Ислам: краткий обзор мировых религий

Религия ислам шиизм и суннизм Суннизм

Друзы

1. Адепты и распространение.

Численность друзов на 2016 год составляет порядка 1,5 миллионов человек. Проживают они по большей части на Ближнем Востоке – в Сирии, Ливане, Израиле.

2. Название.

Слово «друз» является видоизменённым от имени Дарази, шиитского богослова, проповеди которого легли в основу религиозного учения друзов. Между тем, сами себя друзы называют «мувахиддун» («люди единого Бога»).

3. История возникновения.

Большая часть друзов происходит из южноливанских племён, поэтому данное течение является не только религиозным, но и этническим. Религия друзов возникла в 10 веке под влиянием проповедей Дарази. Этнически друзы представляют собой смесь арабов с местными племенами – самаритянами, потомками хеттов и арамеев. В религиозном смысле друзы образовались как одна из ветвей исмаилитов.

4. Идеология и обычаи.

Особенностью данного направления является то, что принять веру друзов постороннему человеку невозможно. По религиозной доктрине, стать друзом может только человек, родителями которого были друзы. Это привело к формированию друзов как обособленной этнической группы, со своими традициями и обычаями. В целом же религия друзов полна изотерики и мистицизма. Так, они единственное мусульманское течение, которое проповедует догму о переселении душ после смерти. Друзы не соблюдают обязательный для других мусульман пост, также у них не обязательна молитва и запрещено многожёнство. В то же время они признают Аллаха единым Богом, а Мухаммеда – его пророком.

Суннизм

Суннизм – это второй вариант разрешения вопроса власти в Исламе. Представители данного течения после смерти Мухаммеда настаивали на том, что управление как духовной, так и светской сферами жизни должно концентрироваться в руках уммы – религиозной общины, которая избирает из своего числа предводителя.

Суннитские улемы – хранители правоверия – отличаются ревностным следованием традициям, древним письменным источникам. Поэтому наряду с Кораном большое значение играет Сунна – свод текстов о жизни последнего пророка. На основе этих текстов первые улемы выработали свод правил, догматов, следование которым означает движение правильным путём. Суннизм – это религия книжной традиции и подчинения религиозной общине.

В настоящее время суннизм – наиболее распространённое течение ислама, охватывающее около 80 % всех мусульман.

Ашариты

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

X век.

Идеи

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл – творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Течения суннитского ислама

Наряду с религиозно-правовыми школами в исламе различают также исламские течения, которых насчитывается несколько десятков. Расхождения между этими течениями заключаются в ряде религиозных вопросов.

Суфизм

Одно из течений суннитского ислама, суть которого заключается в том, что в центре этого учения находятся призыв к тому, чтобы человек очистил для Всевышнего Аллаха свое сердце. Суфизм основывается на концепции, которая предписывает человеку стремиться достичь связи с Аллахом. По суфизму, это достижимо посредством тарикатов и орденов, сформированных и возглавляемых лидерами, которые представляют собой духовных преемников учителей древности.

В традиционной религии ислам суфизм доминирует в ряде стран, но существуют и страны, где отношение к суфизму остается неоднозначным, поскольку оппоненты этого течения говорят о том, что суфизм искажает ислам в определенных вопросах посредством традиций индуизма и христианства. По мнению оппонентов суфизма, некоторые практики суфизма вступают в противоречие с исламом – чрезмерное почитание почивших предков, возведение покойникам мавзолеев, экстатические пляски представителей суфизма. Критике подвергается и основополагающая концепция суфизма, суть которой сводится к тому, что суфий растворяется в Боге.

Большое количество людей в мире причисляют себя к суфизму, применяя те практики, которые приведены выше. А поскольку в своей практике они используют и те методы, которые вызывают критику, отклоняясь от ислама истинного, критика переходит и на весь суфизм, хотя различия между суфийскими организациями, орденами и тарикатами могут быть весьма существенными.

Салафия

Салафия – это еще одно исламское религиозное течение или направление, и его название в переводе с арабского языка на русский означает «предки» или «предшественники». В этом исламском течении нашли точку соприкосновения многие мусульманские деятели, которые придерживались того варианта веры, который преобладал во времена первой мусульманской религиозной общины, и на разных исторических этапах развития ислама призывали к этому своих последователей.

Салафия предполагает, что ориентироваться мусульмане должны на праведных мусульман, которые стояли у истоков ислама, а все то, что впоследствии было введено в ислам, салафиты считают ересью (бида). По мнению салафитов, бида:

  • трактовка священной Книги Аллаха Коран с точки зрения символико-аллегорического метода;
  • нововведения, привнесенные в религию ислам после контакта исламской цивилизации с западным миром.

К числу известных салафитов относят таких ученых-богословов ислама, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, , а также других богословов. В литературе Запада для обозначения салафии и ее идеологии используются преимущественно такие термины, как «фундаментализм», «возрожденчество» и «традиционализм».

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб считал, что настоящий ислам исповедовали первые три поколения мусульман, которые являлись последователями Пророка Мухаммада ﷺ. Это объясняло то, что Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб был противником нововведений, вошедших в более поздние исторические периоды в мусульманскую религию.

Салафиты, а именно последователи Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба оказали серьезное влияние на то, как закончилась освободительная война против Турции на территории нынешней Саудовской Аравии. Движение салафитов было признано основателем Саудовской Аравии принцем, а в последствии первым королем саудитов Абдуль-Азизом ибн Саудом.

Чем отличаются эти течения

Главным отличием рассматриваемых направлений ислама считается способ избрания власти, а также отношение к ней. Сунниты воспринимают имама как духовное лицо, которое является главным в мечети.

Шииты имеют к этому совершенно иное отношение. По их религии, имам считается духовным лидером, который занимается не только верой, но и вопросами политики. Это лицо стоит над государственными органами. Оно обязательно должно быть потомком пророка Мухаммеда.

По религиозным взглядам

Сунниты чтут только пророка Мухаммеда. Отличием шиитов считается то, что они поклоняются и его двоюродному брату Али. Сунниты чтят весь текст сунны, а шииты – лишь ее часть, которая относится к самому пророку и членам его семьи.

По истории появления

Раскол мусульман на два религиозных направления был связан с политическими факторами. Во второй половине седьмого века после завершения правления халифа Али в Арабском халифате появились споры относительно того, кто должен занять его место. Шииты считали, что власть должна перейти к его потомкам.

Другие последователи ислама не хотели наделять род исключительными привилегиями и предлагали выбрать другую кандидатуру. Свою позицию сторонники этой теории объясняли выдержками из сунны. Именно поэтому их стали называть суннитами.

По численности сторонников

Кого из мусульман больше? Этот вопрос интересует многих. Большая часть представителей религии принадлежит к суннизму. По разным подсчетам, их доля составляет 85-90 %.

По прочим факторам

К другим отличиям между суннитским и шиитским направлениями ислама относят следующее:

  1. Крупнейшие мусульманские праздники – Ураза-байрам и Курбан-байрам – обе ветви ислама отмечают одинаково. При этом празднование дня Ашура отличается. В шиизме этот день считается поминальным.
  2. Представители этих религий отличаются отношением к временному браку. Шииты считают его нормальным, тогда как сунниты воспринимают эту меру незаконной, поскольку пророк Мухаммед отменил эту норму.
  3. Существуют отличия в местах традиционного паломничества. Сунниты предпочитают совершать их в Медину и Мекку, которые расположены в Саудовской Аравии. В шиизме чтят Кербелу и Эн-Наджаф, которые находятся в Ираке.
  4. Суннитам требуется совершать 5 намазов в день. В шиизме достаточно 3 молитв.

Суфисты

Что обозначает название

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло

VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев

Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания

Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.

Идеи и обычаи

Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Суннизм Ислам | Исламская Сунна | Кратко о Cуннизме

Название: Суннизм («поведение», «образ действий»)

Суннизм — одно из основных направлений ислама. Второе направление носит название — шиизм. Отличительной чертой суннизма является признание не только Корана, но и Сунны. Сунна — свод правил, который регулирует все стороны жизни правоверного мусульманина, на основе преданий о действиях и изречениях пророка Мухаммеда.

Другое принципиальное отличие от шиизма — отвержение постулата о духовных истоках халифата и непризнание чудесных свойств за потомками пророка.

Большинство мусульман являются суннитами (более 1 млрд. человек во всем мире, т.е. 90% от всех исповедующих ислам). Несмотря на внешнюю ортодоксальность и косность суннизма, данное религиозное направление ислама получило творческое развитие в рамках мистического суфизма и различных философских школ.

Один из ключевых постулатов, которого должен придерживаться каждый правоверный последователь суннизма, — это признание первых четырех халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Также к числу обязательных требований к сунниту относится принятие шести канонических общепризнанных сборников хадисов, которые представляют из себя предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Изначально хадисы существовали только в устном варианте, но с 8 века появились первые письменные записи.

Наибольшим авторитетом среди сборников хадисов считается Аль-джами ас-сахих (составитель — Мухаммад аль-Бухари). Данный сборник включает более 7000 хадисов и описывает полный комплекс правил поведения правоверного мусульманина. Подробно указывается, что является дозволенным (мандуб), а что запрещенным (макрух), как нужно соблюдать ритуалы, правильно питаться, одеваться, взаимодействовать с людьми, вести торговлю и т.д. Эта система является составной частью пяти понятий, которые регулируют все стороны жизни мусульманина.

Необходимо отметить, что суннизм достаточно терпимо относится к местным обычаям и традициям народов, принимающих ислам. По возможности существующие устои согласовывались с положениями шариата и приравнивались к нему.

Большую роль в суннизме играет отправление религиозных праздников и обрядов. Среди самых отмечаемых праздников — «ид аль-адха» — праздник жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), «ид аль-фитр» — праздник разговения (1–2 числа месяца шавваль), «маулид ан-наби» — день рождения пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), «мирадж» — ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб), «лайлат аль-кадр» — ночь предопределения (27 числа месяца рамадан).

В суннизме, как и во многих других религиях, присутствует реформаторская составляющая, в частности в настоящее время активно рассматривается вопрос о возможности слияния четырех мазхабов и допустимости практики иджтихада (свободного рассуждения). Закономерно, что подобные реформистские веяния сильнее всего в мусульманских странах, являющихся богатыми и включенными в процесс глобализации — Турция, Объединенные арабские эмираты.

Интересные факты об Исламе

Раздел мусульман на два лагеря, шиитов и суннитов, произошел после смерти Пророка Мухаммада. Именно тогда, сунниты выбрали своим лидером тестя Мухаммада – Абу Бакра. Он был одним из четырех лидеров суннитов, который следовал делам Пророка. Другая, малочисленная часть мусульман, выбрала в качестве своего духовного наставника зятя Пророка – Али ибн Абу Талиб.

Направление ислама

Страны, где среди населения преобладают представители одного движения

Шииты

Иран, Азербайджан, Ирак, Бахрейн.

Значительное количество (около 30% от всего населения) – Ливан и Кувейт.

Сунниты

Самые большие страны — Сирия, Турция, Узбекистан, Саудовская Аравия, Алжир, Египет.

Шииты и Сунниты – одни из десяток концессий мусульман, хоть и являются самыми крупными. Есть еще исламизм, друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. течения. Сейчас, странами c мусульманским строем являются сорок государств мира.

Географическое положение

Самые крупные представители

Европа

Албания

Африка

Судан, Алжир, Марокко, Египет…

Азия

Афганистан, Ирак, Иран, Садовская Аравия, Сирия…

Европа и Азия

Турция

Представление в Исламе про душу человека и загробную жизнь, ничем не отличается от христианских. Душа это сверхъестественная и бессмертная часть человека, которая может жить вне тела. Загробный мир состоит из:

  • Джанна (аналог Рая у христиан). Место (прекрасный сад), куда после смерти попадает душа мусульманина-праведника.
  • Джаханнам (подобие Ада) Неверные и грешники попадают в полыхающий огнем глубокий ров.

Но самое главное учение в Исламе состоит в том, что каждый мусульманин должен минимум один раз в своей жизни, посетить святыню мусульман – Мекку. Если у человека нет денег, или ему мешают в совершении паломничества плохое физическое состояние (болезни, инвалидность), он обязательно должен направить в Мекку своего заместителя.

Примечания

  1. ^ , в Историческом словаре , Институт Итальянской энциклопедии, 2011. Проверено 27 мая 2019 .
  2. , в Treccani.it — ​​Словарь Треккани онлайн , Институт Итальянской энциклопедии. Проверено 27 мая 2019 г. .
  3. , в Treccani.it — ​​Словарь Треккани онлайн , Институт Итальянской энциклопедии. Проверено 27 мая 2019 г. .
  4. Журнал восточных исследований , 26 (1951), стр. 41-46.
  5. Подумайте — просто чтобы привести несколько примеров — о фигуре Беназир Бхутто , избранной суннитским премьер-министром Пакистана в 1988 году, Шейх Хасине , избранной премьер-министром суннитской Бангладеш в 2009 году, или до этого о роли, которую сыграла Аиша в битве. Верблюда в 656 году или Ситт аль-Мульк , сестре аль-Хакима I , в фатимидском шиитском Египте в 996 году.
  6. ↑ Джанет Л. Абу-Лугод (соавтор), в Майкл Р. Т. Дампер и Брюс Э. Стэнли (редакторы), , ABC-CLIO , 2007, стр.  , ISBN 978-1-5760-7919-5 .
  7. М. Тотах, «Возвращение к истокам: обсуждение современного и несовременного в старом городе Дамаска», на: City & Society 21.1 (2009): 58-81.
  8. Рони Бергер, «Впечатления и мысли случайного туриста в Тунисе в январе 2011 г.», в: Журнал международных женских исследований 12.1 (2011), стр. 177-178.
  9. Нагель, Рональд Л. «Евреи Сахары», Einstein Journal of Biology and Medicine 21.1 (2016), стр. 25-32.
  10. Рэй Харрис и Халид Козер, «Ислам в Сахеле» о: Преемственность и изменения в тунисском Сахеле , Routledge, 2018, стр. 107-120.
  11. ↑ Анита Витулло, , в Журнале палестинских исследований , том. 33, 2003, с. 68–83, DOI . цитата: С раннего ислама святилища Хеврона и Иерусалима были святыми местами, уступавшими только Мекке и Медине; Мечеть Ибрахими многими считалась четвертой святыней ислама. Мусульмане верят, что святилище Хеврона посетил пророк Мухаммед во время своего мистического ночного путешествия из Мекки в Иерусалим.
  12. Кевин Джонс, «Славяне и татары: словесность», на: ArtAsiaPacific 91 (2014), с. 141.
  13. Разия Султанова, От шаманизма к суфизму: женщины, ислам и культура в Центральной Азии . Т. 3. ИБ Таврида, 2011.
  14. и К.А. Нзех, «Религиозные мероприятия и их туристический потенциал в Нигерии», в: Международный журнал исследований в области искусства и социальных наук 1 (2009), стр. 286-298.
  15. Мир, Альтаф Хуссейн, Влияние туризма на развитие Кашмирской долины . Дисс. Алигархский мусульманский университет, 2008 г.
  16. Патрик Деспла, «Создание города Харари в Эфиопии: строительство и оспаривание святых мест в Хараре», на: Размеры местности: мусульманские святые, их место и пространство 8 (2008), с. 149.

Суфии

1. Адепты и распространение.

Суффизм – достаточно гибкое и многоликое явление в современном исламском обществе. Являясь частью суннизма, данное направление распространено во многих исламских странах. При этом, ввиду размытости и многоликости, точное число адептов этого учения установить достаточно сложно. На территории России суфизм особенно распространён на Северном Кавказе, где его последователи именуются мюридами.

2. Название.

Этимология слова «суфизм» (تصوف) восходит к арабскому «суф» — шерсть. Грубое шерстяное одеяние было традиционным для странствующих суфиев-аскетов. Другие версии происхождения названия – «ас-сафа» — «духовная чистота», или «ас-суфа» — нищие последователи Мухаммеда, кормившиеся с его стола.

3. История появления.

Возникновение суфизма относят к 7 – 8 веку, когда в традиционном исламе (будущий суннизм) возникло мистическо – аскетическое направление. Оформился суфизм в качестве обособленной части суннизма в 9 – 10 веках. В это время в разных частях халифата появляются суфийские школы, оформляются основы идеологии данного учения. В 12 – 14 веках суфизм становится важным фактором, влияющим на развитие исламского общества во многих странах. Развитие институтов суфизма сопровождалось увеличением числа его сторонников. Особенно это проявилось в Османской империи, где возникают многочисленные «братства» — таррикаты. В России особого развития суфизм достиг в 19 веке в Дагестане и Чечне, где было образовано государство мюридов во главе с имамом Шамилем.

4. Идеология и обычаи.

В основе учения суфиев лежит постулат аскетизма как основного пути духовного воспитания и роста. Богословы-суфии проповедовали презрение ко всем земным богатствам – деньгам, власти, пище и т.д. При этом отмечается большая роль мистицизма и даже эзотерики в данном учении. Учёные суфии всегда отличались склонностью к философскому осмыслению Корана и других священных писаний мусульман, разработке собственной теологической терминологии. Кроме этого, первоначально суфиям было свойственно строгое соблюдение положений Корана и неукоснительное следование сунне пророка.

Ученики суфийских богословов именовались мюридами, из среды которых вышло много теологов и моджахедов («борцов за веру»). Также непосредственно с суфизмом связан институт дервишей — мусульманских монахов-аскетов. В дальнейшем суфийские школы, расположенные в различных частях мира начинают испытывать влияние других религий и философских направлений, а само течение всё больше отдалятся от нужд и потребностей простых мусульман, замыкаясь в себе. За это суфизм часто подвергается критике со стороны адептов так называемого «чистого ислама».

Суннизм и шиизм: различия

Основное различие шиитов и суннитов – это вопрос об источнике власти. Первые полагаются на авторитет осенённого божественной волей по праву родства, вторые – на традицию и решение общины. Для суннитов первостепенное значение имеет написанное в Коране, Сунне и некоторых других источниках. На их базе были сформулированы основные идейные принципы, верность которым означает следование истинной вере.

Шииты верят, что через имама свершается воля Бога, подобно тому как у католиков она персонифицируется в образе Папы Римского

Важно, что власть передаётся по наследству, поскольку лишь те, кто связан кровным родством с последним пророком Мухаммедом, несут на себе благословение Всевышнего. После исчезновения последнего имама власть была передана улемам – учёным и богословам, которые выступают как коллективный представитель пропавшего имама, ожидаемого шиитами подобно Христу у христиан

Различие направлений проявляется также в том, что для шиитов светская и духовная власть не может быть разделена и концентрируется в руках одного лидера. Сунниты выступают за разделение духовной и политической сфер влияния.

Шииты отрицают авторитет первых трёх халифов – сподвижников Мухаммеда. Сунниты, со своей стороны, считают их за это еретиками, которые поклоняются двенадцати имамам, менее знакомым с пророком. Также существует положение исламского права, согласно которому лишь общее решение авторитетных лиц имеет решающее значение в религиозных вопросах. На этом и основываются сунниты, избирая верховного правителя голосованием общины.

Существует также разница в отправлении обрядов у шиитов и суннитов. Хотя молятся и те и другие по 5 раз на дню, однако положение рук у них различается. Также у шиитов, например, существует традиция самобичевания, не принятая у суннитов.

Суннизм и шиизм на сегодняшний день — наиболее распространённые течения ислама. Особняком стоит суфизм – система мистических и религиозных представлений, сформировавшаяся на основе аскетизма, отказа от мирской жизни и строгого следования заветам веры.

Шииты

Название второй по величине в исламе ветви, шиизма, в переводе с арабского языка означает «партия» «приверженцы». Она сформировалась в результате того, что спустя некоторое время после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ отделилась группа мусульман, считавших, что в мусульманской общине власть должна принадлежать потомкам Фатимы и Али, то есть дочери Пророка Мухаммада ﷺ и двоюродного брата Пророка Мухаммеда ﷺ.

Шииты, в отличие от мусульман суннитов, придерживаются мнения, что право на имамат, то есть верховное руководство общиной, должно принадлежать только потомку из рода Али по божественному установлению. Сначала шииты были не столько религиозной, сколько политической партией, но позднее они стали самостоятельным религиозно-правовым течением – это произошло уже во время жизни и деятельности Джафара ас-Садыка, шестого имама.

Шиитов традиционно подразделяют на умеренных и крайних шиитов, к которым относятся шииты-двунадесятники или шииты-имамиты, алавиты, исмаилиты и прочие.

Шииты-двунадесятники

Шиитов-двунадесятников также называют иснаашаритами или имамитами, и эта группа преобладает в шиитском исламе. Преимущественно шииты-двунадесятники распространены в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне, Ливане и некоторых других странах. Шииты-двунадесятники в большей свой части придерживаются джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

Исмаилиты разделились на две группы в девятом веке. Для фатимидских исмаилитов характерно признание скрытых имамов, а для карамитов было характерно мнение, что имамов должно быть семь. Ветвь карамитов прекратила свое существование в конце одиннадцатого – начале двенадцатого веков.

Фатимиды раскололись после смерти ал-Мустанасира, фатимидского халифа, в 1094 году на восточных исмаилитов или низаритов, которые поддерживали приход к власти Низара, старшего сына Мустанасира, и на мусталитов, которые признавали имамом только аль-Мустали, фатимидского халифа. Из низаритских сект самую большую известность получили хашшашины или ассасины. Друзы и карматы также являются ответвлениями исмаилитов.

Зейдиты

Зейдиты относятся к ветви умеренных шиитов и распространены преимущественно в Йемене на северо-востоке страны, а нуктавиты, одна из ветвей зейдитов, получили распространение в Иране. По идеологическим воззрениям зейдиты ближе всего к суннитам из всех шиитских групп, хотя в последнее время наблюдается принятие многими зейдитами убеждений шиитов-имамитов.

Гулат

Группа исламских шиитских сект объединена названием «Гулат», что в переводе с арабского языка означает «чрезмерствующие». Представители этих групп верят в обладание шиитскими имамами, являющимися потомками Пророка Мухаммада ﷺ и Али, качествами божественности. К группе сект «Гулат» относятся:

  • гурабиты, название которых произошло от арабского слова «ворон», верящие в схожесть внешности Али и Пророка Мухаммада ﷺ как «одного ворона на другого», что и стало причиной того, что пророчество было предоставлено Пророку Мухаммаду ﷺ ошибочно, поскольку ангел Джибриль просто перепутал их;
  • алавиты или нусайриты, верящие в троицу айн-мим-син (название, произошедшее от первых букв имени Али, Мухаммад и Сальман Перс). Представители алавитов сосредоточены в западной части Сирии, в Турции и на севере Ливана. Они верят в Али как представителя Бога на земле вместо Пророка Мухаммада ﷺ;
  • даймиты, верящие в то, что Мухаммад ﷺ был посланником бога, а богом был Али;
  • базигиты, верящие в шестого имама Джафара аль-Садыка как бога, чьими посланниками были все предшествующие ему имамы;
  • йафуриты, верящие в то, что богом был Муаммар из Куфы;
  • кайсаниты, верящие в то, что имамат перешел после смерти Хусайна ибн Али на Абуль-Касима Мухаммада ибн аль-Ханафию, а после смерти аль-Ханафии распался на несколько групп;
  • эзотерическое учение крайних шиитов «Ахлю-ль-Хакк», которое возникло в Месопотамии и было распространено в западной части Ирана и восточной части Ирака среди курдского населения;
  • к «гулат» или чрезмерствующим шиитам относят всех крайних шиитов, как шииты-имамиты, исмаилиты и прочие.
Оцените статью