с тем, что он ведет переговоры с врагом, и поэтому отказались от него. Группа стала известна как хариджиты – “те, кто выходит”. И они подняли новое восстание против Али. И хотя он разгромил повстанцев в бою у Нахравана в 658, группа продолжила существование.

Три года спустя Али был убит харджитом во время намаза в мечети в городе Куфа в Ираке, который Али сделал столицей своей империи.

После смерти Али, Муавия стал новым халифом и стал основателем династии Омейядов. Преемник Муавии будет править мусульманской империей почти сто лет. К тому времени, когда династия была свергнута в 750 году, арабская империя расширилась до современных Испании и Марокко на Западе; и до Пакистана и Афганистана на Востоке.

Обвинения в адрес первых трех праведных халифов, Абу Бакра, Умара и Усмана, и многих других сподвижников и жен Пророка ﷺ

 
Шииты обвиняют первых трех праведных халифов в несправедливом захвате власти в умме мусульман (которая должна была якобы принадлежать Али, да будет доволен им Аллах), и многих сподвижников в искажении религии.
 
Мы знаем, что Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) являлись самыми близкими сподвижниками и друзьями Пророка ﷺ. Их самопожертвование, храбрость и поддержка религии известны из многих исторических фактов. Кроме того, Пророк ﷺ называл их в числе десяти сподвижников, которым был при жизни обещан Рай. Шииты, однако, называют Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) лицемерами (мунафиками), предназначенными адскому огню, и произносят проклятия и оскорбления в их адрес. Многие ученые Ахлю-Сунна считают подобные убеждения неверием.

 
Также шииты питают особую нелюбовь к жене Пророкаﷺ Аише (да будет доволен ей Аллах), в частности, они считают ее виновной в прелюбодеянии (в истории с ожерельем, когда ее оклеветали, но Аллах оправдал ее).
 

Религиозные убеждения суннитов

Сунниты (от люди сунны —
священное предание, рассказывающее о жизни Пророка) являются самым огромным ответвлением исламского мира. Общая численность составляет более 1,1 миллиарда
человек.

Религиозные убеждения суннитов
:

  • Коран является первоисточником источником духовных знаний, и является словом Аллаха.
  • Сподвижник и духовный лидер (халиф) выбирается среди людей, имеющих огромный авторитет в общине.
  • Не допускается выходить замуж за христианина или еврея. А вот жениться на представительницах любых религий можно.
  • Мольба происходит со скрещенными на груди руками 5 раз в день: на заре, полдень, вечер, заход солнца, перед сном.
  • Верят, что Аллаха можно увидеть в вечном мире
    .

Раздел мусульман на два лагеря, шиитов и суннитов, произошел после смерти Пророка Мухаммада
. Именно тогда, сунниты выбрали своим лидером тестя Мухаммада — Абу Бакра
. Он был одним из четырех лидеров суннитов, который следовал делам Пророка. Другая, малочисленная часть мусульман, выбрала в качестве своего духовного наставника зятя Пророка — Али ибн Абу Талиб.

Шииты и Сунниты — одни из десяток концессий мусульман, хоть и являются самыми крупными. Есть еще исламизм, друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. течения. Сейчас, странами
c
мусульманским
строем являются сорок государств мира
.

Представление в Исламе про душу человека и загробную жизнь
, ничем не отличается от христианских. Душа это сверхъестественная и бессмертная часть человека, которая может жить вне тела. Загробный мир состоит из:

  • Джанна
    (аналог Рая у христиан). Место (прекрасный сад), куда после смерти попадает душа мусульманина-праведника.
  • Джаханнам
    (подобие Ада) Неверные и грешники попадают в полыхающий огнем глубокий ров.

Но самое главное учение в Исламе состоит в том, что каждый мусульманин должен минимум один раз в своей жизни, посетить святыню мусульман — Мекку

. Если у человека нет денег, или ему мешают в совершении паломничества плохое физическое состояние (болезни, инвалидность), он обязательно должен направить в Мекку своего заместителя.

Сунниты и шииты сейчас

Вооруженные конфликты в мусульманском мире зачастую происходят на фоне суннито-шиитского противоборства, несмотря на это большинство мусульман не смогут объяснить, какие именно расхождения в их течениях вынуждают их взяться за оружие и прибегать к насилию.

Инициаторами таких конфликтов чаще всего бывают сунниты, это объясняется их численным превосходством. Причины по которым они вступают в вооруженный конфликт, можно мягко назвать надуманными. Большим раздражением для всех суннитов является то, что шииты изменили текст декларации веры и к обычным словам добавляют: «Али друг Аллаха». Это очень сильно злит суннитов, но все же не так сильно, чтобы ради этого проливать кровь.

Политические конфликты подливают масла в пламя, поэтому в последнее время появляется все больше экстремистских организации. И хотя шииты всегда винят своих оппонентов в агрессии именно у них появилась такая экстремистская группировка как «Хезболла». Большинство экспертов сходится во мнении, что их внутреннее противостояние не столько опасно, сколько внешние воздействие. Страны из вне, постоянно пытаются стравить государства играя именно на таких противоречиях. Последствия этих действий мы можем видеть уже сейчас, одним из них является появление на свет такой группировки как «Исламское государство»(запрещена в РФ).

Оцените статью