Шииты и сунниты: различия в вероисповедании

Концепция правления в шиитском и суннитском исламе. сходства и различия. часть 1 | институт ближнего востока Суннизм

Религиозные убеждения суннитов

Сунниты (от люди сунны —
священное предание, рассказывающее о жизни Пророка) являются самым огромным ответвлением исламского мира. Общая численность составляет более 1,1 миллиарда
человек.

Религиозные убеждения суннитов
:

  • Коран является первоисточником источником духовных знаний, и является словом Аллаха.
  • Сподвижник и духовный лидер (халиф) выбирается среди людей, имеющих огромный авторитет в общине.
  • Не допускается выходить замуж за христианина или еврея. А вот жениться на представительницах любых религий можно.
  • Мольба происходит со скрещенными на груди руками 5 раз в день: на заре, полдень, вечер, заход солнца, перед сном.
  • Верят, что Аллаха можно увидеть в вечном мире
    .

Раздел мусульман на два лагеря, шиитов и суннитов, произошел после смерти Пророка Мухаммада
. Именно тогда, сунниты выбрали своим лидером тестя Мухаммада — Абу Бакра
. Он был одним из четырех лидеров суннитов, который следовал делам Пророка. Другая, малочисленная часть мусульман, выбрала в качестве своего духовного наставника зятя Пророка — Али ибн Абу Талиб.

Шииты и Сунниты — одни из десяток концессий мусульман, хоть и являются самыми крупными. Есть еще исламизм, друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. течения. Сейчас, странами
c
мусульманским
строем являются сорок государств мира
.

Представление в Исламе про душу человека и загробную жизнь
, ничем не отличается от христианских. Душа это сверхъестественная и бессмертная часть человека, которая может жить вне тела. Загробный мир состоит из:

  • Джанна
    (аналог Рая у христиан). Место (прекрасный сад), куда после смерти попадает душа мусульманина-праведника.
  • Джаханнам
    (подобие Ада) Неверные и грешники попадают в полыхающий огнем глубокий ров.

Но самое главное учение в Исламе состоит в том, что каждый мусульманин должен минимум один раз в своей жизни, посетить святыню мусульман — Мекку

. Если у человека нет денег, или ему мешают в совершении паломничества плохое физическое состояние (болезни, инвалидность), он обязательно должен направить в Мекку своего заместителя.

Сходство

Одна вера

Обе ветви ислама признают только одного бога (Аллаха) и следуют учительству пророка Мухаммада, который является основоположником ислама. Сунниты и шииты исповедуют пять столпов ислама, которые включают в себя:

  • Исповедание веры
  • Соблюдение молитвы
  • Фастинг (пост)
  • Оказание помощи нуждающимся
  • Совершение хаджа (паломничество в Мекку)

Один Коран

Коран является священным текстом ислама и одним из главных источников религиозных учений для обеих ветвей. Коран имеет высокое значение в исламе, как для суннитов, так и для шиитов. Все мусульмане считают его божественным откровением, которое диктуется Аллахом Мухаммаду через ангела Гавриила.

Один пророк

Обе ветви ислама почитают одного пророка — Мухаммада — как пророка Аллаха. В обеих ветвях не только верят в его послание, но и исповедуют его личную жизнь и поощряют его деяния.

Возникновение Ислама и его Основные Учения

Одно из основных учений Ислама — это монотеизм, вера в единого Бога, Аллаха. В Коране говорится: «Веруешь ли ты, что в другом многоосновного нет в другом?». Это заклинание становится основой для ислама. Верующие признают, что Аллах един и обладает абсолютной властью над всем миром.

Другое важное учение Ислама — это вера в пророков. Пророк Мухаммад является последним и самым значительным из пророков

Согласно Корану, «Мухаммад — посланник Аллаха и его слово обладает истиной». Исламские последователи признают пророка Мухаммада как руководителя и учителя и следуют его примеру в своей повседневной жизни.

Принципиальный элемент ислама — это выполнение пяти основных обязанностей, которые называются «пиллярами ислама». Эти пилляры включают в себя шахаду (единобожие), салат (молитва), закят (пожертвование), саум (пост) и хадж (паломничество в Мекку). Практика этих обязанностей является основой для чистоты и духовной жизни мусульманина.

Исследование Корана и традиций пророка Мухаммада способствует развитию мудрости и духовного роста каждого мусульманина. Следование учениям Ислама позволяет верующим жить справедливо, мирно и милосердно к другим

Важно понимать историю возникновения Ислама и его основные учения, чтобы привести более гармоничную и счастливую жизнь

Друзы

Что обозначает название

По имени одного из основателей течения Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, исмаилитского проповедника, применявшего самые радикальные методы проповеди. Однако сами друзы используют самоназвание «муваххидун» («объединившиеся» или «единобожники»). Причем нередко негативно относятся к ад-Дарази и считают название «друзы» оскорбительным.

Когда возникло

XI век.

Сколько приверженцев

Более 3 миллионов человек. Происхождение друзов вызывает споры: одни их считают потомками старейшего арабского племени, другие — смешанным арабо-персидским (по другим версиям арабо-курдским или арабо-арамейским) населением много веков назад прибывшим на эти земли.

Основные районы проживания

Сирия, Ливан, Израиль.

Идеи

Друзы считаются ответвлением исмаилитов. Друзом считают человека по рождению, и он не может перейти в другую религию. Принимают принцип «благоразумного сокрытия веры», при этом обман иноверцев ради интересов общины не осуждается. Высшие духовные лица зовутся «аджавид» (совершенные). В разговоре с мусульманами обычно позиционируют себя как мусульман, однако, в Израиле чаще определяют учение в качестве самостоятельной религии. Верят в переселение душ.

У друзов нет многоженства, молитва не обязательна и может заменяться медитацией, пост отсутствует, но заменяется периодами молчания (воздержания от открытия истины непосвященным). Закят (милостыня в пользу бедных) не предусмотрен, а воспринимается как взаимопомощь. Из праздников отмечают Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и день траура Ашура. Как и в остальном арабском мире в присутствии чужака женщина должна скрывать свое лицо. Все, что происходит от Бога (и доброе, и злое) должно приниматься безоговорочно.

Что такое суннит?

Суннит — арабское слово. Это основная ветвь ислама, которая имеет большое значение в религии ислама.

Большинство людей, исповедующих ислам, принадлежат к этой общине. Эти общины считают себя традиционной ветвью и отличаются от шиитской общины.

Люди суннитской общины придерживаются ортодоксальной идеологии. Они уделяют больше внимания своим обычаям.

Иджма, консенсусный орган, разработанный суннитской общиной, включает обычаи и обычаи, не упомянутые в Коране. Известно, что первые четыре халифа суннитской общины являются преемниками пророка Мухаммеда, но шиитская идеология сильно отличается.

Сунниты долгое время сохраняли господство, установленное Мухаммедом в Медине. Так он руководил исламом.

То есть их руководство обеспечивалось политической реальностью. Слово «сунниты» происходит от фразы «Ахль ас-Суннат» или «люди традиции», от чего и произошло его суннитское название.

Люди этой общины ссылаются на традиции, которые были сказаны или исполнены Пророком Мухаммедом. Сунной руководствуются все люди, исповедующие ислам, но суннитская община уделяет ей больше внимания.

Люди шиитской общины также руководствовались знаниями потомков пророка Мухаммеда через его зятя и двоюродного брата Али.

Основные верования суннитского ислама

Название суннит происходит от слова «сунна», что означает «традиция». Эта секта считает, что они следуют истинной традиции пророка Мухаммеда. Мусульмане-сунниты исповедуют ислам, поскольку их толкование исламского закона направляет их. Эти интерпретации следуют четырем различным школам мышления: ханафи, малики, шафииты и ханбали. Они основаны на учении 4 ранних исламских ученых. Некоторые мусульмане-сунниты считают, что исламский закон должен основываться только на одной из этих интерпретаций, другие полагают, что приемлемо выбирать интерпретации конкретных вопросов от каждого ученого и смешивать учения.

Военные действия между течениями

Война суннитов и шиитов долгое время сдерживалась. Да, были многочисленные столкновения, однако это никогда не выливалось в большую резню мирного населения, с большим количеством жертв. Долгое время эти два течения мирно уживались друг с другом. Новый всплеск нетерпимости начался в 1979 году, когда произошла Исламская революция в Иране.

С тех пор войной разных направлений в исламе заняты многие страны, где жителями являются мусульмане. К примеру, в Сирии противостояние длится уже долгое время. Все начиналось как борьба между действующим правительством и оппозиционерами, а переросло в кровавый конфликт между суннитами и шиитами. Так как в Сирии больше мусульман первого течения, а правительство было из второго, то совсем скоро это стало иметь большое значение. Помимо того, правящую верхушку данного государства поддерживает Иран, шииты в котором являются большинством.

Также следует сказать и о Пакистане, где в последнее время религиозная вражда направлена практически на всех иных представителей религиозных течений. Радикальным силам в стране не по вкусу не только пакистанские шииты, но и христиане, и другие конфессии, которые представлены в этом государстве. Ведь само оно было образовано для всех мусульман (считая и меньшинства, которые проживали на тот момент на территории).

Следует отметить и непрекращающийся конфликт на территории Ирака. Только в 2013 году в государстве погибло больше шести миллионов мирных жителей. Считается, что это самая большая цифра за последние пять лет. Еще нужно сказать о войне в Йемене, где значительная часть населения — шииты.

Как видно, в конфликте находится очень большое количество территорий и стран. Однако действительно ли все так просто? На самом ли деле это естественный ход событий? Возможно, это кому-то выгодно? Ведь война всегда — это чьи-то интересы, причем, не всегда государственные. Зачастую конфликт нужен тогда, когда всплывают меркантильные желания власть имущих. Ведь до сих пор все войны на востоке не урегулированы, продолжаются столкновения с радикальными группировками, в странах имеется большое количество оружия, которое широко применяется.

Разница в убеждениях

Что касается убеждений то и мусульмане-сунниты, и мусульмане-шииты согласны с пятью столпами ислама (подробнее про пять столпов ислама).

Хотя сунниты почитают Али, они не почитают своих имамов как обладающих даром божественного заступничества. Шииты почитают своих имамов, полагая, что они наделены непогрешимостью в толковании Корана. Во многом это отражает то, как в католики почитают Папу Римского. Сунниты проводят общественные молитвы и верят, что могут иметь прямые отношения с Богом.

Мусульмане сунниты молятся пять раз в день (фадр):

  1. утренняя двухракаатная молитва (фаджр);
  2. полуденная четырёхракаатная молитва (зухр);
  3. предвечерняя четырёхракаатная молитва (аср);
  4. вечерняя трёхракаатная молитва (магриб);
  5. ночная четырёхракаатная молитва (иша).

Мусульмане шииты молятся только три раза — утром, во время обеда и на закате. При этом у шиитов имеются различные ответвления, которые придерживаются разного мнения на этот вопрос. Некоторые шииты объединяют молитвы зухр и аср, а также магриб и иша, совершая пять молитв. Некоторые шииты совершают молитвы так же 5 раз в день, как сунниты.

Еще одно важное различие между двумя исламскими ветвями заключается в том, что мусульмане шииты разрешают временный брак с фиксированным сроком, известный как мутта. Первоначально мутта была разрешена во времена Пророка Мухаммада, а теперь продвигается в Иране консервативными священнослужителями и феминистками

Последняя группа стремится преуменьшить одержимость женской девственностью, которая преобладает в обеих формах ислама, указывая на то, что только одна из тринадцати жен Пророка была девственницей, когда он женился на ней

Первоначально мутта была разрешена во времена Пророка Мухаммада, а теперь продвигается в Иране консервативными священнослужителями и феминистками. Последняя группа стремится преуменьшить одержимость женской девственностью, которая преобладает в обеих формах ислама, указывая на то, что только одна из тринадцати жен Пророка была девственницей, когда он женился на ней.

Шиизм

Шииты — последователи второго, по числу приверженцев, направления в исламе. Признают единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда только четвертого халифа Али и его потомков. Вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.) часть его сподвижников выступила за Али и за сохранение верховной власти в «семье пророка», считая присягу Абу Бакру незаконной. В ходе борьбы за власть в начале второй половины VII века образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику пророка.

После убийства Али его приверженцы — шииты — стали вести борьбу за возвращение верховной власти (имамата) в «семью пророка», под которой они подразумевали исключительно Алидов, то есть потомков Али. Первоначально большая часть шиитов считала, что право Алидов на имамат основывается на родстве Али с пророком и его личных качествах. Однако еще при жизни Али некоторые его приверженцы начали проповедовать «божественность» имамата, утверждая, что пророк непосредственным распоряжением избрал Али своим духовным преемников (васи).

В противоположность суннитам и хариджитам, провозглашавшим выборность главы общины, шииты, исходя из божественной природы верховной власти и рассматривая ее как таинственную эманацию «божественной благодати» в роду Али, принципиально отвергали саму возможность избрания имама. Опираясь на многочисленные предания и аллегорическое толкование отдельных мест в Коране, согласно которым пророк, как считали шииты, определенно указал на Али как на своего преемника и оставил ему духовное завещание, они отстаивали принцип наследственной верховной власти в роду Али и передачи ее от отца к сыну.

Шииты на протяжении всей истории ислама вели борьбу за возвращение власти потомкам Али. Наиболее успешно эту борьбу вели зайдиты и исмаилиты, которым удавалось в разных концах мусульманского мира (Табаристан, Йемен, Египет) создавать алидские государства.

Согласно шиитской доктрине, имам исполняет три функции:

1. Правителя исламской общины, преемника пророка в устроении людских дел.

2. Толкователя религиозных знаний и права, конечного авторитета в толковании Корана и преданий.

3. Высшего духовного авторитета, ведущего людей к пониманию скрытого смысла вещей.

Власть имама, таким образом, распространяется не только па мирскую и духовную жизнь людей, но и на невидимый мир. Имам не нуждается в каком-либо дополнительном источнике власти, каким для суннитов стало иджма — формальное выражение коллективной воли общины. Исходя из божественной природы верховной власти, шииты с самого начала рассматривали своих имамов как единственно законных и полномочных представителей Аллаха на земле. Шиитские имамы — это наместники Аллаха, «врата», через которые можно приблизиться к Богу, наследники пророческих знаний.

Шииты признают 12 таких имамов, последний из которых (Мухаммед) таинственно «исчез» в IX веке. Исчезнувший имам был провозглашен «скрытым», но продолжающим руководить общиной через своих посредников — муджтахидов, которые считаются в шиитском исламе высшими духовными авторитетами, призванными на период «сокрытия» имама вести общину верным путем.

И настоящее время шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского ислама придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Йемена и Бахрейна.

Раздел 2: Правовые и политические аспекты

Суннитский ислам приверженцы считают, что их правители должны быть выбраны на основе консенсуса сообщества (умма). Это приводит к возникновению суннитской доктрины о калифате, который рассматривается как политическая должность, исполняемая выбранными мусульманами. Сунниты также привержены принципу шуры (совета), который предполагает, что принятие политических решений должно осуществляться путем консультаций и согласования.

В отличие от этого, шииты считают, что право на лидерство и наследование власти принадлежит потомкам Али, зятья и кузена пророка Мухаммеда, которых они считают божественно назначенными имамами. Шииты полагают, что назначение имама происходит через принцип имамата, который дает ключевую роль в определении политической линии.

Политическая и правовая структура также различается между суннитами и шиитами. В большинстве суннитских стран государственные законы основаны на мусульманском праве (шариате), но без преобладания одной конкретной школы права. Сунниты обычно придерживаются принципа толерантности и уважения к различным правовым школам.

С другой стороны, шииты имеют более установленную правовую школу, называемую джафари или имамитской. В странах, где шииты составляют большую часть населения, такие как Иран, Ирак и Бахрейн, шиитская вера оказывает сильное влияние на конституцию и законы, и шиитская юриспруденция становится официально признанным и законодательным источником.

Таким образом, суннизм и шиизм имеют различия в правовых и политических аспектах, таких как система наследования власти, политическая структура и влияние религиозного права на законодательство. Принципы согласия и наследования имеют свою уникальную роль в обеих ветвях ислама, формируя разные системы управления и правовые структуры.

Убийство шиитов в Ираке

Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.

Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.

Хариджиты

Что обозначает название

«Выступившие», «покинувшие».

Когда возникло

После битвы между Али и Муавией 657 года.

Сколько приверженцев

Небольшие группы, не более 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Оман

Идеи и обычаи

Разделяют основные взгляды суннитов, однако признают только первых двух праведных халифов — Умара и Абу Бакра, выступают за равенство всех мусульман уммы (арабов и других народов), за выборность халифов и обладание ими лишь исполнительной властью.

В исламе различают большие грехи (многобожие, клевета, убийство верующего, бегство с поля боя, слабоверие, прелюбодеяние, совершение малого греха в Мекке, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины) и малые грехи (нерекомендуемые и запрещенные действия).

По мнению хариджитов, за большой грех мусульманин приравнивается к неверному.

Ислам для всех: раздел Вопрос-Ответ для обсуждения и понимания

Какие особенности и отличия между ваххабизмом, суннизмом и шиизмом?
Ваххабизм, суннизм и шиизм являются тремя основными направлениями в исламе и имеют ряд отличий в культуре, верованиях и практике. Приведу некоторые из этих отличий:
В чем основные принципы ваххабизма?
Ваххабизм — это либерально интерпретируемое течение суннизма, основанное на учении и преданиях пророка Мухаммада и его сподвижников

Ваххабизм уделяет особое внимание монотеизму, и строго следует Корану и хадисам. Некоторые из его основных принципов включают веру в единого Бога, Аллаха, подчинение его воле и следование примеру пророка Мухаммада.

Содержимое

Положения ислама
Как прославлять Аллаха
Ислам в мире
Информация мусульманам
Написано в Коране
Говорили пророки
Правила жизни
Знаменитые мечети
Слова молитвы

Мальчик, у которого на теле проявляются аяты Священного Корана: удивительное лечение от аллаха

Шейх из Саудовской Аравии и Его Жены: Путь мудрости, гармонии и благополучия

Преодоление вражды

Углубившись в изучение вопроса, кто такие салафиты, можно прийти к выводу, что использование идеологии религиозных течений в корыстных целях правящей элиты разжигает войны и кровавые конфликты. В это время происходит смена власти. Однако вера людей не должна становиться причиной братоубийственной вражды.

Как показывает опыт множества государств Востока, сосуществовать мирно могут представители обоих ортодоксальных направлений в исламе. Это возможно при соответствующей позиции властей по отношению к религиозной идеологии каждой общины. Любой человек должен иметь возможность исповедовать ту веру, которую он считает правильной, не утверждая, что инакомыслящие — это враги.

Примером мирного сосуществования приверженцев разных верований в мусульманском сообществе выступает семья Башада Асада. Он исповедует алавитское направление, а его жена является сунниткой. Он празднует как мусульманский суннитский Ид аль-Адх, так и христианскую Пасху.

Углубляясь в мусульманскую религиозную идеологию, можно разобраться в общих чертах, кто такие салафиты. Хотя их и принято отождествлять с ваххабитами, истинная суть этой веры далека от подобных взглядов на ислам. Грубая замена основных принципов религии Востока выгодными правящей элите принципами ведет к обострению конфликтов между представителями различных религиозных общин и кровопролитию.

Оцените статью